В среду в 11.00 в актовом зале Дома печати по инициативе Тывинского УФАС России за «Круглым столом» собрались представители печатных изданий

В среду в 11.00 в актовом зале Дома печати по инициативе Тывинского УФАС России  за «Круглым столом» собрались представители печатных изданий для обсуждения не маловажных актуальных вопросов в сфере законодательства рекламы в печатных СМИ.

Почему именно эта тема?

Требования законодательства Российской Федерации при распространении отдельных видов рекламы в печатных изданиях на сегодняшний день являются актуальными и выбор темы «Круглого стола» вполне обоснован, и в первую очередь, изменениями, произошедшими в Законе о рекламе.

Так, например статья 22. Реклама пива и напитков, изготовляемых на его основе, Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» утратила силу еще в июле прошлого года. Но это еще не все, с 23 июля этого года вступили в силу некоторые изменения в статью 21. Реклама алкогольной продукции настоящего Закона.

Об этих и других требованиях законодательства к размещению рекламы в печатных средствах массовой информации подробно рассказала ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Анастасия Хитаришвили.

И сразу вопрос…

- Какие требования законодательства при дистанционном способе рекламы товара?

- Фраза «Доставка бесплатно» будет ли являться нарушением законодательства о рекламе и кто будет нести ответственность: рекламодатель или рекламораспространитель?

- Что должна содержать в модуле «стимулирующая акция» и будет ли это аналогичным «распродаже»?

На эти и другие вопросы сотрудники Тывинского УФАС России дали исчерпывающие ответы с ссылками на соответствующий закон.

«Реклама» или «на правах рекламы»

Одним из характерных нарушений является размещение рекламы без сопровождения отметкой «реклама» или «на правах рекламы».

«Таким образом, при размещении текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы"» - пояснила старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы – Екатерина Ванькова.

Характерным и наиболее частым нарушением, допускаемым при размещении рекламы в печатных изданиях, является отсутствие существенной информации о рекламируемом товаре (работе, услуге), что вводит потребителя рекламы в заблуждение. Особенно эти нарушения касаются рекламы финансовых услуг.

Но и это еще не все, реклама, не содержащая информацию о том, какие именно сведения можно получить, по указанным в объявлении телефону, адресу или сайту, отсутствуют сведения о продавце товара, нарушает требования Закона о рекламе.

Рекламораспространителям нужно быть внимательными так же при размещении рекламы медицинских услуг. Реклама такого характера без сопровождения предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалиста является нарушением Закона о рекламе.

Что не так со словом «лучший»?

Указание на лидирующее положение какого-либо товара, услуги, так же является нарушением части 3 статьи 5 Закона о рекламе. В рекламе обязательно должно содержаться, по каким показателям (магазин, товар, услуга) можно считать лучшим. Фраза со словом "лучший", которая не только означает "хороший, наилучший" ("Толковый словарь русского языка Ушакова Д.Н."), но несет смысловую нагрузку, связанную с выражением превосходной степени воспринимается буквально, при этом форма выражения рекламной информации исключает двусмысленность ее восприятия.

«Плюсы» и «минусы»

В 2011 году Тывинским УФАС России установлено 2 факта распространения ненадлежащей рекламы в печатном издании.

По итогам первого полугодия 2012 года наблюдается увеличение фактов распространения ненадлежащей рекламы, распространяемой в печатных изданиях. За этот период было рассмотрено 5 дел: из которых 4 случая распространения ненадлежащей рекламы выявлено по результатам мониторинга печатных изданий на соответствие требованиям Закона о рекламе, распространяемой на территории Республики Тыва, и 1 дело рассмотрено по обращению Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Тыва.

Общая сумма наложенного штрафа за нарушение Закона о рекламе  в 2011 году составила – 416 000 рублей, а вот уже в 2012 году – 967 000 рублей, из них сумма штрафа наложенных на хозяйствующих субъектов за распространение ненадлежащей рекламы в печатных изданиях составляет 522 000 рублей.

Вопросы по теме и не только…

Специалистам – докладчикам Тывинского УФАС России от приглашенных на протяжении всего «Круглого стола» поступали самые разнообразные вопросы, но так или иначе они касались законодательства о рекламе:

- Какие требования необходимо соблюдать при размещении рекламы стоматологического кабинета? (см. статью 24 закона о рекламе)

- Какие требования при размещении рекламы в печатном издании на «лизинг»? (см. статью 28 Закона о рекламе)

Какие требования необходимо учесть при размещении рекламы образовательных и психологических услуг; имеют ли право осуществлять свою деятельность различные центры на территории Республики Тыва, но получившие лицензию на право заниматься определенным видом деятельности за ее пределами; может ли антимонопольный орган выдавать предупреждение прежде, чем возбуждать дело по факту нарушения законодательства в сфере рекламы; разрешена ли реклама о предоставлении услуг гадания?

«Предупредить СЕБЯ лучше, чем получить печальный опыт» - отметила руководитель управления Ольга Долгих в заключении мероприятия.

Интересное, яркое мероприятие с примерами и активным обсуждением каждого доклада выступающего показали не только высокий уровень профессионализма и подготовки к данному мероприятию специалистов управления, но и, конечно же, глубочайшую степень заинтересованности со стороны печатных СМИ.

Следует помнить о простых, но очень важных понятиях, как рекламодателям, так и рекламораспространителям: «законность», «справедливость», «открытость», «эффективность»!