ДОКЛАД по итогам работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Тыва за 2011 год и задачах на 2012 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

ДОКЛАД

по итогам работы Управления Федеральной антимонопольной службы

по Республики Тыва за 2011 год  и задачах на 2012 год.

          Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва  уже четвертый год реализует государственную политику в области контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  федеральных государственных нужд и нужд субъекта, муниципальных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов по государственному оборонному заказу), Федеральных законов  от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также надзор   федерального законодательства в сфере электро- и тепло-энергии на терртории республики.

          С 01 января 2012 года полномочия ФАС  России в области  осуществления контроля  дополнены   вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

         Объем работы управления за минувший год по сравнению с 2010 годом  в целом возрос в два раза.

          Работа  управления в 2011 году была направлена на контроль за соблюдением и предупреждением, пресечением  нарушений законодательства в сфере:

- антимонопольного законодательства, особенно рынок розничной торговли нефтепродуктами, рынок электро- и теплоснабжения,  услуг ЖКХ,

-  законодательства о размещении заказов,

- законодательства  о рекламе,

- применение мер административной ответственности к нарушителям законодательства и складывающаяся судебная практика.      

За прошедший год управлением   всего  рассмотрено 114  заявлений, жалоб, возбуждено 66 дел по нарушениям антимонопольного законодательства (для сравнения – в 2010 г. 38 дел), 18 дел по законодательству о рекламе,  увеличилось количество нарушений законодательства о размещении заказов: рассмотрено 59 жалоб  участников размещения заказа на действия государственных и муниципальных заказчиков, из них признано обоснованными – 34 с вынесением решений и предписаний, что составляет более 50 % от общего количества поступивших жалоб.

Выявлено  13 нарушений  антимонопольного законодательства в нормативных правовых актах органов власти, рассмотрено 8 заявлений о даче согласия на предоставление  государственной и муниципальной преференции, рассмотрено 2 ходатайства и 4 уведомления в рамках исполнения государственного контроля за экономической концентрацией на рынке естественных монополий и финансовых организаций.

Всего за 2011 год выдано 141 предписание, из них 60 хозяйствующим субъектам  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и 13 предписаний законодательства о рекламе, 21 предписание выдано органам власти о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, 47 предписаний выдано государственным и муниципальным заказчикам.

Направлено в суд  2 предписания о взыскании дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства на  розничном рынке нефтепродуктов в сумме 00 тыс. рублей, подано 8 исков  в судебные инстанции  о признании недействительными нормативные правовые акты органов власти, о признании торгов недействительными.

Сотрудниками управления проведена  121   выездная и документарная проверка органов власти и хозяйствующих субъектов (в 2010 г.  – 116).

Кратко остановлюсь на каждом из направлений деятельности управления отдельно.

В сфере антимонопольного контроля в соответствии с

Федеральным Законом «О защите конкуренции» установлены правовые основы государственной конкурентной политики, содержащий правовой инструментарий пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и антиконкурентной деятельности органов власти, закон унифицирует правовое регулирование отношений по защите конкуренции на товарных рынках и рынках финансовых услуг.

Всего в 2011 г.  по  структуре нарушений антимонопольного  законодательства возбуждено и рассмотрено:

 - 19 дел  по статье 10 Закона о защите конкуренции — злоупотребление доминирующим положением,  рост составил  на 33 % количества выявленных  нарушений по сравнению с 2010 годом, а  связано  это с увеличением  количества обращений  граждан и юридических лиц  за защитой своих интересов.

Рост количества возбужденных дел  по сравнению с 2010 г. по данной статье закона  составил 35 процентов  или  больше на 5 дел (2010 г. – 14 дел, в 2011 г. - 19 дел). Принято Комиссией Тывинского УФАС России  16 решений о наличии нарушения антимонопольного законодательства  в части:

- навязывания невыгодных условий  договора на оказание услуг,

- необоснованный отказ от заключения договора,

- бездействие  хозяйствующего субъекта при выдаче необходимых документов потребителю услуг,

- применение тарифа на  услуги по передаче электроэнергии, не соответствующему установленному Службой по тарифам Республики Тыва,

-  включение необоснованных затрат  в стоимость  платных медицинских услуг и услуг ЖКХ,

- необоснованное прекращение  предоставление услуг автовокзалов,

- бездействие управляющей компании многоквартирного жилого дома по своевременному и качественному обслуживанию,

- несоблюдение специального порядка   введения ограничения режима потребления электроэнергии потребителям и другие нарушения ущемляющие права и интересы других лиц.

       Три дела было прекращено в виду отсутствия  факта нарушения злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке. Как и в 2010 году большая часть нарушений установлена на рынке электро- и теплоснабжения города Кызыла. Злоупотребляют своим  положением в основном субъекты естественных монополий, такие как ОАО «Тываэнерго», ОАО «Кызылская ТЭЦ», ФГУП «Почта России», а также гарантирующий поставщик - ОАО «Тываэнергосбыт».      

Например: В отношении ОАО «Кызылская ТЭЦ» по заявлению Пограничного Управления ФСБ РФ по РТ на незаконные действия по отказу в проведении проверки готовности узла учета к эксплуатации перед отопительным сезоном 2010-2011г. с составлением повторного акта допуска.

Нарушение со стороны ОАО «Кызылская ТЭЦ» выразилось в не проведении осмотра узла учета тепловой энергии перед отопительным сезоном без указания причин, что при наличии между сторонами подписанного договора, предусматривающего прием в эксплуатацию приборов учета перед каждым отопительным сезоном, указывает на злоупотребление своим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

Без осмотра представителем теплоснабжающей организации узел учета тепловой энергии не может быть признан допущенным в эксплуатацию, а показания о количестве потребленной тепловой энергии, полученные на его основании, не могли быть использованы для определения количества потребленной Пограничным Управлением ФСБ РФ по РТ тепловой энергии.

ОАО «Кызылская ТЭЦ», отказывая в выдаче акта-допуска к эксплуатации прибора учета, фактически препятствовала ведению расчетов за полученную тепловую энергию по приборам учета тепловой энергии, определенной Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя и Рекомендациями по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях.

По результатам рассмотрения заявления Пограничного Управления ФСБ РФ по РТ и материалов дела, в отношении ОАО «Кызылская ТЭЦ» было вынесено решение о признании нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части ущемления интересов Пограничного Управления ФСБ РФ по РТ  путем отказа в выдаче акта-допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя перед отопительным сезоном, в связи с чем ОАО «Кызылская ТЭЦ» выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Решение и предписание судами трех инстанций оставлено в силе. Предписание исполнено. Юридическое и должностное лицо привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП. Постановления в стадии исполнения.

Второй пример: В отношении МУП «Кызылское АТП», являющееся единственным хозяйствующим субъектом на территории г. Кызыла, которое оказывает услуги автовокзала (автобусных станций) по заявлению ОАО «Автоколонна-1967» осуществляющего пассажирские перевозки по маршруту Кызыл-Красноярск.

 Суть нарушения – необоснованный отказ в доступе на привокзальную площадь Автовокзала, принадлежащего МУП «Кызылское АТП» и отказе в продаже билетов через кассы вокзала по маршруту «Кызыл-Красноярск», несмотря на заключенный агентский договор.

Комиссия Тывинского УФАС России в ходе рассмотрения дела установила, что МУП «Кызылское АТП», согласно представленным в дело материалам прекратило исполнять условия агентского договора с 28 мая 2011г., при этом уведомление МУП «Кызылское АТП» о расторжении договора направило только 2 июня 2011г. в адреса дочерних предприятий ОАО «Автоколонна-1967» ( г. Красноярск), доказательств направления уведомления в адрес юридического лица не представлено. Основанием для прекращения исполнения обязательств по договору МУП «Кызылское АТП» является нарушение ОАО «Автоколонна-1967» пункта 2.3.1 агентского договора – осуществление перевозок пассажиров в нарушение утвержденных графиков и расписаний, согласованных с МУП «Кызылское АТП».

По результатам рассмотрения дела Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу об отсутствии доказательств того, что ОАО «Автоколонна-1967» были нарушены условия агентского договора и соответственно оснований для прекращения исполнения его обязательств. На основании чего вынесено решение о признании МУП «Кызылское АТП» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдано предписание. Решение и предписание в судебном порядке не обжаловалось. Предписание в установленный срок  не  исполнено. В отношении МУП «Кызылское АТП» вынесено постановление по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ и наложен штраф в размере 00 рублей.

