О том, как Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва рассматривает жалобы на нарушение процедуры торгов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

Порядок размещения заказа для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее Закон о размещении заказов).

В частности, Закон о размещении заказов определяет сроки размещения заказа, последовательность действий государственных, муниципальных заказчиков, уполномоченного органа, аукционной, конкурсной, котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов.

При этом основными принципами указанного Закона является развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Вместе с тем Закон о размещении заказов ориентирован не только на регулирование отношений, связанных с размещением заказов для нужд заказчиков, но и обеспечивает защиту прав  и законных интересов участников размещения заказа от незаконных, необоснованных действий самих заказчиков, аукционной, конкурсной, котировочной комиссий, уполномоченного органа и оператора электронной площадки.

Так в соответствии с положениями Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе подать жалобу как на действие  (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, так и на положения аукционной, конкурсной документации и запроса котировок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Рассмотрение таких жалоб относится к полномочиям антимонопольного органа, сроки и последовательность действий антимонопольного органа по рассмотрению жалоб определены Административным регламентом по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протоколов размещения заказа.

Жалоба на положение документации может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в торгах.

По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Российское законодательство о размещении заказов перед законодательными аналогами зарубежных коллег  имеет преимущество, к примеру,  в США единого общеамериканского портала по госзаказу нет, а жалобы предпринимателей по госзаказу рассматриваются до 100 дней с приостановлением торгов, когда антимонопольная служба России  делает это всего за 5 рабочих дней.

Рассмотрением жалобы по существу занимается Комиссия Тывинского УФАС России.

На заседании комиссии должны присутствовать заявитель и заказчик, действия которого стали причиной обращения в антимонопольную службу. Также к рассмотрению могут быть привлечены эксперты, представители органов государственной власти, свидетели.

 В ходе работы комиссия проводит внеплановую проверку соблюдения законодательства РФ о размещении заказов. Заказчик обязан по требованию антимонопольного органа предоставить все необходимые документы и сведения.

По результатам рассмотрения дела комиссия принимает решение о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. При этом контракт не может быть заключен до момента исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.

Необходимо отметить, что наблюдается динамика роста поступающих в Тывинское УФАС России жалоб,  при этом доля обоснованных жалоб значительно больше. Это означает увеличение нарушений Закона о размещении заказов, что подразумевает под собой ущемление прав и законных интересов участников размещения заказа, что не соответствует основным целям и принципам Закона о размещении заказов. Наиболее часто встречающие нарушения касаются заказов на поставку медицинского оборудования, на выполнение ремонтных работ, в том числе, на строительство тех или иных объектов.

Для сравнения, Комиссией Тывинского УФАС России за период работы с 10.01.2011 г. по 31.12.2011 года  рассмотрено 59 жалоб участников размещения заказа, а за период работы с 10.01.2012 года по 13.12.2012 года принято к рассмотрению и рассмотрено 133 жалобы, что на 125% больше.

Зачастую при размещении заказов на поставку медицинского оборудования заказчики устанавливают в аукционных, конкурсных документациях требования, которые в совокупности соответствуют определенной модели оборудования, тем самым предоставляют преимущество определенному поставщику и создают условия, ограничивающие круг участников размещения заказа. При выявлении подобных нарушений Тывинское УФАС России выносит обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, вплоть до аннулирования размещенного заказа.  Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы и проведения проверки антимонопольным органом выявляются факты необоснованного отказа в допуске к участию в торгах участников размещения заказа, как правило, по формальным признакам.

Полномочия антимонопольного органа не заканчиваются на принятии решения и предписания по результатам рассмотрения жалоб, в свою очередь, Тывинское УФАС России контролирует исполнение заказчиками, уполномоченным органом выданных предписаний, обращается в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.

Кроме того, в соответствии с Законом о размещении заказов лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как известно, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность для должностных лиц за нарушения законодательства о размещении заказов в виде наложения административного штрафа в размере до 50 000 рублей, при этом наложенный штраф оплачивается  из «собственного кармана» должностных лиц.

Но об этом уже другая  тема…

 

Главный государственный

инспектор отдела контроля

размещения государственного заказа

и антимонопольного контроля органов власти

Тывинского УФАС России

Саяна Монгуш