ФАС придумала, как бороться с недобросовестной рекламой БАД


ФАС будет настаивать на включении БАДов в перечень лекарственных средств, сказал вчера глава ведомства Игорь Артемьев.
Сейчас оборот добавок регулируется законом "О безопасности пищевых продуктов", а большинство производителей БАДов утверждают, что их препараты лечат или служат для профилактики заболеваний, объясняет руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. "Поэтому мы считаем необходимым подвести все биологически активные добавки под регулирование закона “Об обращении лекарственных средств”, при этом в ходе регистрации производители обязательно должны доказывать эффективность своих препаратов", — говорит он.

Когда готовился закон об обороте лекарственных средств, ФАС уже предлагала включить в него БАДы, и Минздравсоцразвития было против. "Мы не меняли свою позицию: в нашем понимании БАДы относятся к пищевым добавкам", — говорит представитель министерства.

По данным DSM Group, в 2009 г. аптеки продали 226 млн упаковок БАДов на общую сумму 12,1 млрд руб. В деньгах рынок вырос на 6% по сравнению с 2008 г., сказал гендиректор компании Сергей Шуляк. На тройку лидеров — компании "Эвалар", "Диод" и "Аквион" — приходится 33% объема аптечных продаж.

Если инициатива ФАС пройдет, производители БАДов должны будут пройти регистрацию продукции как лекарственные средства (по закону она занимает до 210 дней) и проводить клинические исследования, которые должны подтвердить их эффективность и безопасность, говорит юрист Baker & McKenzie Сергей Ломакин. "Сомневаюсь, что они смогут ее пройти, поскольку от БАДов не требуется лечить", — удивляется эксперт. Да и санитарные нормы прямо обязывают производителя размещать на этикетке продукта фразу "не является лекарством", добавляет гендиректор "Диода" Владимир Тихонов.

Вопрос касается и сокращения каналов продаж — лекарства могут продаваться только в аптеках, указывает Ломакин. Только 70% БАДов продается через аптеки, подсчитала Марина Пономарева, исполнительный директор некоммерческого партнерства производителей БАДов и лечебно-профилактического питания, 20% приходится на специализированные магазины и супермаркеты, а еще 10% — на дистанционную торговлю. Например, "Диод" продает свои БАДы в отделах диетического питания гипермаркетов Metro, говорит Тихонов.

Вернее было бы внести изменения в закон о рекламе, резюмирует Ломакин. Или ужесточить требования к исполнению действующего закона о рекламе, добавляет Тихонов.