Еще один из примеров: В отношении ОАО «Тываэнергосбыт» по заявлению граждан "..." и "..." на незаконные действия по расчету оплаты за электроэнергию по завышенному тарифу.

Суть нарушения – расчет задолженности  потребленной электроэнергии в 2010 году по тарифам, установленным на 2011 год.

Комиссия Тывинского УФАС России в ходе рассмотрения дела установила, что ОАО «Тываэнергосбыт» производил начисление задолженности за электроэнергию по тарифу, который не действовал в момент отношений, складывающихся в период потребления электроэнергии в 2010 году, что привело к незаконному взиманию денежных средств, чем ущемляются интересы потребителей электроэнергии.

По результатам рассмотрения дела, Комиссия Тывинского УФАС России вынесла решение о признании ОАО «Тываэнергосбыт» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части ущемления интересов потребителей электроэнергии путем расчета задолженности по тарифу, не подлежащему применению в расчетный период. Решение и предписание в судебном порядке не обжаловались. Предписание исполнено.

Постановлением Тывинского УФАС России от 24.11.2011г. на ОАО «Тываэнергосбыт» за вышеуказанное нарушение был наложен штраф в размере  00 рублей с учетом обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность, а именно совершение однородного правонарушения в течение 1 года и исполнение предписания до окончания административного производства. Постановление обжаловано в Арбитражном суде Республики Тыва и оставлено в силе.

- В минувшем году  очень проблематичным был рынок нефтепродуктов, в связи с чем по факту установления и поддержания розничных цен на автомобильное и дизельное топливо, необоснованного прекращения розничной реализации с АЗС нефтепродуктов  в нескольких районах республики и городе Кызыле, по результатам проводимого мониторинга цен и материалов, поступивших от районных прокуратур республики возбуждено 5 дел о нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции — согласованные действия  хозяйствующих субъектов,  в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц города Кызыла, Ак-Довурака, Чадана, в отношении предпринимателей Улуг-Хемского района  дело было прекращено  в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

Динамика возбужденных дел по согласованным действиям хозяйствующих субъектов по сравнению с 2010 годом возросло в 4,5 раза.   

Так, например, по результатам мониторинга цен на нефтепродукты в отношении 6 хозяйствующих субъектов г. Кызыла возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по факту установления и поддержания розничной цены на дизельное топливо на момент 08.02.2011г. на территории г. Кызыла в размере ... - ... руб. за 1 литр, при отсутствии на то одинаково объективных причин.

 В ходе рассмотрения дела было установлено, что изменение розничных цен на дизельное топливо ОАО «ГААО-2», ООО «Юпитер», ИП "...", ИП "...", ИП "..." и ИП "..." в период с 23 декабря 2010 года по 8 февраля 2011 г., не могут быть одинаковыми в силу различных затрат у хозяйствующих субъектов, непосредственно осуществляющих розничную реализацию дизельного топлива и влияющих на формирование розничных цен. Следовательно, изменение хозяйствующими субъектами розничных цен не является следствием обстоятельств в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты, которые являются ответчиками по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения дела, Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу о нарушении пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции всеми ответчиками по делу, в части совершения согласованных действий направленных на установление и поддержание цен на дизельное топливо на территории г. Кызыла в период с 23 декабря 2010 года по 8 февраля 2011 года.

ООО «Юпитер», ИП "..." на решение Тывинского УФАС России были поданы жалобы в Арбитражный суд Республики Тыва. По результатам рассмотрения жалоб было вынесено решение о законности принятого решения Тывинским УФАС России. В удовлетворении апелляционной жалобы ООО «Юпитер» также было отказано.

Все хозяйствующие субъекты привлечены к административной ответственности и судами оставлены в силе постановления о наложении штрафов на индивидуальных предпринимателей в размере 00 тыс. рублей, в отношении  юридических лиц  по 00 тыс. рублей.

Следующий пример: В период кризиса на рынке автомобильного топлива в апреле-мае 2011 года на территории г. Кызыла Тывинским УФАС России в результате мониторинга были зафиксированы факты установления розничных цен на автомобильное топливо марки АИ-92 до ... рублей за 1 литр.

По результатам изучения поступивших документов, запрошенных у хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию топлива на территории  г. Кызыла, Тывинским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в отношении 14 хозяйствующих субъектов.

В отношении предпринимателя, устанавливавшего розничную цену в размере 50 рублей, документы были получены только в результате проведения оперативных действий УБЭП МВД по РТ.

Проведенный анализ деятельности участников товарного рынка розничной реализации автомобильного топлива марки АИ-92 показал, что изменения хозяйствующими субъектами розничных цен на указанный вид топлива не были вызваны какими-либо объективными факторами, так как на каждую исследуемую дату изменения цены, не установлено увеличения закупочных цен или изменений в структуре издержек, что указывает на отсутствие независимой ценовой политики.

В действиях хозяйствующих субъектов, Комиссией не установлено обстоятельств, которые бы в равной мере вызвали необходимость увеличения розничных цен еще до момента увеличения оптовых цен.

В данных действиях хозяйствующих субъектов четко прослеживается единая модель поведения на рынке автомобильного топлива - воспользовавшись ситуацией дефицита бензина синхронно и практически одновременно увеличивали розничные цен на бензин марки АИ-92 без объективных  на то причин, которые  свидетельствуют о негласно скоординированной ценовой политике, направленной на удовлетворение интересов каждого из хозяйствующих субъектов.

По результатам рассмотрения дела Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу о нарушении пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции  13  хозяйствующими субъектами - ООО «Юпитер», ИП "...", ИП "...", ИП "...", ИП "...", ИП "...", ИП "...", ИП "...", ООО «Тыва-Ойл», ИП "...", ИП "...", ИП "...", ИП "...", в части совершения согласованных действий направленных на установление и поддержание цен на автомобильное топливо марки АИ-92 на территории г.Кызыла в период с 20 апреля 2011 года  по 8 мая 2011 года.

В отношении ОАО "ГААО-2" производство прекращено по причине того, что действия данного общества носили самостоятельный характер и не отвечали признакам согласованности и синхронности.

ООО «Тыва-Ойл», ИП "..." и ИП "..." на решение Тывинского УФАС России подали жалобы в Арбитражный суд Республики Тыва. По результатам рассмотрения жалобы ООО «Тыва-Ойл» было вынесено решение об отмене решения Тывинского УФАС России в части совершения согласованных действий ООО «Тыва-Ойл». Тывинским УФАС России подана апелляционная жалоба.  По жалобам ИП "..." и ИП "..." отказано Арбитражным судом РТ.

В отношении 4 хозяйствующих субъектов муниципального образования Дзун-Хемчикский район по материалам, направленным прокуратурой было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по факту одновременного закрытия всех автозаправочных станций на территории Дзун-Хемчикского района и, вследствие чего, установления стоимости реализации автомобильного топлива марки АИ-92 в размере 35 рублей за 1 литр.

В целях установления наличия факта нарушения пункта 7 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ИП "...", ИП "...", ИП "...", ИП "..." был проведен анализ реализации бензина марки АИ-92 с момента последнего приобретения топлива от поставщиков и наличия остатков на момент 26-27.04.2011г.

Проведенный анализ показал, что у 3 хозяйствующих субъектов отсутствовали основания для прекращения реализации автомобильного топлива марки АИ-92.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ИП "...", ИП "...", ИП "..." воспользовавшись ситуацией дефицита бензина в период с 27.04.2011г. получали необоснованно высокую маржу при неизменных издержках.

По результатам рассмотрения дела, Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу о нарушении пунктов 1, 7 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции ИП "...", ИП "...", ИП "...", в части совершения согласованных действий по прекращению отпуска автомобильного топлива марки АИ-92  в период 26-27.04.2011г. и действий направленных на установление и поддержание цен на автомобильное топливо марки АИ-92 на территории Дзун-Хемчикского района в период с 27 апреля 2011 года  по 7 мая  2011 года.

На данный момент решение и предписание  Тывинского УФАС России   по жалобам индивидуальных предпринимателей рассмотрены в Арбитражном суде Республики Тыва и оставлены в силе.

 Управлением выявлены признаки нарушения  согласованных  действий на рынке страховых услуг при предоставлении ипотечных кредитов на территории Республики Тыва. Страховая компания в настоящее время обжалует принятое решения Тывинского УФАС России в Арбитражном суде Республики Тыва, кредитная  организация предписание управления исполнила.

Также Тывинским УФАС России по результатам плановой проверки в отношении ОАО АКБ «Росбанк» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по факту заключения соглашений со страховыми компаниями ООО «Согласие» и ОАО «Военно-страховая компания».

