Угольная тема: о дороговизне, угольных складах и информированности

Народ и чиновники редко понимают друг друга. «Уголь у нас дорогой!» - возмущаются люди, кивая на соседнюю Хакасию, где уголь почти в два раза дешевле. «Ну не правда, цена обоснованная и качество нашего угля не чета привозному», - отвечают власть имущие. Уголь в Туве продолжает дорожать. Даже если приобретать его в пресловутом Гортопе по фиксированной правительством региона цене, то выгодной такая покупка будет только горожанам, проживающим в непосредственной близости от склада – доставка дешевле. Еще меньше повезло жителям отдаленных районов республики, где плата за уголь с учетом транспортной составляющей приобретает и вовсе фантастические размеры.

Однако не все так печально. Как рассказали журналистам региональных СМИ на пресс-конференции в Минтопэнерго РТ, ситуация с «угольным вопросом» вовсе не тупиковая.

С 1 января

Добычей угля в республике занимаются три предприятия. Основными поставщиками на данном рынке остаются «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК) - (Элегестинский разрез), ООО «Тувинская горнорудная компания» (ТГРК) - (Каа-Хемский и Чаданский угольные разрезы) и ООО УК «Межегейуголь». Твердое топливо, добываемое на УК «Межегейуголь», идет на экспорт для металлургической промышленности. ТЭПК снабжает топливом ряд малых и крупных потребителей в Шагонаре, Хову-Аксы, ООО «Кызыльская ТЭЦ».

Однако лидирующее положение в регионе по-прежнему занимает ТГРК, где стоимость тонны каменного топлива на сегодняшний день составляет 2490 р. 70 копеек. С 1 января его отпускная цена, как это бывает в начале каждого года, подрастет. Но согласно прогнозам Службы по тарифам РТ, цена не поднимется выше уровня инфляции. То есть увеличение стоимости с началом первого квартала – в самый пик потребления угля, должно составить не больше 4%.

Конкуренция сдерживает цены

И вот тот самый вопрос, логично возникающий у населения: почему в угледобывающей республике цены на каменное топливо непомерно высоки и почему контрольно-надзорные органы не выполняют этот самый контроль в отношении ТГРК. Как рассказал журналистам руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по РТ Феликс Хаджиев, в ходе судебных разбирательств Управления с ООО «Тувинская горнорудная компания» действительно не удалось доказать нарушение порядка ценообразования, как и того, что компания является монополистом. Это с 90% охватом-то потребителей! Уголь для Тувы является социально-значимым товаром. Соответственно, компания, которой принадлежит большая часть этого рынка, занимает доминирующее положение в регионе.

Как бы там ни было, в 2013 году «не монополисты» в судах апелляционной и кассационной инстанции документально подтвердили, что существовавшая на тот момент стоимость угля технологически обоснована. И хотя обратного доказать не удалось, очевидную пользу тяжбы принесли. Именно с 2013 года повышение цен на уголь соответствуют росту инфляции, не будем забывать, что, пока не вмешалась Антимонопольная служба, скачки в ценах достигали 20%!

Со слов Феликса Хаджиева, так как предприятие ТГРК является социально-значимым объектом, раз в три года на нем проводит проверки УФАС республики, они могут быть и чаще: если произойдет скачок цен или с нового года начнут поступать жалобы от потребителей. Кстати, по мнению министра промышленности и энергетики Романа Кажин-оола, пожалуй, единственным механизмом сдерживания роста цен на каменное топливо в республике происходит за счет конкурентоспособной «Тувинской энергетической промышленной корпорации». Так как часть потребителей покупающие уголь Каа-Хемского и Чаданского угольных разрезов теперь пользуется услугами ТЭПК, а это порядка 200 тысяч тонн каменного угля.

Информационный вакуум

Тему ежегодно поднимаемых в народе волнений по поводу дешевого каменного топлива из Хакасии, Красноярска и других территорий – поставщиков угля, прокомментировал журналистам министр промышленности и энергетики РТ Роман Кажин-оол. В соседних регионах, по его словам, добывают бурый уголь, который по техническим характеристикам проигрывает нашим породам в калорийности и теплоотдаче.

