ЧТО СКРЫВАЕТ РЕКЛАМА МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ?

     Ежедневно мы сталкиваемся с рекламой различных товаров, работ и услуг, которая привлекает нас своими предложениями. Потенциальный покупатель или получатель услуги не особо старается рассмотреть все детали рекламного сообщения, воспринимая только товар и посыл, оформленные различными художественными приемами в виде картинок, увеличенных слов в тексте. 

     В условиях экономического кризиса особенно актуальным становится реклама микрофинансовых организаций. Рынок финансовых услуг сегодня развивается ускоренными темпами. Преимущество микрофинансовых организаций заключается в том, что сегодня для многих это единственная возможность получить быстрый доступ к денежным ресурсам. С каждым днем количество предложений для физических и юридических лиц становится больше, а рекламные слоганы обращают внимание только на доступность и легкость в получении кредита (займа) по минимальным процентам. Вместе с тем, многие заемщики, поддавшись рекламе, узнают о существенных условиях договора либо непосредственно в офисе от работников микрофинансовой организации, либо после подписания необходимых документов по оформлению займа.

     Вместе с тем, далеко не каждый знает, что реклама финансовых услуг регулируется законодательством. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим рекламную деятельность, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе). Закон о рекламе отражает специфику отношений в сфере производства, распространения, размещения рекламы и содержит нормы, устанавливающие определенные требования и ограничения, в том числе и в отношении рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности (статья 28 Закона о рекламе). В данной статье, раскроем некоторые из них.

     Так, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, согласно законодательству, должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, причем, если в рекламе кредитов или займов содержится хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, то такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа).

     При этом, в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

     В качестве примера, из практики Тывинского УФАС России, на баннере (фото 1) одной микрофинансовой организации указаны следующие условия: «низкий процент; высокая оценка», влияющие на сумму доходов. Такая реклама несомненно привлекательна для потребителей, однако, иные условия, такие как например требование к имуществу и заемщику, размер выдаваемого кредита (займа), сроки предоставления, процентные ставки, условия о досрочном возврате в указанной рекламе отсутствуют, что может ввести в заблуждение потенциального заемщика и обмануть его ожидания.

     Нередки случаи, когда в рекламном сообщении микрофинансовой организации указаны все условия, однако, привлекательная для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательная информация мелким, а порой вообще нечитаемым шрифтом.  При этом, иногда с крупным или мелким шрифтом на пару идет и цвет рекламного текста либо фона. Цвет в оформлении рекламы является одним из самых эффективных визуальных средств, способных вызывать у человека различные эмоции. Безусловно, основной целью микрофинансовых организаций  является побуждения желания потенциального клиента воспользоваться рекламируемыми услугами. Например, привлекательные условия займа указываются крупным шрифтом с использованием ярких цветов, а менее привлекательные условия оформляются мелким шрифтом в бледно-серой цветовой гамме почти идентичной цветовой гамме фона.

     Таким образом, при формальном указании части условий предлагаемой услуги по займу, не позволяющих потребителю воспринимать их ввиду того, что они выполнены мелким нечитаемым шрифтом либо оформлены в несоответствующем цветовом сочетании, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию. В связи с чем, такие недобросовестные действия хозяйствующих субъектов пресекаются антимонопольным органом.

     Указанные случаи являются нарушением Закона о рекламе, а лица, допустившие подобные нарушения подлежат привлечению к административной ответственности. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе применительно к рассматриваемым нами ситуациям предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе». Согласно данной статье нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.; на должностных лиц - от 4000 до 20000 руб.; на юридических лиц - от 100000 до 500000 руб.

     За 2016 года Тывинским УФАС России к административной ответственности за ненадлежащую рекламу финансовых услуг и финансовой деятельности привлечены 5 микрофинансовых организаций. 

Файлы для скачивания

img_20170126_121816.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 4.77 МБ
img_20170126_121830.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 4.17 МБ