В ходе рассмотрения дела были представлены доказательства, свидетельствующие о расторжении договоров о сотрудничестве, в связи с чем, действия банка и страховых компаний, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг были расценены как согласованные действия, так как были установлены признаки, удовлетворяющие в совокупности условиям, перечисленным в статье 8 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что страхование по программе ипотечного жилищного кредитования ОАО АКБ «Росбанк» за 2010 год и первое полугодие 2011 года осуществлялось только в двух страховых компаниях ООО СК «Согласие» и ОАО «Военно-страховая компания» на период соответствующий сроку предоставления кредита, при этом другие страховые компании на территории Республики Тыва направили информацию, что при оформлении ипотечных кредитных договоров в ОАО АКБ «Росбанк» заемщикам устно сообщается только о двух компаниях - ООО СК «Согласие» и ОАО «Военно-страховая компания», письменный перечень со списком аккредитованных страховых компаний до заемщиков не доводится, на информационных стендах не вывешивается.

Комиссия пришла к выводу о том, что в интересах каждой из страховых компаний осуществлять взаимодействие с ОАО АКБ «Росбанк», вследствие экономического желания получения выгоды в виде стабильности получения страховых взносов в течение длительного периода и оформления дополнительных видов страхования, а ОАО АКБ «Росбанк» в свою очередь получает гарантированные платежи по страхованию имущества, что уменьшает риски в случае его повреждения, а также отсутствие дополнительных мер контроля по ежегодному заключению договоров страхования имущества заемщиками. Данные действия ОАО АКБ «Росбанк», ООО СК «Согласие» и ОАО «Военно-страховая компания» не являются следствием обстоятельств в равной мере влияющих на них.

По результатам рассмотрения дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении пункта 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции ОАО АКБ «Росбанк», ООО СК «Согласие» и ОАО «Военно-страховая компания», в части совершения согласованных действий на рынке страховых услуг при предоставлении ипотечных кредитов ОАО АКБ «Росбанк» на территории Республики Тыва, выразившееся в осуществлении препятствий доступу других страховых компаний на данный рынок.

ОАО «Военно-страховая компания» обжалует принятое решение в Арбитражном суде Республики Тыва. ОАО АКБ «Росбанк» предписание исполнило.

  • 5 дел возбуждено и рассмотрено по  недобросовестной конкуренции, предусмотренной статьей 14 Закона о защите конкуренции,   нарушения выявлены по результатам проверок  и материалов, направленных правохранительными органами в части продажи или иного введения в оборот товара с незаконным использованием  результатов интеллектуальной деятельности (индивидуальные предприниматели - розничные продавцы медиапродукции), а также распространение  ложных и неточных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

    Рост составил 66,6 % по сравнению с 2010 годом.

Например: По результатам рассмотрения дела, возбужденного  по поступившему заявлению ОАО «Тываэнергосбыт» в отношении ГУП «Тувинская энергетическая компания» по факту нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося в направлении писем бюджетным учреждениям Республики Тыва о переходе на обслуживание к энергосбытовой компании ГУП «Тувинская энергетическая компания» независимо от имеющейся задолженности перед ОАО «Тываэнергосбыт» и в отсутствие договора покупки электроэнергии, создавала у потребителей впечатление, что единственным лицом, имеющим право на законных основаниях оказывать услуги по электроснабжению бюджетным учреждениям является ГУП «Тувинская энергетическая компания», в связи с чем решением Комиссии Тывинского УФАС России ГУП «Тувинская энергетическая компания» признано нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции. Решение и предписание в судебном порядке не обжаловалось. Предписание не исполнено, в результате чего наложен штраф по части 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ и направлено исковое заявление в Арбитражный суд Республики Тыва о понуждении исполнения предписания. В удовлетворении искового заявления во всех трех судебных инстанциях отказано. Наложенный штраф оставлен в силе.

Следующий пример: В ходе рассмотрения дела, возбужденного  по поступившему заявлению ИП "..." в отношении ГУП РТ «Республиканская электрическая компания» по факту незаконного требования  перечисления  денежных средств на счет ГУП «ТЭК», якобы за бездоговорное потребление электрической энергии, установлено, что распространяемая информация без указания на наличие соответствующего подтверждения о принадлежности электрических сетей ГУП РТ «Республиканская электрическая компания» формирует у потребителя представление о единственном продавце услуг на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии. Кроме того, распространяя указанную информацию ГУП РТ «Республиканская электрическая компания» вводит в заблуждение потребителей относительно законности технологического присоединения к сетям ОАО «Тываэнерго» и создает впечатление, что все электрические сети принадлежат ГУП РТ «Республиканская электрическая компания», чем наносится ущерб деловой репутации и могут быть причинены убытки, в виде недополученной прибыли.

По результатам рассмотрения дела, Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу о нарушении ГУП РТ «Республиканская электрическая компания» пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившееся в распространении ложной информации о выявлении бездоговорного потребления электрической энергии.

В период 2011 года сотрудниками УБЭП МВД по РТ в адрес Тывинского УФАС России были направлены материалы в отношении 3 предпринимателей г. Кызыла о реализации контрафактной медиапродукции.

По результатам изучения материалов возбуждены и рассмотрены два дела о нарушении антимонопольного законодательства по факту нарушения требований пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, в отношении 1 предпринимателя дело  рассмотрено в начале 2012г.

ИП "...", ИП "...", ИП "..." признаны нарушившими пункт 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, в части введения в торговый товарооборот аудиовизуальных произведений, записанных на  DVD-дисках без согласия правообладателя. Предписания исполнены. Наложены административные штрафы в размере 00 тыс. рублей на каждого предпринимателя.

- Одно дело возбуждено  по нарушениям требований отбора финансовых организаций по статье 18 Закона о защите конкуренции в части отбора финансовых организаций при заключении договоров обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев  транспортных средств без проведения торгов на сумму свыше 00 тыс. рублей в отношении ФГУП «Почта России». Решение и предписание Тывинского УФАС России было обжаловано  ФГУП «Почта России» в Арбитражном суде республики Тыва, по результатам рассмотрения в марте 2012 г. оставлено в силе.

В целом  в отношении органов власти и местного самоуправления возбуждено и рассмотрено 26 дел по нарушениям антимонопольного законодательства, что на 10 дел больше 2010 года.

В соответствии со статьей 15 Закона «О защите конкуренции»  осуществлялся контроль за действиями органов государственной власти и местного самоуправления с целью пресечения практики, направленной на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в связи с чем установлено, что

  • органами государственной власти и местного самоуправления  допущены нарушения данной статьи в 15 случаях, рост по сравнению с 2010 годом составил в 2 раза. Возбужденные дела указывали на нарушения в  части принятии нормативных правовых актов,  осуществление действий (бездействия) ограничивающих конкуренцию:
  •   на рынке розничной реализации электрической энергии (3 дела)- установление  для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов,  которые предоставляют товар;
  • на рынке  ритуальных услуг (1 дело) — не проведение  конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Кызыла,
  • в сфере лицензирования медицинской деятельности (1дело),
  • в сфере разрешительной деятельности (1 дело), которые необоснованно препятствовали осуществлению  предпринимательской деятельности,
  • и самое большое количество нарушений выявлено  в части предоставления государственной или муниципальной преференции  в нарушение действующего  антимонопольного законодательства - 9 дел.

Обжаловано в судебном порядке 4 решения и предписания Тывинского УФАС России, из которых судами первой, апелляционной и кассационной истанций отменено 1 решение, подана жалоба в Высший арбитражный суд Российской Федерации, 3 дела находятся в стадии судебного разбирательства. И в феврале 2012 г. кассационным судом 2 решения и предписания   управления по установленному нарушению требований Закона о защите конкуренции при предоставлении муниципальной преференции мэрией города Кызыла МУП «Благоустройство», МУП «Кызылское пассажирское предприятие»  оставлены в силе.

Наиболее яркими примерами могут служить следующие нарушения:

* препятствование в осуществлении предпринимательской деятельности при получении разрешительных документов:

- дело № 05-13-01/13-15-11 в отношении Мэрии г. Кызыла по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в не предоставлении разрешения хозяйствующему субъекту на реконструкцию  квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме под нежилое, по основаниям не предусмотренным федеральным законодательством.

