«Порядок обращения заказчиков в антимонопольный орган в целях включения в реестр недобросовестных поставщиков при размещении заказов»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

14 ноября  в Тывинском УФАС  России  прошел семинар-совещание на тему: «Порядок обращения заказчиков в антимонопольный орган в целях включения в реестр недобросовестных поставщиков при размещении заказов»,   организатором которого выступило Тывинское УФАС России.

В семинаре приняли участие более 20 представителей муниципальных образований, органов власти, государственных и муниципальных заказчиков.

Данное мероприятие на сегодняшний день актуально, т.к. цель заключалась не только в  разъяснении  норм законодательства о размещении заказов в части включения недобросовестных поставщиков в реестр, но и предупреждении нарушений Федерального законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд со стороны заказчиков.

Основным докладчиком выступил  главный государственный инспектор  отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти – Айдыс Ооржак. Он дал разъяснение норм статьи 19 Закона  о размещении заказа  с приведением примеров судебной практики.

А. Ооржак обратил внимание участников семинара, что отношения, складывающиеся в сфере размещения заказов, в т. ч. по отбору юридических или физических лиц для осуществления ими в интересах государства предпринимательской или иной экономической деятельности, регулируются положениями закона о размещении заказов. В соответствии с нормами статьи 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Заказчикам, уполномоченным органам предоставлено право установления к участникам размещения заказа требования об отсутствии последних в реестре недобросовестных поставщиков, а комиссии заказчика – право на отказ в допуске таким участникам размещения заказа. Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона о размещении заказов и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292 “Об утверждении положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков”. 

       В указанном законе строго прописаны сроки  и необходимые документы, представляемые вместе с обращением заказчиков в антимонопольный орган с вопросом о включении нерадивого, недобросовестно исполнявшего условия  и требования заказчика, либо отказавшегося от заключения контракта поставщика, подрядчика или исполнителя работ, услуг.

При этом контролирующий орган обязан, в случае отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение 10 рабочих дней осуществить проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта.

Исходя из положений статьи 19 Закона о размещении заказов реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения заказа обязательств.  Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного  2-х годичного срока в  размещении заказа.
        Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от действительно недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
       Своими действиями (бездействием) недобросовестные участники не соблюдают права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, с нарушением обеспечения публичных интересов в этих правоотношениях.
          Учитывая вышеизложенное, при разрешении вопроса о недобросовестности участника размещения заказа необходимы доказательства его вины.
          При этом вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т. е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
      Так, антимонопольными органами при установлении вины учитывается следующие факты:
        - нарушение срока подписания участником размещения заказа контракта на один день в случае установления факта направления копии контракта факсом, подлинника – экспресс-почтой, а также своевременной передачей заказчику обеспечения исполнения контракта.
         - отсутствие технической возможности участника размещения заказа своевременно подписать контракт, в случае представления участником объяснительной о возникших технических неполадках с приложением соответствующих документов (например, копия банковской гарантии, имеющей дату выдачи, входящую в срок для подписания контракта и копия подписанного со стороны общества проекта контракта от даты, также не выходящей за пределы нормативно закрепленного срока, либо переписка участника с оператором электронной площадки).

В завершении главный государственный инспектор  А.Ооржак  добавил, что с 01 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вместо действующего Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Новым федеральным законом о контрактной системе ведения реестра недобросовестных поставщиков предусмотрено статьей 104 указанного закона и процедура остается такой же как в действующем на сегодняшний момент Закона о размещении заказов.

С кратной информацией о сложившейся практики  и статистики  обращений заказчиков  и включений в реестр недобросовестных поставщиков продолжила специалист-эксперт  отдела контроля размещения государственного   заказа и антимонопольного контроля   органов государственной власти Саманта Хайын.

