В поисках «художников», «рисующих» ценники

Сфера деятельности: Розничная торговля

 Надзорные органы в Туве, казалось, всерьез взялись за предпринимателей. Комиссии упорно проверяли торговые точки, чтобы найти тех, кто незаконно завышает цены на товары. И тут бы замереть в ожидании наказания для недобросовестных бизнесменов, но этого делать не пришлось. Вышло так, что виноватых в республике вроде как нет. А те же продукты дорожают из-за крупных оптовиков, работающих за пределами региона. Хотелось бы порадоваться такой честности местного бизнеса, если бы не одна нестыковка. О ней и пойдет дальше речь.

Нет причин для застывшей крови

Дабы ввести уважаемого читателя в курс дела, логично начать с информации о результатах последней проверки предпринимателей. Об итогах на своем официальном сайте сообщила прокуратура Тувы. Сотрудники Кызыльского подразделения этого надзорного органа разбирались в причинах «полета цен». И делали это не в одиночку. Компания ревизоров подобралась очень внушительная. В ее состав вошли работники Министерства экономики, Управлений Роспотребнадзора и УФАС России, Службы по тарифам РТ, а также Управления Россельхознадзора.

От такого числа проверяющих у недобросовестных бизнесменов, если, конечно, таковые были, должна была застыть кровь в жилах. Но, как оказалось, причин стыть у нее не было абсолютно никаких. Таков вывод исследования внутреннего рынка.

«Не виноватые мы»

Упор проверки делался на деятельность крупных оптовых организаций, которые поставляют продукты питания для розничной сети республики. В частности, в ООО «Сибпродукт» объяснили, что являются официальным дилером группы компаний «Данон» в России. А соответственно, цены на молочную продукцию устанавливают не самостоятельно, а после указаний, полученных из главных офисов. Причем расценки «фактически переносятся на ценники продуктов без каких-либо надбавок. Так, цена на молоко жирностью 2,5 процента составляет 45,5 рубля, отборное молоко – 52,5 рубля», – передает прокуратура Тувы.

На этом ревизоры не остановились. Они на местах пообщались с индивидуальными предпринимателями, которые реализуют оптом продукты питания и овощи. Те объяснили, что в вопросах ценовой политики зависят от поставщиков из Абакана, Красноярска и Новосибирска. От себя лишь плюсуют надбавку и затраты на транспортные услуги.

Не наказали, а предостерегли

По результатам проверки установлено, что «фактов необоснованного повышения отпускных цен на продукты питания не выявлено», – подытожила прокуратура. То есть, никаких спекуляций и сговоров. Во всем виноваты поставщики из других регионов. Соответственно, наказывать некого, но предостеречь о недопустимости нарушений законодательства – не лишнее. Что проверяющие и сделали.

Вопрос №1: опт не равен рознице

Проверка местных оптовиков показала, что они ведут себя в рамках закона. Но можно ли на основе этого утверждать, что розница тоже не занимается сговорами и спекуляцией? Ой, не факт, не факт. Ведь где-то молоко стоит не 52-54 рубля (хотя таких низких цен давно не приходилось видеть), а значительно дороже. Причем, в разных местах за разные товары приходится выкладывать разные суммы. И эта самая «разность» по Кызылу очень заметно варьируется.

А далеко не у всех жителей республики есть возможность ежедневно покупать, например, кефир или творог на оптовых базах. Да и кто им там продаст розницу по бросовым ценам. Поэтому рядовые потребители и идут в магазины, а там ценники, мягко говоря, далеко не всегда радуют глаз.

 

Вопрос №2: данные против данных

Еще одна нестыковка, которая бросается в глаза, когда знакомишься с результатами проверки надзорных органов. Все бы ничего, но та же прокуратура Тувы сравнительно недавно рассказывала несколько о другом положении дел. «Плюс Информ» уже писал, что проверяющие в таком же внушительном составе, о котором говорилось выше, ранее прошлись по торговым точкам Кызыла – а именно, по крупнейшим продовольственным магазинам города.

Поводом для визита стал тот факт, что в течение 30 дней подряд в республике отмечался рост розничных цен на продовольственные товары в среднем более чем на 30 процентов. «Например, гречневая крупа за этот период подорожала на 94,4%, сахар – на 26,6%, куриное яйцо – на 33,75%», – констатировала республиканская прокуратура.

Естественно, предпринимателей заподозрили в спекуляции. Проверка подтвердила этот факт. В крупных торговых объектах надбавка к розничным ценам на отдельные группы товаров, такие как куриное мясо, яйцо столовое, сахар-песок, сыр, составила более 30 процентов.

Напомним, что бизнесменов тогда наказали… хотя, как сказать, наказали – предупредили. Мол, нельзя больше так делать.

Занятоемолчание

Еженедельник при подготовке предыдущего материала о «летучих ценах» в Туве обращался за разъяснениями в республиканское Управление антимонопольной службы России (УФАС). Были заданы конкретные вопросы. На них вроде как подготовили ответы, но информацию так и не предоставили, сославшись на большую занятость.

Единственное, что оставляло надежду получить необходимые данные, это заверение сотрудницы УФАС. Она попросила так часто не названивать и сказала, что комментарии еженедельнику вышлют, как только это будет возможно. Но пролетела уже третья неделя ожидания, а обещанного и такого долгожданного письма на электронной почте так и нет. Видимо, занятость антимонопольщиков все также велика. Или сказать просто нечего?

Отсутствие виновных или бессилие?

Что же, подведем некоторый итог. Ситуация выглядит несколько запутанной. Цены растут. Некоторых виновных сначала находят, но спустя какое-то время публикуется сообщение, что в республике предприниматели не уличены в попытке заработать на кризисе. При этом по-прежнему, видимо, нет какого-то единства данных о средних ценах по республике. Но складывается такое впечатление, что самые приемлемые из них можно найти не в магазинах и рынках, а на некоторых официальных сайтах.

 

О мерах, которые способны помочь остановить подорожание продуктов написал «Коммерсантъ». По закону правительство может вводить госрегулирование цен в том случае, если продовольствие в каком-либо регионе за 30 дней подорожало более чем на 30%. Заморозка цен может длиться не более 90 дней.

А вот статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов на страницах все того же «Ъ» напоминает, что возможность введения ограничения цен региональными властями, согласно российскому законодательству, существует только в условиях Крайнего Севера или на территориях, которые приравнены к нему по статусу. А Тува относится именно к ним.

 

А. Чудов, специально для «Плюс Информа»