На основании действующих норм Жилищного кодекса Российской Федерации Комиссия Тывинского УФАС России в ходе рассмотрения дела установила, что лестничная площадка 1-го этажа входа в подъезд  многоквартирного жилого дома является общей долевой собственностью жильцов  данного подъезда, в связи, с чем бремя расходов на содержание данного имущества в многоквартирном доме должны нести все собственники дома, а не один хозяйствующий субъект, который является так же собственником помещения.

По результатам рассмотренного дела Мэрия г. Кызыла признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, выдано предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства, путем направления в адрес хозяйствующего субъекта письма о незаконности предъявленных требований, предписание Тывинского УФАС России исполнено в установленные им сроки, о чем официально сообщено в антимонопольной орган. В судебном порядке решение и предписание не обжаловалось.

* предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции:

- дело № 05-13-01/35-15-11 в отношении Администрации Тандинского района Республики Тыва по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившееся в предоставлении муниципального недвижимого имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и согласования с антимонопольным органом. 

На основании поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации "..." (пункт 2 раздела 2 протокола от 29.12.2010 года № 8), поручения ФАС России от 25.01.2011 г. № ИА/359-Пр и приказа руководителя Тывинского УФАС России от 15.09.2011 г. № 287 инспекцией Тывинского УФАС России проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения Закона о защите конкуренции Администрацией Тандинского района.

В ходе осмотра Административного здания Администрации Тандинского района Республики Тыва установлено, что на первом этаже административного здания Администрации Тандинского района, функционируют два торговых объекта. На запрос инспекции Тывинского УФАС России были представлены 2 договора аренды нежилого помещения № 4а, общей площадью 7,8 кв.м.,  заключенного между Администрацией Тандинского района Республики Тыва и ИП "..." и  нежилого помещения № 4б, общей площадью 7,3 кв.м., заключенного между Администрацией Тандинского района и индивидуальным предпринимателем Оюн У.Б., заключенные без проведения торов, в связи, с чем Тывинским УФАС России возбуждено дело № 05-13-01/35-15-11. В ходе рассмотрения которого установлено, что кроме указанных договоров, Администрацией Тандинского района Республики Тыва заключен еще 1 договор аренды помещения общей площадью 86,1 квадратных метра с Тувинским филиалом ОАО «Россельхозбанк».

Таким образом,  Комиссия Тывинского УФАС России установила, что исключения предусмотренные часть 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции к отношениям возникшим между Администрацией Тандинского района Республики Тыва и указанными выше хозяйствующими субъектами не применимы, в связи с чем вынесла решение о признании Администрации Тандинского района Республики Тыва нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и выдала предписание о возврате имущества переданного в нарушении антимонопольного законодательства в казну органа местного самоуправления. Предписание исполнено без судебного обжалования, путем расторжения договоров аренды с хозяйствующими субъектами,  о чем официально сообщено в антимонопольный орган с приложением копий соглашений о расторжении договоров аренды муниципального имущества.

* установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары:

- дело № 05-13-01/21-15-11 в отношении  Администрации Пий-Хемского района Республики Тыва по признакам нарушения пунктов 3, 5 части  1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении Администрации Пий-Хемского района Республики Тыва действий направленных на ограничение права ОАО «Тываэнергосбыт» на продажу электрической энергии бюджетным учреждением Пий-Хемского района Республики Тыва и установления для указанных бюджетных учреждений ограничения выбора хозяйствующих  субъектов, которые осуществляют продажу электрической энергии.

На основании утвержденного плана проведения проверок Управления Федеральной антимонопольной по Республике Тыва на 2011 год, поручения ФАС России от 25.01.2011 года № ИА/359-ПР, поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации "..." (пункт 2 раздела 2 протокола от 29.12.2010 года № 8) и приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 05.03.2011 г. № 47 «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица» инспекцией Тывинского УФАС России проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения Закона о защите конкуренции Администрацией Пий-Хемского района Республики Тыва.

В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что распоряжением и.о. председателя администрации Пий-Хемского района Республики Тыва от 20.10.2010 г. № 327 для перехода организаций, находящихся на территории Пий-Хемского района Республики Тыва на обслуживание к энергосбытовой организации ГУП «Тувинская энергетическая компания» руководителям организаций, предприятий, учреждений предписано подписать, скрепить печатью доверенности на представление интересов бюджетных учреждений в ОАО «Тываэнергосбыт», являющимся гарантирующим поставщиком электрической энергии в Республики Тыва, и оба экземпляра, в срок до 22.10.2010 г., предоставить в приемную  администрации Пий-Хемского района.

Распоряжением председателя администрации Пий-Хемского района от 15.02.2011 г. № 38 распоряжение председателя администрации Пий-Хемского района от 20.10.2010 года № 327 «О подписании договоров с ГУП «Тувинская энергетическая компания» отменено.

Однако в ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что ГУП «Тувинская энергетическая компания» выставляет счета и направляет акты сверок за потребленную электроэнергию в адрес бюджетных учреждений Пий-Хемского района на основании уже заключенных договоров энергоснабжения.

По результатам проведенного контрольного мероприятия в отношении Администрации Пий-Хемского района Республики Тыва возбуждено антимонопольное дело № 05-13-01/21-15-11, по результатам которого Администрация Пий-Хемского района признана нарушившей  пункт 3, 5 части  1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части совершения действий направленных на ограничение права ОАО «Тываэнергосбыт» на продажу электрической энергии бюджетным учреждением Пий-Хемского района Республики Тыва и установления для указанных бюджетных учреждений ограничения выбора хозяйствующих  субъектов, которые осуществляют продажу электрической энергии и выдало Администрации Пий-Хемского района Республики Тыва предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции путем направления в адрес подведомственных Администрации Пий-Хемского района Республики Тыва бюджетных учреждений писем или иным образом проинформировать о праве бюджетных учреждений Пий-Хемского района Республики Тыва самостоятельного выбора энергоснабжающей организации или гарантирующего поставщика электрической энергии в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, с особенностями установленными Законом о размещении заказов. Предписание Тывинского УФАС России исполнено без судебного обжалования,  путем направления в адрес подведомственных Администрации Пий-Хемского района Республики Тыва бюджетных учреждений писем о праве самостоятельного выбора энергоснабжающей организации или гарантирующего поставщика электрической энергии в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, с особенностями установленными Законом о размещении заказов, о чем официально сообщено в антимонопольный орган с приложением копий документов.

* прочие нарушения:

- дело № 05-13-01/26-15-11 в отношении Мэрии г. Кызыла по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии органа местного самоуправления в организации проведения конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела г. Кызыла.

Пунктом 1.3 Правил организации ритуальных услуг, содержания работы муниципальных кладбищ г. Кызыла, утвержденных постановлением и.о. Мэра Кызыла от  19.05.2010  г.  №   1357  специализированной службой по  вопросам похоронного дела является хозяйствующий субъект, определяемый по договору с Мэрией г. Кызыла, заключенному на основе проведенного конкурса.

Постановлением   и.о.   Мэра   г.   Кызыла   от   21.05.2010   г.   №   1391   «О мероприятиях по исполнению постановления Мэра г. Кызыла № 1357 от 19.05.2010 года» на период до проведения конкурса на право получения    статуса специализированной службы  по вопросам   похоронного дела в г. Кызыле специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Кызыле определено МУП «Ритуал».

Со дня утверждения и.о. Мэра г. Кызыла правил организации ритуальных услуг, содержания и работы муниципальных кладбищ, постановлением от 19.05.2010 г. № 1357 до момента рассмотрения дела Комиссией Тывинского УФАС России (10.08.2011 г.) Мэрией г. Кызыла не проведен конкурс по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела в г. Кызыле, что в свою очередь приводит к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

Решением Комиссии Тывинского УФАС России по делу № 05-13-01/26-15-11 Мэрия г. Кызыла признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части бездействия в организации проведения конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела г. Кызыла, которое приводит к ограничению конкуренции. В целях устранения допущенных нарушений Мэрии г. Кызыла выдано предписание, которое обжаловано в судебном порядке. Решение и предписание оставлено в силе судом первой инстанции, срок исполнения предписание не истек.

- в  2011 г.  выявлено  1 нарушение  по статье 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в устранении хозяйствующих субъектов с  товарного рынка  при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров. Дело возбуждено в отношении мэрии города Кызыла и службы по тарифам Республики Тыва на основании поступившего заявления от  ряда перевозчиков маршрутных такси № 3,14,15 на действия  Службы по тарифам РТ по факту  оставления тарифа на пассажирские перевозки  маршрутным траснспортом города Кызыла в размере 00 рублей на маршрутах имеющих протяженность свыше 30 км и проходящих по  территории с  другим муниципальным  центром  п. Каа-Хем Кызылского района.

