ИТОГИ работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва за 2011 год и направления деятельности на 2012 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

ИТОГИ

работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва за 2011 год и направления деятельности на 2012 год

К сфере осуществления государственного контроля Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов относится надзор федеральных законов О защите конкуренции, О естественных монополиях, О рекламе, О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, надзор федерального законодательства в сфере электро- и теплоэнергии.

С 01 января 2012 г. полномочия ФАС России в области осуществления контроля дополнены вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 г. « О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических шлиц».

Объем работы управления за минувший год по сравнению с 2010 годом в целом возрос в два раза.

Всего Тывинским УФАС России в 2011 году рассмотрено 114 заявлений, жалоб, возбуждено 66 дел про нарушениям антимонопольного законодательства (для сравнения – в 2010 г. 38 дел), 18 дел по законодательству о рекламе, увеличилось количество нарушений законодательства о размещении заказов: рассмотрено 59 жалоб  участников размещения заказа на действия государственных и муниципальных заказчиков, из них признано обоснованными –34 с вынесением решений и предписаний, что составляет более 50 % общего количества поступивших жалоб.

Нарушения в сфере размещения заказов не снизились, а увеличились и в основном связанные с выбором способа разрешения заказа, при разработке и утверждении документации торгов, котировок путем установления требований, ограничивающих количество участников размещения заказа. Как и в прошлом году, большая доля нарушений Закона о размещении заказов выявлена в сфере покупки медицинского оборудования и лекарственных препаратов.

Управлением возбуждено 325 дел об административных правонарушениях ( в 2010 году – 190 дел), по которым привлечено 188 должностных лиц и 350 юридических лиц, сумма наложенных штрафов составила 25 743 тыс. рублей, оплачено штрафов в бюджеты различных уровней более 13.7 млн.рублей, это в пять раз больше, чем в 2010 году, в том числе в республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований – более 2,0 млн.рублей. только ха нарушения законодательства о размещений заказа возбуждено и рассмотрено 117 административных дел. Выявлено  207 нарушений при размещении заказов, привлечено к административной  ответственности 83 должностных лица.

Выявлено 13 нарушений антимонопольного законодательства в нормативных правовых актах органов власти, рассмотрено 8 заявлений о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференции, рассмотрено 2 ходатайства и 4 уведомления в рамках исполнения государственного контроля за экономической концентрацией на рынке естественных монополий и финансовых организаций.

Всего за 2011 год выдано 141 предписание, из них 60 хозяйствующим субъектам о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и 213 предписаний законодательства о рекламе, 21 предписание выдано органам власти о прекращении нарушений антимонопольного законодательства 47 предписаний выдано государственным и муниципальным заказчикам .

Направлены суд 2 предписания о взыскании дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства на розничном рынке нефтепродуктов в сумме 235, 3 тыс. рублей, подано 8 исков в судебные инстанции о признании недействительными нормативные правовые акты органов власти, о признании торгов недействительными.

Так, например, по результатам проведения мониторинга цен на нефтепродукты в отчетном году возбуждено и рассмотрено 5 дел о нарушении требований антимонопольного законодательства в части совершения согласованных действий по установлению и поддержанию цен на дизельное топливо в период января-февраля 2011 года и автомобильного топлива марки АИ_92 в период апреля – мая 2011 года и с прекращением отпуска на отдельных АЗС на территории города Кызылв, Ак-Довурака, Дзун-Хемчситкского и Улуг-Хемского районов. Решениями Тывинского УФАС России ООО «Юпитер», ОАО «ГААО-2», 19 индивидуальных предпринимателей признаны нарушившими антимонопольное законодательство в связи с осуществлением согласованных действий по установлению и поддержанию розничной цены на дизельное топливо и автомобильный бензин марки АИ-92, Арбитражный суд Республики Тыва поддержал решения и предписания Тывинского УФАС.

Сотрудниками управления проведена 121 выездная и документарная проверка органов власти и хозяйствующих субъектов (в 2010 -116).

В региональтный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 % в отчетном году включено 3 хозсубъекта и сейчас в Реестре находится 17 хозяйствующих субъектов, проведено исследование 21 товарного рынка с составлением аналитических отчетов.

 Основная доля нарушений антимонопольного законодательства остается в виде злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на определенном товарном рынке. По данному виду нарушений отмечена повторяемость со столоны ОАО «Тываэнергосбыт», ОАО «Кызылская ТЭЦ», ООО УК «Жилсервис», согласованность  действий по установлению и поддержанию  цен на рынке нефтепродуктов ООО «Юпитер» и отдельными индивидуальными предпринимателями. Установлены факты недобросовестной конкуренции со стороны ГУП «Тувинская энергетическая компания». Повторяемость нарушений антимонопольного законодательства в 2011 году установлена по фактам принятия ограничивающих конкуренцию актов и действий и в отношении органов власти: мэрия города Кызыла, администрации Пий-Хемского, Эрзинского, Кызылского, Тандинского районов республики.

Показатели работы говорят сами за себя: в 2009 г. управление среди 82 территориальных антимонопольных органов по 23 критериям оценки деятельности заняло 48 место в рейтинге антимонопольных управлений, в 2011 году – это место уже стало 30.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что достаточно большой процент решений антимонопольного органа обжалуется в судах и очень приятно, когда управление находит поддержку судов всех инстанций, тем самым подтверждая свою законность и правоту вынесенных решений и административных наказаний.  В более чем  60 % случаев судебными актами решения Тывинского УФАС России остаются в силе.

Планы и приоритетные направления работы территориального антимонопольного управления на предстоящий 2012 год:

-необходимо направить усилия на реализацию мер по сокращению монополистической деятельности, особенно ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями многоквартирных домов,

-осуществлять контроль за ценами на социально-значимых товарных рынках, как, к примеру, на рынке нефтепродуктов и отдельных групп продовольствия,

-совместно с органами власти республики активнее добиваться развития добросовестной конкурентной среды в рамках реализации республиканской Программы развития конкуренции,

-устранение административных барьеров при ведении бизнеса, предоставление субъектам бизнеса государственного и муниципального имущества, земельных, природных и других ресурсов с соблюдением требований федерального законодательства.

-усилить контроль за размещением государственных заказов.  Также с 2012 года в связи с вступлением изменений в Закон о защите конкуренции и отдельные законодательные акты Российской Федерации будет внедряться практика введения новых положений Закона о защите конкуренции, в том числе институтов предупреждения и предостережения, осуществление контроля за картельными сговорами, контроль за оказанием государственных услуг.

Руководитель управления                                                                   О.М.Долгих