Уголь: ценовая политика

     В Туве завершается завоз топлива в рамках губернаторского проекта «Социальный уголь».

    Последними в эти дни уголь получают семьи Тандинского района. В целом, участниками 2017 года стали 718 многодетных семей со всей республики. 36 семей, живущих в труднодоступных таежных поселениях Тоджинского и Тере-Хольского районов, получили по 4,8 кубометра дров. Абсолютное большинство участников получили чуть более двух тонн угля. Таким образом, общий объем бесплатного угля составляет около 1,5 тыс. тонн.

    Тем временем розничная реализация каменного угля населению осуществляется непосредственно на угольных разрезах «Каа-Хемский» и «Чаданский» ООО «ТГРК», а также ООО «ТЭПК», на топливных складах и через частных перекупщиков. Как информирует минтопэнерго Тувы, отпускная цена тонны угля составляет 2495,7 рубля в ООО «Тувинская горнорудная компания» и 2000 рублей в ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация».

    Промышленной добычей угля на территории Тувы занимается еще одна компания — «Межегей-уголь». Она сбывает продукцию металлургическим заводам. В этом году объем добычи предприятия прогнозируется на уровне 1 млн. тонн угля марки «К».

    Так как основным поставщиком угля населению является ООО «Тувинская горнорудная компания», к ценовой политике предприятия приковано пристальное внимание властей и общественности. Рост цены на тонну угля по сравнению с 2016 годом составил 5,5 процента — уровень не превышает индекса потребительских цен, установленного Минэкономразвития РФ.

     Есть определенные ограничения, которые установлены государством в отношении естественных монополий, их перечень закреплен действующим законодательством. Но добыча угля к ним не относится. Как поясняют в Управлении ФАС по Республике Тыва, в случае, если субъект занимает доминирующее положение на рынке, существует еще один механизм контроля за порядком осуществления хозяйственного вида деятельности, в том числе за порядком ценообразования. Руководитель Управления ФАС по РТ Феликс Хаджиев так прокомментировал ситуацию с тарифной политикой:

     — На сегодняшний день угледобывающие компании оправдывают свои тарифы. Каждый расход обоснован и технологически подтверждён. Сколько бы мы не проверяли, обратного мы пока не доказали. В прошлом, когда мы возбуждали дело, суды двух инстанций апелляции не поддержали, потому что рынок оказался хаотичным. Есть куча перекупщиков, и почему-то суды начали учитывать тот объем, который перекупается, перепродается, в связи с чем уменьшил долю ТГРК, хотя она фактически достигала 90 процентов рынка. Нужно найти нарушение, чтобы выявить завышенную цену. По закону контроль осуществляется раз в три года, когда мы имеем право заходить в компанию и проверять порядок ценообразования. Это и удерживает ценовую политику. Опять же, что такое монопольно высокая цена? Это цена, которая сложилась в условиях конкуренции и закладывает в себя определенную сумму, при этом эта сумма не должна быть несоразмерна тем доходам и тем убыткам, которые несет предприятие. Сопоставлять Туву, Кемеровскую область и Хакасию мы не можем. Да, в Кемеровской области цена ниже, но если мы возьмем транспортную составляющую, то она будет выше. И это очень сложно, что нет государственного регулирования, нет четкого алгоритма, из чего должна состоять цена, какая она должна быть.

     Инициирование проверок со стороны министерства топлива и энергетики, жалобы в Управление ФАС, неоднократные обращения в судебные инстанции за последние годы привели к тому, что тарифы угледобывающих компаний, в частности, ООО «ТГРК», меняются один раз в год и уже не превышают уровень инфляции в стране. Буквально десять лет назад фактические монополисты могли поднять цену на 20 процентов и более. Еще одним фактором сдерживания цены в минтопэнерго Тувы считают появление конкуренции в лице ООО «ТЭПК».

     — Те 200 тысяч тонн угля, добывающиеся ТЭПК, уходят сегодня потребителям, которые раньше были у Каа-Хемского участка ТГРК. Это котельные Шагонара, Хову-Аксы, например. Если бы не было конкуренции, то можно проще диктовать свои цены. Кроме того, на нашем рынке появились красноярские и хакасские угли, — пояснил министр топлива и энергетики РТ Роман Кажин-оол.