Решение о тарифах на рынке услуг по перевозке пассажиров на городских маршрутах по г. Кызылу было принято на совещании у первого заместителя мэра города Кызыла  совместно  с представителями перевозчиков, что не соответствут  антимонопольному законотельству и указывает на согласованность  действий  между хозяйствующими субъектами и органами власти, что могло привести к ограничению конкуренции на данном рынке, тогда как установление тарифов должен осуществлять уполномоченный  орган государственной власти, в республике — это Служба по тарифам РТ. Решение и предписание обжаловано мэрией города Кызыла и Службой по тарифам Республики Тыва в судебном порядке, судебные разбирательства не окончены.

  • 10 антимонопольных дел возбуждено и рассмотрено по 5 заявлениям  граждан и по инициативе управления  по факту нарушения антимонопольных требований к торгам по статье 17 Закона о защите конкуренции,  по 2 делам производство прекращено в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства. Рост по сравнению с 2010 годом составил в 4 раза.

Основные нарушения  установлены в координации деятельности участников торгов, в создании преимущественных условий участия в торгах, в совершении  при проведении  торгов действий которые могут привести к ограничению конкуренции. По результатам рассмотрения дел, Тывинским УФАС России подано 6 исковых заявлений о признании торгов недействительным, например,  при проведении  открытого конкурса по выбору страховой компании осуществляющей обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств автохозяйства МВД по РТ, при размещение извещения о проведении открытых аукционов на ремонт и обслуживание автодорог, проводимых ГУ «Управление автомобильных дорог», когда участие принимает один участник и  представленные документы в заявке с истекшим сроком  их действия, после окончания срока на подачу заявок, ненадлежащие документы, в частности выписка из ЕГРЮЛ была заменена на заверенную и соответствующего срока действия.

К сожалению в 5 исках отказано, 1 иск еще находится в стадии расммотрения судом. На все отказанные иски в удовлетворении требований Тывинского УФАС России поданы кассационные  и надзорные жалобы.

- Как и в  2010 году в минувшем году выявлены нарушения антимонопольного законодательства в порядке заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, которые возросли в 3 раза. По статье 17.1 Закона о защите конкуренции  возбуждено и рассмотрено 6 дел в отношении органов местного самоуправления за нарушения порядка  передачи  в аренду  недвижимого муниципального имущества без проведения торгов в отношении администраций муниципальных районов   Тандинского, Кызылского, Эрзинского, Пий-Хемского районов. Главам администраций выданы предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства  в части обеспечения конкуренции и равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию муниципальным имуществом.     

 За 2011 год управлением рассмотрено 8 заявлений  органов государственной власти и органов местного самоуправления  о предоставлении  государственной (муниципальной) преференции в соответствии с требованиями статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Дано согласие на предоставление государственной (муниципальной) преференции в 1 случае,  4 решения принято об отказе в даче согласования  на предоставление преференции хозяйствующим субъектам в связи  с возможным приведением к устранению, ограничению или не допущению конкуренции. По 3 рассмотренным заявлением  принято решение об отсутствии обязательного требования согласования с антимонопольным органом.

  Хочется отметить, что доля устраненных нарушений из числа выявленных в порядке исполнения выданных предписаний не всегда устраняется в добровольном порядке как органами власти и органами местного самоуправления, так и хозяйствующими субъектами.  В отдельных случаях управление вынуждено привлекать к административной ответственности должностных  и юридических лиц за не выполнение в установленный срок  предписания, либо обращаться в судебные инстанции за принудительным исполнением предписания антимонопольного органа.

Так в 2011 году за неисполнение выданных предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства возбуждено 24 административных дела, привлечено к административной ответственности 16 должностных лиц и 7 юридических лиц с наложением суммы штрафа 00 тыс. рублей, взыскано 00 тыс. рублей. В настоящее время проходят обжалования постановления о наложении  административного штрафа в судебном порядке, несколько постановлений переданы в Службу судебных приставав для принудительного исполнения.

Одним из направлений  деятельности управления является аналитическая работа в части ежегодного исследования товарных рынков. Такая работа проведена в плановом порядке в соответствии с приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках на период  2011-2012  годы»,  и в рамках рассмотрения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, осуществления государственного контроля за экономической концентрацией, ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 %.

В 2011 году проведено исследование 21 товарного рынка, что больше на 5 товарных рынков по сравнению с 2010 годом:

- рынок предоставления туристических услуг на базах отдыха на территории Республики Тыва за 2008-2009 гг.,

- рынок услуг по поверке средств измерений на территории Республики Тыва за 2009 г., 11 мес. 2010 г.,

 - рынок услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Республики Тыва за 2009-2010 гг.,

 - рынок услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Кызыла за 2010 год,

- рынок услуг по теплоснабжению на территории Республики Тыва за 2009-2010 гг.,

 - состояние конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Тыва за 2010 г.

- состояние конкуренции на рынке услуг по уничтожению наркотических и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических и психотропных веществах» за 2010 и 1 полугодие 2011 гг.,

 - состояние конкуренции на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на территории Республики Тыва за 2010-1 полугодие 2011 гг.,

 - состояние конкуренции на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории Республики Тыва за 2010-1 полугодие 2011 гг.,

 - состояние конкуренции на рынке услуг по приему платежей через платежные терминалы г. Кызыла за 2010 г.,

- рынок розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Республики Тыва за 2010 г.,

- состояние конкуренции на рынке сырого молока на территории Республики Тыва за 2008-2010 г.,

-  состояние конкуренции на рынке розничной торговли газетами за 2010 г.

-  состояние конкуренции на рынке банно-прачечных услуг на территории г. Кызыла за 2010 г.,

- рынок сжиженного углеводородного газа для заправки автотранспорта на территории Республики Тыва за 2010 г.,

- рынок услуг по продаже санитарно-технического оборудования в г. Кызыле за 2010 г.,

-  состояние конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог на территории Республики Тыва за 2008-2010 гг.,

 - состояние конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов, путепроводов (искусственных сооружений) на территории Республики Тыва за 2008-2010 гг.,

- рынок услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ г. Кызыла за 2010 г.,

 - состояние конкуренции на рынке добычи и реализации каменного угля на территории Республики Тыва за 2010-9 месяцев 2011 гг.,

- состояния конкуренции на рынке розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-92 на территории Пий-Хемского района Республики Тыва.

Исследование товарных рынков проводится с целью определения конкурентности определенного  товарного рынка и может способствовать направлению в развитии предпринимательской деятельности, помощи органам власти и органам местного самоуправления в решении вопросов  развития  экономики муниципальных образований, в целом республики. Результаты исследование товарных рынков  размещаются на сайте управления и информируется Министерство экономики Республики Тыва, как координатор реализации Программы развития конкуренции в Республики Тыва.

      Кроме того, управление проводит исследование и мониторинг социально значимых рынков. Так, например, в регулярном порядке проводился мониторинг цен в течение года  агропродовольственного рынка социально-значимых продуктов питания — хлеб, молоко, сахар, масло растительное, мука, гречка. Было отмечено повышение розничных цен, но нарушений антимонопольного законодательства среди розничных продавцов республики не установлено, в связи с тем, что большая доля продовольственных товаров в республику завозится из других регионов.

Поэтому необходимо в республике развивать собственное качественное  конкурентноспособное производство товаров, развитие сельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности, что должно в свою очередь отражаться на ценовой составляющей продуктов питания.

      Также проводился мониторинг  розничных цен автомобильного бензина и дизельного топлива, авиакеросина.

       По результатам проведенной работы  по анализу товарных рынков  в управлении сформирован информационный ресурс - база данных по исследуемым товарным рынкам с целью дальнейшего осуществления государственного контроля за соблюдением органами государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими  субъектами антимонопольного законодательства. Определено текущее состояние отдельных товарных  рынков, 3 хозяйствующих субъекта включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 %  - ООО «Тувинская горнорудная компания», …...... Сейчас  в Реестре находится 17 хозяйствующих субъектов.

         Антимонопольный контроль управлением  осуществлялся при реализации хозяйствующими субъектами и органами власти республики, органами местного самоуправления требований Закона о торговле и Закона об энергосбережении и энергоэффективности, раскрытие стандартов информации на розничном, оптовом рынке электрической энергии (мощности).  

