НАС МАЛО, НО МЫ В ТЕЛЬНЯШКАХ

О трудовых буднях управления Федеральной антимонопольной службы по РТ регулярно выходят в эфир радиопередачи, новостные сюжеты и статьи в печатной прессе. Иногда зрительской аудитории кажется, что работа ведомства совершенно не касается обывателей. Будто бы она направлена только на защиту предпринимателей и регулирует лишь их отношения с законом и государством. Это заблуждение успело укорениться, а ведь зачастую деятельность УФАС касается каждого из нас.

МОНОПОЛИЯ НЕ ПРОЙДЁТ

Наверное, нет такого человека, который бы не знал или хотя бы краем уха не слышал о популярнейшей настольной игре «Монополия». Она интересна людям всех возрастов, рубиться в неё можно часами, бросаешь кубик и передвигаешь фишки по игровому полю, где расположены предприятия и активы разной степени ценности. Цель — разорить или вытеснить из игрового бизнеса соперников, прибрать себе весь рынок сбыта товаров и услуг. Для этого нужен тонкий расчет, интуиция и, конечно же, благосклонность госпожи Удачи. Но что возможно в мире игровом, то категорически недопустимо в реальности. Для того и создавалась антимонопольная служба, чтобы стоять на страже честного предпринимательства и добросовестной конкуренции да держать в узде монополистов.

Компании, которые можно причислить к естественным монополиям, занимают значимую долю в отечественной экономике. Это, например, «Интер РАО», «Газпром», «Росатом», РЖД и «Почта России». Задача государства — регулировать деятельность монополистов, стимулировать их на выполнение позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность этих гигантов.

В тувинском отделении УФАС РФ развита школа наставничества. Для начинающих сотрудников демократичными, но требовательными «учителями» становятся Феликс Хаджиев — руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ, его заместитель Айдыс Ооржак и Аржаана Кыргыс — начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы. Эти молодые, но уже опытные работники не дают невнятных и односложных ответов. От них всегда можно почерпнуть подробную, развернутую, актуальную информацию, с детальным разбором смежных тем. Всё это сопровождается ссылками на действующее законодательство, конкретными примерами из жизни и судебной практики. Благодаря таким мини-семинарам профессиональный уровень новичков растет, как на дрожжах. Кроме того, коллектив тувинского УФАС повышает свои знания в учебно-методическом центре ФАС России в Казани, его специалисты проходят стажировки непосредственно в Федеральной антимонопольной службе России в Москве.

Немалая доля инцидентов, с которыми приходится иметь дело антимонопольщикам Тувы, связана с нарушениями при проведении торгов на государственные закупки медицинского оборудования в больницы и поликлиники, продовольствия в школы и детские сады, строительных материалов, иных товаров и услуг, финансирующихся из бюджетов различных уровней.

Если предприниматель усмотрел, что его в обход закона не допустили к аукциону, он подает заявление в ведомство и ждет справедливого разбирательства. Не так давнов УФАС по РТ поступила жалоба на действия аукционной комиссии. Предмет торга — строительство дошкольного образовательного учреждения в Кызыле. Цена контракта — более 189 миллионов рублей. Согласно доводам заявителя следовало, что комиссия при рассмотрении первых частей заявок неправомерно отказала ему в допуске к участию в электронном аукционе. Также он посчитал, что победитель торгов был определен не по установленным правилам. После тщательного расследования, изучения документации и поступивших заявок каких-либо нарушений в действиях аукционной комиссии не выявлено. Подателю жалобы были отправлены все материалы с подробными разъяснениями, какие меры были предприняты по его заявлению.

НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ РЕКЛАМЕ — БОЙ

Умы болельщиков уже давно заняты мыслями о чемпионате мира по футболу 2018 года, который пройдет на самых современных стадионах в крупных городах России. Пользуясь моментом, две пивоваренные компании устроили розыгрыш билетов на ЧМ-2018 и разместили свои слоганы и атрибуты FIFA на бутылках с пенным напитком без какого либо согласования. То есть ввели народ в заблуждение, показав, что их товар имеет непосредственное отношение к этому грандиозному событию, и международная футбольная федерация одобрила его. Люди подумали, что это пиво более качественное, и объёмы продаж существенно выросли. Этим действием незадачливые бизнесмены привлекли к себе внимание антимонопольного ведомства. Компании были признаны Тверским УФАС еще в ноябре 2017 года нарушителями закона, а 24 апреля 2018 года областной Арбитражный суд подтвердил эту позицию. Пивоварам выдано предписание об устранении нарушения.

В Туве тоже допускаются нарушения в рекламной сфере. Специалисты УФАС проводят обучающие семинары для представителей рекламных агентств и СМИ. Чаще всего встречаются два вида нарушения: технические и информационные. К первым относится отсутствие звукового предупреждения о начале рекламной паузы на радио и визуального — на телевидении. Иногда звук в рекламных роликах гораздо громче, чем во время обычного вещания. Это не только раздражает телезрителей и радиослушателей, но и негативно влияет на слух и нервную систему. Всё должно быть сбалансировано и не выходить за рамки, установленные законодательством.

Ко второй группе нарушений можно отнести осознанный обман или неумышленное введение в заблуждение потенциального покупателя. Нередко продавцы предлагают приобрести дорогостоящую технику, ювелирные изделия и унты в кредит или рассрочку на месте. Реклама продажи товара в кредит должна содержать наименование банков, предоставляющих эту услугу. По факту нарушения Закона о рекламе данные по указанному материалу были переданы для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ в отношении виновных лиц.

Есть ещё один яркий пример, когда «двигатель торговли» лукавит и даёт невыполнимые обещания. На этот раз «отличилась» компания, которая производит и устанавливает пластиковые окна. В роликах использовались громкие и необоснованные заявления, что их продукция «лучшая», «первая» и «номер один», но утверждать подобное они не имели права. Любое преимущество определяется победой в конкурсе, экспертным исследованием или независимым опросом-анкетированием потребителей. Решением антимонопольного органа эта реклама признана ненадлежащей, предпринимателю выдано предписание об устранении нарушения законодательства РФ.

Как нельзя рекламировать стимулирующие мероприятия на одном примере, показали специалисты УФАС по РТ. Один из меховых салонов Кызыла затеял розыгрыш автомобиля для своих покупателей и при этом умудрился нарушить многие правила. На информационном стенде не содержалось самых основных данных о том, как можно выиграть машину. Отсутствовала дата проведения мероприятия, об организаторе розыгрыша не всё было написано. Не всё понятно было в правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. Феликс Хаджиев, так прокомментировал это нарушение:

— Закон о рекламе устанавливает необходимость доведения до сведения участников стимулирующего мероприятия всех его условий и правил. Отсутствие информации вводит людей в заблуждение относительно временного промежутка реализации указанного в рекламе розыгрыша призов. Грубо нарушает их права на получение достоверной информации о рекламируемой услуге.

ЛИДЕРЫ, И НЕ ТОЛЬКО В ПРОФЕССИИ

Из 85 региональных управлений ФАС РФ тувинское занимает 25 место в общем рейтинге. Помимо служебной деятельности, наши антимонопольщики любят участвовать в экологических акциях и спортивных состязаниях. Их всего 11 человек, но этого хватает для формирования футбольной команды, перетягивания каната и шахматных баталий. Они неоднократно становились победителями и призерами республиканских спартакиад среди контрольно-надзорных органов. Это дает им право с гордостью и без бахвальства сказать о себе: «Нас мало, но мы в тельняшках».

Кирилл САМОХВАЛОВ

22.05.2018

№: 

54