Концессия против госзаказа - теперь "тувинское дело"

В феврале 2020 года Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа вынес решение по спору между Республикой Тыва и региональным управлением ФАС России, связанному с заключением концессионных соглашений на строительство школ и детских садов в регионе. На сегодняшний день это дело, предметом спора которого фактически стала переквалификация концессионных соглашений в госконтракты, является первым, по которому вынесено постановление суда кассационной инстанции.

В апреле 2019 года Министерство земельных и имущественных отношений Тывы разместило на официальном сайте торгов (torgi.gov.ru) предложения инициаторов о заключении концессионных соглашений в отношении объектов образования. Концедентом должно было выступить Правительство Тывы в лице регионального министерства образования и науки. В мае в Тывинское УФАС поступили жалобы от заинтересованного лица, по итогам проверки концессионных соглашений антимонопольное ведомство выдало предупреждение министерству образования республики с требованием расторгнуть заключенные соглашения. Однако чиновники не согласились с этим и попытались оспорить предупреждение УФАС в суде. В итоге суды трех инстанций поддержали позицию антимонопольного органа и отказали министерству в удовлетворении заявленных требований.

Среди прочего, суды руководствовались тем, что любые мероприятия государственных программ являются государственной нуждой и поэтому должны реализовываться на основании государственных контрактов. Также суды указали, что заключению концессионных соглашений предшествовали несостоявшиеся процедуры проведения закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе, что, по их мнению, также указывает на необходимость заключения именно госконтрактов.

"В своих решениях суды сочли, что механизм платежей по спорным концессионным соглашениям аналогичен механизму платежей в государственном контракте, и поэтому заключенные соглашения не могут быть признаны концессионными соглашениями. Важно отметить, что качество соглашений действительно вызывает вопросы, и в этом плане решения судов не должны стать заградительными при принятии решений о реализации проектов в форме концессионных соглашений. Тем не менее, в них вновь возник, пока еще не решенный и в законодательстве, вопрос о четком разграничении концессионных соглашений и государственных контрактов", – отмечает старший юрист Национального Центра ГЧП Анна Батуева.

Национальный Центр ГЧП вместе с ведущими экспертами рынка подробно проанализирует, какие условия концессионных соглашений повлекли за собой их переквалификацию в государственный контракт, на какие аспекты обратили внимание суды, где находится грань между концессионным соглашением и государственным (муниципальным) контрактом и на что следует обратить внимание, чтобы снизить риски оспаривания соглашений.

Полный текст экспертного релиза будет опубликован на платформе «РОСИНФРА» в марте.