          При осуществлении контроля  в области энергосбережения и  повышения энергоэффективности Управлением по результатам проведенных  13 проверок   в 2010 году ресурсоснабжающих организаций республики выявлены нарушения  в несоблюдении организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых  энергетических ресурсов направления управляющим компаниям многоквартирных домов, собственникам жилых домов предложений   об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.   Требования федерального законодательства в республике реализуются организациями очень слабо, что привело к  возбуждению  в 2011 г. 9 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц (ОАО Ак-Довуракская ТЭЦ, ГУП РТ Кызылтепло, ООО Водоканал, МУП Тепловик, ОАО Чеди-Хольтеплоэнерго). Сумма наложенных штрафов составила  более 00 тыс. рублей. Решениями Арбитражного суда Республики Тыва постановления Тывинского УФАС России оставлены в силе.

           Также положения Закона о торговле в республике реализуются достаточно слабо. Практически все торговые сети республики работают без письменных  договорных отношений с поставщиками товаров.  Органами государственной власти, органами местного самоуправления данный закон  не доведен до сведения хозяйствующих субъектов, из-за чего не проведена соответствующая работа по реализации Закона о торговле.            

   2. Особым  пристальным направлением деятельности Управления является Контроль размещения заказов в рамках требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

         При исполнении функций  по осуществлению контроля в сфере размещения заказов Тывинским УФАС России   за период работы 2011 года  рассмотрено как уже отмечалось 59 жалоб (в 2010 году - 48 жалоб) участников размещения заказа, что на 11 жалоб больше, чем в 2010 году.          

Нарушения в сфере размещения заказов  не снизились, а увеличились и в основном связанные с выбором способа размещения заказа, порядком отбора участников размещения заказа, при разработке и утверждении документации торгов, запроса котировок путем установления требований, ограничивающих количество участников размещения заказа, обоснование  начальной (максимальной) цены контракта. Как и в  прошлом году, большая доля нарушений Закона о размещении заказов выявлена в сфере покупки медицинского оборудования и лекарственных препаратов.

        Из общего количества поступивших жалоб признано обоснованными — 34,  что составляет  более 57 %, 5 жалоб было отозвано заявителями,  2 признаны не соответствующими  требованиям Закона о размещении заказа, 1 жалоба передана по подведомственности рассмотрения  в Федеральную службу по оборонному заказу.

         По результатам рассмотрения жалоб выдано 31 предписание государственным и муниципальным заказчикам, уполномоченному органу, исполнено 29 предписаний в установленный срок, что составляет 93 % из общего количества выданных предписаний, 1 предписание обжалуется в суде. Одно предписание не исполнено, на должностное лицо государственного заказчика наложено административное наказание в виде штрафа в размере 00 тыс. рублей.

         По сравнению с 2010 годом возросло более чем в 2 раза  количество выданных предписаний (в 2010 г — 15 предписаний выдано, в 2011  г — 31 предписание).

      Управлением рассмотрено 8 обращений органов власти о включении в реестр недобросовестных поставщиков хозяйствующих субъектов, по 3  хозяйствующим субъектам вынесены решения о включении  в реестр недобросовестных поставщиков (ООО «Инфотэк», ИП "...", ООО «Алекс»), подовом для включения послужило уклонение от заключения государственного контракта по результатам проведенных торгов, неисполнение заключенных  государственных контрактов в установленные сроки.

По 5 обращениям в результате проведенных проверок, принято решение об отказе в удовлетворении заявления о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с отсутствием оснований.

      Тывинским УФАС России в течение 2011 года  проведено 32 выездных плановых и внеплановых, камеральных проверок в отношении органов государственной власти и местного самоуправления. Это плановые проверки - Служба судебных приставов РТ, Тывинская таможня, ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ, ГУ МЧС РФ по РТ, ФГБОУ высшего профессионального образования «Тувинский государственный университет». По результатам проверок выявлены нарушения законодательства о размещении заказов. В отношении должностных лиц применены меры административного наказания.

         По требованию прокуратуры  Республики Тыва проведено 4 внеплановых проверки — Управление Росреестра Республики Тыва, ФГУ «Управление автомобильных дорог, Управление ЗАГС РТ, Министерства финансов РТ.    В ходе проведения проверок нарушения выявлены в   Росреестре РТ, при судебных разбирательствах  вынесены судебные решения  о признании нарушений федерального законодательства о размещении заказа, но отменены постановления Тывинского УФАС России  как малозначительные, т. к. не принесли существенного ущерба бюджета Российской Федерации. 

         При рассмотрении жалоб участников размещения заказа проведено  23 документарных  проверки. При проведении проверок практически в  80 % подтверждены факты нарушения законодательства либо антимонопольного, либо о размещении заказа.

         По результатам проведенных проверок, поступивших материалов с районных прокуратур республики, прокуратуры Республики Тыва возбуждено и рассмотрено 117 административных дел (в 2010 году - 87 административных дел)  в отношении должностных лиц по нарушениям законодательства о размещении заказов. Выявлено 207 нарушений федерального законодательства, привлечено к административной ответственности 83 должностных лица. Наложено штрафов на общую сумму  00 тыс. руб. (в 2010 г. - 00 тыс. рублей), из которых взыскано 00 тыс. рублей или 83 ,8 %  от наложенных штрафов (в 2010 г. - 00 тыс. рублей) в бюджеты разного уровня, но в большем объеме в республиканский и муниципальные бюджеты.

Судебная практика

         3.   Осуществление контроля рекламной  деятельности

  В отчетном периоде работа по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе проводилась с учетом положительного опыта работы предыдущего года и была направлена на оперативное выявление ненадлежащей рекламы, распространяемой субъектами рекламного рынка, с учетом  требований, предъявляемых к распространяемой рекламе Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Практика предупреждения, выявления и пресечения нарушений Закона о рекламе на территории Республики Тыва  в 2011 году осуществлялась  на основе инициативных мероприятий управления .

        Возбуждено и рассмотрено 18 дел о нарушении Закона  о рекламе, по сравнению с 2010 годом рост составил 63,6 % или на 7 дел.

В 2011 году в рамках взаимодействия  с органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления, рекламными компаниями, представителями средств массовой информации  по инициативе Тывинского УФАС России  организован круглый стол на тему «Требования законодательства Российской Федерации при распространении  рекламы на телевидении» с участием  представителей рекламных агентств, мэрии города Кызыла,  и представителей СМИ.

Особое внимание при осуществлении государственного контроля за соблюдением требований Закона о рекламе было  направлено на размещение рекламных материалов в печатных СМИ, программ местных телеканалов, содержания наружной рекламы   алкогольной продукции, табачных изделий и пива, рекламы финансовых  и медицинских услуг.

 Анализ выявленных нарушений  позволяет сделать вывод, что структура нарушений Закона о рекламе с прошедшими годами не изменяется, наоборот  увеличилось  количество нарушений в рекламе финансовых  и медицинских услуг.

         Наиболее распространенными нарушениями  явились нарушения общих требований, предъявляемых к рекламе любых финансовых услуг, проведеие акций по распродаже. Значительную долю среди указанных нарушений составили случаи распространения ненадлежащей рекламы кредитов, скидок, рассрочек.

         Примерами таких нарушений могут выступать случаи рекламы потребительского кредитования, осуществляемого торговыми организациями, в которой отсутствуют все условия, определяющие стоимость кредита для потребителя. В частности,  в рекламе указывают  слово «кредит» без указания кем выдается, на каких условиях, процентную ставку по кредиту, умалчивая о дополнительных платежах, увеличивающих стоимость кредита для заемщика (плата за открытие кредитной линии, платежи за обслуживание счета и др.).

       Несмотря на проводимые Тывинским УФАС России ежегодные мероприятия в виде круглых столов по разъяснению законодательства о рекламе,  серьезной проблемой остается ненадлежащая реклама в печатных СМИ, особенно  в газете ПлюсИнформ, неоднократно привлекаемой к административной ответственности с 2007 года,  и наружной рекламе.

         По результатам выявленных нарушений наложено административных штрафов  на сумму 00 тыс. рублей, взыскано административных штрафов за нарушение законодательства о рекламе в размере 00 тыс. рублей.  При обжаловании решений Тывинского УФАС России арбитражными судами  решения Тывинского УФАС Росси остаются в силе в 80% случаев.