     Стоит отметить, что уголь из Красноярского края и Хакасии является бурым и по качеству стоит дешевле, чем тувинские марки «Г» и «ГЖ». Теплота сжигания тувинского угля выше, у бурого ниже, соответственно, цена привозимого угля тоже низкая. Но его необходимо сжигать почти вдвое больше. Цена одной тонны балахтинского угля вместе с доставкой сейчас составляет 2700 рублей, то есть уже приближается к цене местного угля. Некоторые потребители в целях экономии смешивают угли в определенных пропорциях, но для получения достаточного количества тепла нужно знать возможности своего топливного оборудования.

     — Цены на привозимые угли практически не отличаются от цены местного угля, это показывает мониторинг. При этом, если в Туве цена на уголь увеличивается только один раз в год, то в соседней Хакасии она меняется в течение года по три-четыре раза. Но при этом цена на аналогичный тувинскому углю марок «Г» и «ГЖ» во всех прайс-листах Кемеровской области проходит как «договорная цена», прежде всего, из-за высокого качества. А у нас она фиксированная, не скачет. И еще раз подчеркну, наш уголь существенно лучше по теплоотдаче. У нас в Туве нет бурого угля, поэтому сравнивать цены неправильно. Кроме того, технологии добычи бурого и каменного углей совершенно разные. Это тоже немаловажный момент, — говорит Роман Кажин-оол.

     Вопрос снижения цены на уголь для населения глава Тувы Шолбан Кара-оол выносил на Ресгоссовет. В схеме снижения вырисовывается два направления. Первое — это транспортные издержки, поскольку стоимость доставки часто превышает цену самого угля. Рассматривается возможность субсидирования затрат перевозчиков, прежде всего, в труднодоступные районы. Чтобы эта часть схемы работала, нужна сеть складов для перевалки угля от разреза до райцентров и организации площадок для реализации его населению по приемлемым ценам. Для этого в безвозмездное пользование администрациям районов передаются топливные склады бывшего Рестопсбыта. На сегодняшний день, по информации минтоп-энерго, склады функционируют и отпускают уголь через весовой контроль в Барун-Хемчикском, Овюрском, Эрзинском, Чаа-Хольском, Сут-Хольском, Тес-Хемском, Дзун-Хемчикском, Улуг-Хемском и Каа-Хемском районах. Из-за того, что в начале отопительного сезона существует повышенный спрос на топливо, на некоторых складах уголь отпускается по мере завоза.

     — Цена на уголь у каждого райтопа будет разная, потому что она складывается из трёх показателей. Это доставка угля на сам склад, его хранение и транспортировка до потребителя. На складах имеются весовой контроль и погрузчики. Не будем сравнивать с частниками, которые торгуют ваннами-тазиками. Здесь зачастую идет обман покупателя, а именно недовес. Особенно это касается продажи угля мешками. Мы подсчитали, что цена одного мешка должна быть до 160 рублей, а сейчас она у нас 250–300 рублей. В большинстве случаев продажа нелегальная. Ни документов, ни предпринимательской регистрации нет. Контроль цен мы проводим регулярно. Служба по тарифам совместно с налоговой инспекцией и представителями муниципалитета выходит в рейд. Смотрим, чтобы был весовой контроль, чтобы продажа обязательно осуществлялась официально зарегистрированными предпринимателями, чтобы торговля велась в специально отведенных местах, — сообщила и. о. руководителя Службы по тарифам Елена Бочарова.

     Второе направление в решении ситуации — стоимость самого угля. Так как административных рычагов влияния на угледобывающие компании нет, выход видится только в создании собственного угольного предприятия, которое могло бы целенаправленно работать на обеспечение потребностей республики в топливе. Работа начата, готовится все необходимое, чтобы получить от Роснедр в разработку одно из угольных месторождений, предположительно Ак-Тальское. После Госсовета решено обсудить цену угля на парламентских слушаниях в Верховном Хурале Республики Тыва. По просьбе актива Общественной палаты РТ глава Тувы Шолбан Кара-оол пригласил на разговор собственника Каа-Хемского и Чаданского угольных разрезов — Тувинскую горнорудную компанию. Чтобы они публично обозначили свою позицию в этом вопросе, высказали свои предложения по участию в жизни республики и социальной ответственности.

Юрий НИКИТИН

31.10.2017

№: 

119