Услуга услуге рознь

Услуга услуге рознь

Тувинское управление Федеральной антимонопольной службы провело семинар. Его тема касалась требований российского законодательства при распространении рекламы в печатных изданиях.

Электронные средства массовой информации в республике представлены слабо, не сложилось своего потребительского рынка и среди тех нескольких журналов, которые у нас «прописаны». Роль единственного источника информации чаще играют газеты. Потому любая реклама, размещенная на их страницах, больше принимается на веру среди жителей республики. На сегодняшний день в Туве зарегистрировано 36 печатных изданий, из них только 27 регулярно выходят в свет.

В основном печатная реклама связана с предоставлением медицинских и банковских услуг. С некоторых пор только на печатной полосе размещается реклама табачной и алкогольной продукции. Все нюансы, связанные с размещением такого товара, подробно расписаны в федеральном законе № 38 «О рекламе». Но, как отмечалось на семинаре, не все редакторы «коммерческих» изданий внимательно читают его статьи.

– Итоги проверок заставили нас задуматься о проведении рабочей встречи в таком формате, – отметила руководитель Тувинского управления ФАС Ольга Долгих. – Тем более, что печатные издания несут ответственность за размещение недостоверной и недобросовестной рекламы.

В основу федерального закона сегодня положены два понятия: недобросовестная и недостоверная реклама. Так, под «недобросовестной» понимается такая реклама, которая содержит некорректные сравнения «своего» товара с ему подобным, представляемым на рынке услуг конкурентом. С этой точки зрения закон не допускает принижения в глазах покупателя деловой репутации конкурента.

«Недостоверная реклама» предполагает, что в печатном материале могут содержаться сведения о преимуществах представляемого товара в сравнении с остальным, тем, с которым на рынок услуг выходит конкурент.

Федеральным законом запрещена реклама наркотических, психотропных средств, взрывчатых веществ, недопустимой является и реклама о продаже тканей человека.

Алкогольная продукция сегодня разрешена только на страницах печатных изданий, но на одном условии: такую рекламу нельзя публиковать ни на первой, ни на последней полосах. Кроме того, закон требует, чтобы такая реклама содержала сведения о вреде алкогольной продукции при чрезмерном ее употреблении, причем све­дения эти должны быть читаемыми и занимать, как минимум, десять процентов площади всего рекламного объявления. Те же условия, по словам ведущего специалиста–эксперта управления ФАС Анастасии Хитаришвили, распространяются и на табачные изделия.

С 23 июля 2012 года вступили в силу поправки к закону о рекламе. Пиво, согласно им, приравнено теперь к алкогольной продукции, а это значит, что представление «янтарного напитка» проходит на печатной полосе по тем же правилам, что и напитки более крепкие.

Реклама лекарственных средств должна содержать информацию о противопоказаниях и, кроме того, содержать в себе ссылку об обязательной консультации со специалистом по вопросу о приеме препарата. Реклама медицинских услуг должна сопровождаться сведениями о лицензии на ведение частной практики. Реклама стрелкового оружия (охотничьего, спортивного, предназначенного для самообороны) может быть размещена только в специальных, «профильных» изданиях.

Не менее болезненной является и тема банковских услуг, размещенных в печати в виде рекламы. Информация о такой работе с деньгами должна содержать ссылку на лицензию, полученную от Центрального банка РФ, кроме того, читатель рекламы должен знать, где находится офис финансового заведения. Как должен знать и то, где и когда он мог бы ознакомиться со всем пакетом документов, касающихся операции с деньгами.

С начала 2012 года разбирательства по факту недостоверной и ненадлежащей рекламы в печатных СМИ республики увеличились. В рамках специальных проверок было рассмотрено пять дел. Так, в центре внимания сотрудников ФАС оказалась фирма, предоставлявшая косметические услуги. Удивляться пришлось и рекламному изданию, и самой «фирме»: ни там, ни там даже не подозревали, что массаж, чистка и пластика лица являются медицинской услугой, это значит, что в подобной рекламе должны содержаться сведения о врачебной лицензии.

В рекламе о предоставлении скидок на прошлогоднюю коллекцию не содержалось сведений о том, в какие сроки эта акция будет проводиться. Покупатель был попросту введен в заблуждение.

– И с подобными фактами, когда на рынке услуг предоставляется неполная информация, мы сталкиваемся постоянно, – подчеркнула старший специалист отдела антимонопольного контроля и рекламы Екатерина Ванькова.

В рамках обмена мнений стали выясняться интересные подробности.

Представительница рекламного еженедельника поделилась сомнениями по вопросу качества психологических услуг, о которых могла сообщить реклама. Владелица психологического салона не могла ей разъяснить, какого рода услугу она намерена предложить на рынке: медицинскую или консультационную.

– А если не разместите мою рекламу, – заявляла новоявленный психолог, – то на вас в суд подам!

Спорную ситуацию усугубил тот факт, что юрист, работающий в издании, ничего определенного не смог подсказать.

– Работа любого психолога может затрагивать наше здоровье, – пояснила Ольга Долгих, – потому для ведения такой практики ссылки на лицензию или разрешение являются обязательными. Да и диплом у такого специалиста должен быть, читатель рекламы о наличии этого документа должен знать в первую очередь.

Столь же безапелляционной в своих требованиях оказалась и гражданка, которая назвала себя гадалкой. Дипломы или сертификаты по своей «специализации» она только обещала принести в рекламный отдел еженедельника.

– Но какие гадалки могут быть в ХХI веке?! – прокомментировала вопрос Ольга Долгих. – Сами посудите: насколько несерьезной может быть тогда услуга с точки зрения закона. Ведь любая такая реклама является недостоверной.

Семинар прошел интересно, в увлекательной, оживленной обстановке.

– Жаль, что заинтересованные стороны игнорируют наши приглашения, – подытожила руководитель республиканского управления ФАС, – и на наши семинары приходят единицы. Тем более, что практика нашей ра­боты не предполагает консультаций, ведь мы занимаемся только надзорными функциями.

Михаил РУДАКОВ

07.08.2012 N84