         К примеру,  ОАО АКБ «Росбанк» обратилось в арбитражный суд  с жалобой  на решение Комиссии Тывинского УФАС России  при распространении рекламы в газете Тувинская правда  содержания «Счастливых людей  становится больше!  С изображением  улыбающегося мальчика, придерживающегося  правой рукой велосипед и  с надписью  «Низкие ставки Минимум документов Широкий выбор предложений, НЕЦЕЛЕВЫЕ КРЕДИТЫ  вам нужны деньги — обращайтесь в Росбанк», номер телефона, наименование сайта. В данной рекламе управлением установлены нарушения статей 5, 28 Закона о рекламе  и привлечен к ответственности рекламодатель (ОАО АКБ РОСБАНК). Судами первой, апелляционной, кассационной инстанций решение Тывинского УФАС России  оставлено в силе. Наложенный штраф в размере 00 тыс. рублей оплачен ОАО АКБ Росбанк.

         4. На основании возбужденных и рассмотренных дел, по поступившим заявлениям, жалобам, проведенным  проверкам применялись меры административного реагирования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения, а также нарабатывалась судебная практика.

        Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) и судебная практика,  практика взыскания наложенных административных наказаний управления в целом  показали положительную тенденцию.

Управлением возбуждено 325  дел об административных правонарушениях (в 2010 году – 190 дел), по которым привлечено 188 должностных лиц и 50 юридических лиц,  сумма наложенных штрафов составила 25 743 тыс. Рублей  (в 2010 г – 00 млн. рублей), оплачено штрафов в бюджеты различных уровней более 00 млн. рублей (в 2010 г. – 00 тыс. рублей), это больше в 5 раз, чем в 2010 году, в том числе в республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образованийболее  00 млн.руб. 

Только  за нарушения законодательства о размещении заказа  возбуждено и рассмотрено 117 административных дел, выявлено 207 нарушений  при размещении заказов, привлечено к административной ответственности 83 должностных лица. Прекращено 14 дел в виду отсутствия состава правонарушения, отменено судами различных инстанций 8 постановлений. Общая сумма наложенного штрафа составила — 00 тысяч рублей (без учета вынесенных судебных постановлений по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ), взыскано в бюджеты различных уровней 00 тысяч рублей или 83,8 % от наложенных штрафов.

Также, Тывинским УФАС России в отношении 11 должностных лиц за неисполнение постановлений Тывинского УФАС России о наложении административного штрафа за нарушение законодательства о размещении заказов составлено 11 протоколов, которые направлены по подсудности в суды общей юрисдикции. По результатам рассмотренных судами материалов административных дел: 3 дела прекращены, по 2 вынесено постановление о наложении штрафа в двойном размере, по 6 делам вынесены постановления о наложении административного наказания в виде ареста от 1 до 2 суток.

Наиболее часто встречающиеся административные нарушения в сфере размещения государственного (муниципального) заказа являются нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ связанные с необоснованным отказом в допуске участнику размещения заказа к участию в процедуре открытого аукциона в электронной форме и конкурса, а так же административные правонарушения ответственность за которые предусмотрена статьей 7.29 КоАП РФ связанные с неправильным выбором способа размещения заказов, которые составляют 57 % от общего числа возбужденных административных дел в указанной сфере.                                 

Тывинское УФАС России считает необходимым включить в санкцию части 2 статьи 7.29 КоАП РФ в качестве наказания дисквалификацию, так как на практики Тывинского УФАС России судебные процессы, связанные с признанием государственных (муниципальных) контрактов, заключенных с нарушением способов размещения заказов, установленных статьей 10 Закона о размещении заказов при применении способов, предусмотренных статьей 55 Закона о размещении заказов, занимают значительное время в ходе которого часть контракта исполняется, что в свою очередь ведет к неэффективному использованию бюджетных средств.

Также, как и в предыдущем году, в отчетном  достаточно случаев неисполнения органами власти республики и хозяйствующими субъектами требований антимонопольного органа о предоставлении соответствующей информации, неисполнение предписаний, выданных управлением по результатам рассмотрения дел. В результате возбуждаются административные дела за неисполнение выданных предписаний, непредставление информации, сведений в антимонопольный орган.

К административной ответственности привлекались должностные и юридические лица за неисполнение  в установленные  сроки выданного предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства – 28 административных штрафов на общую сумму  00 тыс. рублей, взыскано 00 тыс. рублей

Из наложенных 78 штрафов  ( в 2010 г – 42 штрафа, на 00 тыс. рублей) по статье 19.8 КоАП за непредставление информации в антимонопольный орган по его требованию  в 2011 году на должностных лиц и юридических лиц наложена общая сумма штрафов  00тыс. руб., оплачено 00 тыс. руб. В данной сумме штрафа большую часть составляют штрафы, наложенные на юридических лиц, которые на конец отчетного периода находятся в стадии банкротства или ликвидации, по данным штрафам ведется исполнительное производство.

По штрафам, наложенным за непредставление информации на должностных лиц, суммы взыскиваются в основном в принудительном порядке судебными приставами, исполнительные действия которых имеют длительные сроки и требуют неоднократного направления запросов со стороны Тывинского УФАС России о принятых мерах.

Основной причиной неполной собираемости наложенных штрафов за административные правонарушения, налагаемые Тывинским УФАС России за нарушения антимонопольного законодательства является нежелание и пренебрежение уплачивать суммы штрафов должностными лицами, юридическими лицами, а также нежелание признать ответственность за совершенные правонарушения.

        Основной причиной неполной собираемости наложенных штрафов за административные правонарушения в сфере  федерального законодательства о  размещения заказа является значительный размер штрафов, предусмотренный нормами КоАП, который зачастую превышает уровень дохода лиц привлекаемых к административной ответственности, что в свою очередь увеличивает срок исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности, так как взыскание во многом зависит от размера ежемесячной заработной платы должностных лиц, привлекаемых к административной ответственности.

  За 12 месяцев 2011 г. составлено и направлено в суды общей юрисдикции 16 протоколов предусматривающих ответственность по части 1 статьи 20.25 КоАП. По результатам возбужденных Тывинским УФАС России дел, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП  на 3 должностных лица наложен штраф в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа, в отношении 9 должностных лиц применен административный арест, 4 дела перекрашены судом.

Из наложенных 11 штрафов по статье 14.31 КоАП  - злоупотребление доминирующим положением в 2011 году подлежат взысканию штрафы в размере 00 тыс. руб. Взыскано за отчетный период 8 877 тыс. руб. (с учетом наложенного штрафа в 2010 г.) Привлекались 3 юридических лица по 6 административным делам и индивидуальные предприниматели.

За осуществление согласованных действий   возбуждено и рассмотрено 14 дел об административном правонарушении с наложением административных штрафов около 00 тыс. рублей.

За недобросовестную конкуренцию наложено 8 административных штрафов. Все постановления не обжаловались в судебном порядке, частично оплачены.

Применение мер дисквалификации должностных лиц за совершение повторных правонарушений проведено в одном случае с направление протокола  в  Эрзинский районный суд, но судом переквалифицировалось нарушение и вынесено решение о наложение административного штрафа.

Также в суды было направлено 6 протоколов в отношении должностных лиц за неисполнение  предписания антимонопольного органа, решениями судов  назначены административные штрафы от 00 до 00 тыс. рублей в зависимости от статьи КоАП (директор ГУП Охрана, министр здравоохранения и социального развития Республики Тыва, глава администрации п. Хову-Аксы, мэр города Кызыла (отменен по малозначительности) глава администрации Кызылского района, председатель администрации с. Бай-Хаак).

        Низкий показатель по взысканным штрафным санкциям объясняется тем, что в 90 % постановления Тывинского УФАС России обжалуются в судах, либо передаются на принудительное исполнение в Службу судебных приставов, что соответственно занимает длительный срок исполнения – оплаты штрафа.

         В 2011 году закрепилось  с 2009 года наработанное положительное взаимодействие с Управлением Федеральной службы судебных приставов  по Республике Тыва.  Часть постановлений  Тывинское УФАС России  вынуждено направлять в службу судебных приставов для принудительного взыскания, т.к. отдельные должностные лица не спешат оплачивать штрафы даже после вынесения судебного решения.

                   При анализе судебной практики необходимо отметить  относительно положительную динамику при рассмотрении заявлений (исков) Тывинского УФАС России, жалоб органов власти, хозяйствующих субъектов в Арбитражных судах.

В целом анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами не нормативных актов Тывинского УФАС России в сфере контролируемого законодательства отражает правильность выводов Тывинского УФАС России, сделанных при вынесении соответствующих решений, т.к. в 67 % обжалованных решений и предписаний, постановлений о наложении штрафов оставлены в силе.

         Так к примеру, судами по малозначительности отменено 5 постановлений о наложении административного штрафа( статьи 9.15, 19.8, 19.5 КоАП).                      