Она представила наглядно в виде  слайдов статистику включения поставщиков в реестр, нарушивших условия контракта или уклонившихся от заключения контракта по результатам торгов. В Тывинском УФАС России практика сложилась следующим образом: в 2012 году было рассмотрено всего 14 обращений о включении в РНП, в результате рассмотрения которых 8 поставщиков включены в реестр, не включено 6. За 10 месяцев  2013 года  рассмотрено 7 обращений, в результате рассмотрения которых принято решение о включении в реестр 3 поставщиков, 4 обращения заказчиков признаны необоснованными. Динамика складывается в сторону уменьшения количества обращений  заказчиков о включении в РНП, а именно за 10 месяцев 2013 года поступило в два раза меньше обращений о включении по сравнению с 2012 годом, возможно участники размещения заказов стали более добросовестными, что сказывается, в том числе и положительная работа контрольных органов. Наиболее распространенными случаями уклонения от подписания контракта являются технические неполадки, а именно отсутствие доступа к официальному сайту в сети Интернет, или проблемы с  электронной цифровой подписью  (ЭЦП) поставщика. Также частыми нарушениями при заключении государственного контракта по результатам торгов являются отказы от заключения контракта по основаниям не соответствия условий контракта возможностям поставщика. Нередки нарушения уже на стадии исполнения контракта, когда  нарушаются сроки его исполнения или другие условия.

После терпеливого прослушивания информации и просмотра нескольких слайдов о практике Тывинского УФАС России по вопросу включения недобросовестных поставщиков в реестр  на основании обращений государственных и муниципальных  заказчиков, зал активно вступил в  дебаты. Представителями администраций Улуг-Хемского, Пий-Хемского,  Тес-Хемского, Чеди-Хольского районов, Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, заданы вопросы:  на которые сразу предоставлены устные разъяснения сотрудников управления (О.Долгих, А. Ооржак) и начальника Департамента государственных закупок  Минфина республики (У.Смоленцева).

Были вынесены на обсуждение наиболее интересуемые вопросы, такие как в какой срок  следует направлять обращения в управление, будет ли являться  нарушением закона при согласовании с поставщиком продление срока исполнения контракта, обязательно ли представлять решение суда в случае расторжения контракта. На все   заданные вопросы руководителем управления и специалистами даны полные, объективные ответы.

       Не обошелся без внимания и новый закон «О Федеральной контрактной системе», в активный диалог  подключилась  начальник Департамента государственных закупок Минифина республики, как представитель уполномоченного органа при размещении заказов Урана Смоленцева, которая успокоила заказчиков, что больших перемен не предвидится, но стоит обратить внимание на новый способ закупок товаров, работ, услуг в форме предложения поставщикам.

       В любом случае, все участники семинара – совещания остались довольны данным мероприятием, так как такие встречи-обсуждения актуальны и полезны в работе.  По результатам мини-семинара представители администраций выразили пожелание о проведении подобного мероприятия по разъяснению положений нового Федерального закона о контрактной системе, который вступает в действие с 01 января 2014 года и в основном специалисты  администраций районов  слабо владеют  ситуацией с переходом на новые требования закона о закупках.

       Подводя итоги мероприятия руководитель Тывинского УФАС России – Ольга Долгих отметила: «Нам представилась возможность более детально обсудить вопросы законодательства о размещения заказа по определенной тематике, сотрудниками Управления определиться в дальнейших действиях в этой сфере возложенных государственных полномочий, прошу соблюдать требования федерального законодательства государственными и муниципальными заказчиками, не допускать нарушений,  в частности ограничения круга участников торгов, а также принятию мер по недопущению со стороны поставщиков, подрядчиков, исполнителей работ, услуг в соответствии с действующим законодательством  недобросовестности в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг  и строго соблюдать сроки обращения в антимонопольный орган по включению в реестр недобросовестных поставщиков. Нам необходимо совместно нацелить себя на переход к новому закону о Федеральной контрактной системе, больших изменений не планируется при закупках товаров, работ, услуг, но тем немее советую всем заказчикам обратить внимание на требования закона, изучить детального его, так как будет приято еще достаточно большое количество подзаконных актов  Правительства Российской Федерации, в том числе и по разделению полномочий по осуществлению контрольных функций». Поблагодарила за активное участие в обсуждении  вопросов семинара.