К слову, о стоимости «соседского» угля. Как пояснила участникам пресс-конференции и.о. руководителя Службы по тарифам Елена Бочарова, согласно мониторингу цен на рынке розничного угля, стоимость того же «балахтинского» бурого топлива в Абакане поднялась до отметки 1700-1800 рублей. Хотя еще два года назад эта цифра составляла 900 рублей. Со слов Романа Кажин-оола, с учетом доставки, тонна привозного угля обойдется потребителю в 2 тыс. 700 рублей. Министр еще раз обратил внимание присутствующих на то, что главным показателем в данном случае является не стоимость твердого топлива, а сколько он выдает тепла. Калорийность нашего каменного угля составляет около семи тысяч ккал/кг, а у бурого - с наименьшим количеством углерода – 4-4,5 ккал/кг. Другими словами, если нашего угля надо сжечь ведро, то для получения такого же количества тепла, бурого угля – два ведра. Исходя из этих расчетов, житель Тувы в итоге заплатит те же деньги.

Ну, а, если все марки нашего каменного топлива имеют более высокую теплоту сгорания, то и цена у них будет выше. Справедливости ради стоит отметить преимущества привозного топлива - его экологичность и продажу потребителям по фракциям – сортам, что снижает себестоимость угля. Выбор остаётся за потребителем, которому, как отметили организаторы пресс-конференции, надо быть более информированными в «угольном» вопросе, ведь неосведомленностью граждан пользуются недобросовестные продавцы «черного золота». Словом, качество на количество заменить, конечно, можно, но сэкономить на этом вряд ли получится.

Мешок, тазик или весы?

В свою очередь и организаторы пресс-конференции задали вопрос, адресованный всем потребителям угля: почему люди не приобретут полезную привычку запасаться топливом летом и только с наступлением холодов начинают лихорадочные поиски. В том же топливном складе (Гортопе) Кызыла образуются очереди, сами жители жалуются, что периодически угля на складе не бывает. Однако Гортоп работает и по предоплате, то есть стоять в очередях не надо, просто оформить заявку на определённый день и час, внеся предоплату.

Как всегда, в отопительный сезон гражданам «на выручку» приходят частники, продающие «черное золото», к примеру, в мешках, и, судя по ценам, уголь у них действительно золотой. «Мешок вместимостью примерно 50 кг продают за 250 рублей. Мы посчитали, сколько это будет в переводе на тонну, вышло, что у частников стоимость этой самой тонны варьируется от 4 до 4,5 тысячи рублей», - пояснила Елена Бочарова. По мнению Елены Николаевны, потребителям все же лучше покупать твердое топливо в Гортопе и с районных складов по фиксированной цене, утвержденной правительством РТ, исходя из стоимости угледобывающего предприятия и транспортной составляющей. «Все-таки на складах есть весовой контроль и приемлемая цена, согласитесь не как у частников покупать кота в мешке тазиками и ваннами, гадая, не обвесили ли тебя», - сказала Елена Бочарова.

А вот жителям право-, левобережных дач покупать уголь в Гортопе не выгодно, доставка с учетом отдаленности этих частных секторов от склада влетает в копеечку. В свою очередь Роман Кажин-оол пояснил, что, так как стоимость доставки зависит от расстояния, а не от тоннажа, можно скооперироваться с соседями и на несколько домов заказать большой объем поставки угля. На данный момент Минтопэнерго прорабатывает вопрос об открытии дополнительных площадок реализации каменного топлива, добавил Роман Кажин-оол.

Субсидии для отдаленных районов

В Гортопе Кызыла до 1 января фиксированная стоимость за тонну угля без учета доставки составляет 2850 рублей за тонну. Вполне приемлемо. Сейчас основная задача организовать бесперебойную работу топливных складов во всех муниципалитетах, пока цена не поднялась. Для каждого из районов цена будет своя, с учетом транспортной составляющей, как уже говорилось выше. По словам главы Минтопэнерго, дороже всего сейчас уголь обходится жителям села Моген-Бурен в Монгун-Тайге – 5198 рублей. «В правительстве прорабатывается вопрос передачи райтопов в муниципальную собственность в отдаленных районах и дальнейшего их субсидирования, которое покроет транспортные расходы», - пояснил Роман Викторович. Как ни крути, а это приличная нагрузка на бюджет, так как речь идет о 4,5 тысячи семей, и это без учета тех, кто уже получает льготы на уголь и участвует в проекте «Социальный уголь».

Н. Черноусова