          5.   В плане предупреждения  и пресечения  нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о размещении заказа управлением проведены мероприятия  по адвокатированию конкуренции (разъяснению) отдельных норм законодательства, в том числе по Закону об энергоэффективности, Закону  о торговой деятельности,  в виде круглых столов,  семинаров, рабочих встреч и совещаний.

          Проведено 2 пресс-конференции, в т.ч. по  принятию Третьего антимонопольного пакета и  вступления с 06 января 2012 года  изменений в отдельные законодательные акты, в том числе Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,  8 семинаров-совещаний, круглых столов для органов власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, что больше на 3 мероприятия, по сравнению с 2010 годом, на темы:

- «Антимонопольные требования в сфере электроснабжения и коммунальных услуг». Данное мероприятие проводилось с участием представителей органов исполнительной власти Республики Тыва, местного самоуправления, председателей товариществ собственников жилья и управляющих компаний, а также представителей бизнес-сообществ, в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства в сфере электроснабжения и коммунальных услуг, адвокатирования хозяйствующим субъектам, оказывающим коммунальные услуги, услуги по электроснабжению и потребителям данных услуг на территории Республики Тыва основных антимонопольных требований, доведения изменений в законодательстве о технологическом присоединении к электросетям, вступившего в силу Закона об энергосбережении,

- «Антимонопольные требования к деятельности торговой сети». Мероприятие проводилось в целях предупреждения нарушений законодательства о торговой деятельности, недобросовестных практик в отношении между торговыми сетями и поставщиками, установления излишних барьеров,

- «Требования законодательства Российской Федерации к субъектам естественных монополий» с участием представителей УФПС Республики Тыва – Филиал ФГУП «Почта России», ОАО «Кызылская ТЭЦ», Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Мэрии г. Кызыла.;

-«Требования законодательства Российской Федерации при расспространении рекламы на телевидении» с участием представителей рекламных агентств, Мэрии г. Кызыла и представителей СМИ,

- «Практика применения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Данное мероприятие проводилось в целях адвокатирования антимонопольного законодательства в сфере обращения государственного и муниципального имущества,

- «Электронные торги. Практика выявления нарушений Тывинским УФАС России, порядок оформления и подачи жалоб на действия государственных (муниципальных) заказчиков»,

- «Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в порядке определенном статьей 15 Закона о размещении заказов». Мероприятие проводилось с участием представителей Арбитражного суда Республики Тыва, прокуратуры Республики Тыва, а также с участием более 70 представителей государственных и муниципальных заказчиков республики, представителей СМИ,

- по инициативе Тывинского УФАС России проведено рабочее совещание по вопросу обслуживания бесхозяйных сетей г. Кызыла с участием представителей хозяйствующих субъектов в сфере теплоснабжения, прокуратуры г. Кызыла, Мэрии г. Кызыла, Службы по тарифам Республики Тыва, Агентства ЖКХ РТ. На совещании обсуждались проблемы, возникающие у теплоснабжающей организации ОАО «Кызылская ТЭЦ», меры, принимаемые Мэрией г. Кызыла по решению вопроса передачи бесхозяйных сетей на обслуживание теплосетевой организации до признания права собственности, а также возможные пути решения вопроса обслуживания бесхозяйных тепловых сетей г. Кызыла.

           С 2008 г. при Тывинском УФАС России действует на основании приказа ФАС России Общественно-консультативный совет, в состав которого входят представители  общественных организаций малого и среднего бизнеса республики, Торгово-промышленной палаты.

            В прошедшем году  продолжена работа Совета и проведено 5 заседаний,  на  которых освещались самые актуальные, проблемные  вопросы

- по реализации мероприятий Программы развития конкуренции в Республике Тыва на 2010-2012 годы с участием представителя Министерства экономики Республики Тыва,

- по вопросу оценки кадастровой стоимости земли в Республике Тыва, с  участием представителя  Управления федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии,

- результаты реформы системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства,

-  услуги и тарифы ЖКХ, работа управляющих компаний и ТСЖ по управлению многоквартирными домами,

- рост цен на продовольствие и нефтепродукты.

 Обновлен Интернет-сайт управления, на котором стало больше  размещаться информации о деятельности управления, в т.ч. о поступающих жалобах, их результатах рассмотрения, решения и предписания, вынесенные по результатам рассмотрении дел, судебные решения по рассмотренным делам,  разъяснения  по отдельным направлениям антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов, законодательства в области электроэнергетики, аналитические отчеты по исследованию товарных рынков, разъяснения о поступлении на государственную службу, заработал раздел «Обратная связь» через который любой желающий может направить свой вопрос в рамках полномочий и функций управления, размещены аналитические материалы.

         Продолжено взаимодействие с другими  контрольно-надзорными  органами – Прокуратурой Республики Тыва, МВД по Республике Тыва, Росздравнадзором по Республике Тыва, Росфиннадзором по Республике Тыва, Службой по тарифам Республики Тыва, отработан механизм по рассмотрению материалов проверок, передаваемых Службой по финансово-бюджетному надзору  Республики Тыва  и другими.

         В заключении следует отметить, что основаниями выявленных нарушений и возбужденных дел в 2011 году Тывинским УФАС России послужила большая активность  граждан,  хозяйствующих субъектов, в частности субъектов малого предпринимательства и некоторых органов власти в защите законных прав и интересов, решения социальных вопросов для населения республики. Повысился уровень осведомленности предпринимателей, юридических лиц относительно деятельности  управления, это отразилось на количестве  обращений в антимонопольный орган  за помощью в защите конкурентных прав.

         Показатели работы говорят сами за себя: в 2009г. – управление среди 82 территориальных антимонопольных  органов по 23 критериям оценки деятельности заняло 48 место в рейтинге антимонопольных территориальных управлений, в 2011 г. – это место уже стало 30.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что достаточно большой процент решений антимонопольного органа обжалуется в судах и очень приятно, когда управление находит поддержку судов всех инстанций, тем самым подтверждая свою законность и правоту вынесенных решений и административных наказаний. В  более чем  60 % случаев судебными актами решения Тывинского УФАС России остаются в силе.

         Приведенные показатели деятельности Тывинского УФАС России позволяет  реалистично оценить  приоритеты антимонопольной службы  и как следствие  скорректировать  существующее распределение ресурсов  в рамках  реализуемых направлений деятельности.

   

 Исходя из анализа деятельности в 2011 году управлением будет продолжена работа, заложенная в предыдущие периоды  по более проблемным вопросам в экономическом развитии республики, в с создании благоприятных конкурентных условий,  в связи с этим  намечены  следующие планы и приоритетные направления работы  территориального антимонопольного управления  на предстоящий 2012 год:

- при  реализации  внесенных изменений в антимонопольное законодательства  и отдельные законодательные акты Российской Федерации Третьим антимонопольным пакетом, вступившим в силу с 06.01.2012 г. будет внедряться  практика введения новых положений Закона о защите конкуренции, в том числе  институтов предупреждения и предостережения,  осуществление контроля за картельными сговорами, контроль за оказанием государственных и муниципальных  услуг,

- необходимо направить усилия  на реализацию мер по сокращению монополистической деятельности, особенно ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями многоквартирных домов,

 - осуществлять контроль за ценами  на социально-значимых товарных рынках, как к примеру,  на рынке нефтепродуктов и  отдельных групп продовольствия,

- совместно с органами власти республики  активнее добиваться развития добросовестной здоровой  конкурентной среды в рамках реализации республиканской  Программы развития конкуренции,

- устранение административных барьеров при ведении бизнеса, предоставление субъектам бизнеса государственного и муниципального имущества,  земельных, природных  и других ресурсов  с соблюдением  требований федерального законодательства,

- усилить контроль за размещением государственных и муниципальных заказов,

  • исследование товарных рынков республики с целью внесения  предложений по развитию  добросовестной конкуренции в республике,
    •   реализация программы адвокатирования конкуренции, т. е. разъяснения требований и норм  законодательства  в рамках полномочий управления путем проведения семинаров- совещаний, круглых столов.

         Хочется отметить и тот факт, что не все еще компании, коммерческие фирмы, индивидуальные предприниматели и органы власти оценили изменения в антимонопольном законодательстве и кардинальное ужесточение ответственности за антиконкурентные действия или соглашения властей и бизнеса. Попытки обойти антимонопольное законодательство, получить определенные дополнительные выгоды в результате приводят органы власти, их должностных лиц к неприятным последствиям — административному наказанию.