• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов Республики Тыва

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского УФАС России

 ____________ О.М. Долгих

«___»  октября  2014 г.

 

 

 

 

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкурентной среды

на розничном рынке автомобильных бензинов Республики Тыва

 

1. Общие положения

1.1. Основанием для исследования послужил приказ ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» (далее – Приказ ФАС России от 19.12.2012 № 773/12), которым предусмотрено проведение анализа состояния конкуренции на розничном рынке автомобильных бензинов.

1.2. Целью проведения анализа конкуренции на розничном рынке автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК), независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке Республики Тыва.

1.3. В связи с тем, что рассматриваемые товарные рынки являются региональными, исследование осуществляется Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва совместно с Центральным аппаратом ФАС России.

1.4. Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345 (далее – Регламент).

В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные: Министерством топлива и энергетики Республики Тыва, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, Муниципальными образованиями Республики Тыва, хозяйствующими субъектами розничного рынка автомобильных бензинов. Тывинским УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации 82 хозяйствующим субъектам исследуемого товарного рынка, осуществляющим деятельность в 19 муниципальных образованиях республики, посредством услуг почтовой связи.

Запрашиваемые сведения представлены 63 хозяйствующими субъектами, на территории 19 муниципальных образований.

Информация не представлена 19 хозяйствующими субъектами, в том числе 7 хозяйствующими субъектами по причине отсутствия адресата по месту регистрации. В отношении 12 хозяйствующих субъектов возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление информации.

Установлено, что из общего количества хозяйствующих субъектов, представивших информацию, 25 хозяйствующих субъектов не осуществляют деятельность по розничной реализации автомобильного бензина.

 

2. Временной интервал исследования

2.1. Согласно п. 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Учитывая необходимость изучения ситуации на товарном рынке в динамике, для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. необходимо провести ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Временной интервал исследования розничного рынка автомобильных бензинов определен – с 01.04.2013 г. по 01.04.2014 г.

 

3. Продуктовые границы рынка

3.1. Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Таким образом, предварительное определение товара – автомобильные бензины.

3.2. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

3.3. Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»).

3.4. В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.01165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ 95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99). Вместе с тем в Российской Федерации производятся и реализуются также бензины марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.01165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.01165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002).

Наиболее востребованными марками автомобильных бензинов на территории Республики Тыва являются: АИ-80, АИ-92, АИ-95, что подтверждает объем продаж на розничном рыке автомобильных бензинов.  Это связано со структурой автомобильного парка Республики Тыва в целом – всего в Республике Тыва зарегистрировано по состоянию на 01.01.2014 года 69 967 транспортных средств.

В соответствии с п. 3.3 Порядка № 220 на рассматриваемом рынке действуют покупатели единичного товара, в связи с тем, что на автозаправочных станциях приобретают нефтепродукты население и организации для личного использования, нефтебаз и нефтехранилищ на территории Республики Тыва не имеется.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей и характеризуется показателем октанового числа. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

3.5. На практике, единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее – ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две группы, что и является существенным различием:

-   низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);

-   высокооктановые бензины - Регуляр-91, АИ-92, АИ-96,       Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 – 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу).

3.6. Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничного рынка автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины

(ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93) АИ-95 (АИ-96)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

Исходя из специфики розничного потребления автомобильных бензинов (невзаимозаменяемость марки автомобильного бензина при потреблении в сторону снижения октанового числа, так как использование моторного топлива с октановым числом ниже заявленного в техническом паспорте (инструкция по эксплуатации) автомобиля, ведет к несвоевременному сгоранию топлива, снижению мощности, износу двигателя и другим негативным последствиям для владельца автотранспортного средства) продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по маркам автомобильных бензинов.

Брендированные автомобильные бензины различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) в пределах одного ОЧ следует рассматривать как одну товарную группу.

Также в целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

Согласно п. 3.7 и 3.8 Порядка № 220, автомобильные бензины марки АИ-80, АИ-92, АИ-95 предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания.

Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, автомобильные бензины марки АИ-80, АИ-92, АИ-95 не являются взаимозаменяемыми.

Ввиду того, что «тест гипотетического монополиста» и расчет показателя перекрестной эластичности спроса не проводились, п. 3.9-3.11 Порядка № 220 не рассматривается.

На этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка уточняются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе. Исходя из специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов (наличие/отсутствие конкретных марок автомобильных бензинов) продуктовыми границами следует признать розничную реализацию автомобильных бензинов марки АИ-80, АИ-92, АИ-95.

 

4. Географические границы рынка

4.1. Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Предварительное определение географических границ товарного рынка – границы Республики Тыва.

4.2. Для определения географических границ товарного рынка необходимо оценить экономическую возможность приобретения автомобильных бензинов потребителем.

Исходя из территориальной фиксированности автозаправочных станций, основными ограничениями экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителем является расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов.

Республика Тыва – горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин. Железная дорога в регионе отсутствует. Основные природно-климатические зоны - таежные массивы, соединяющиеся со степью и пустыней. До ближайшего региона Республика Хакасия (расстояние около 400 км.) можно добраться только по автодороге.

В состав Республики Тыва входит 19 муниципальных образований. Достаточно развитая инфраструктура Республики Тыва, в том числе и ряда муниципальных образований, а также имеющаяся база хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию бензина автомобильного и дизельного топлива через сеть АЗС, позволяет в полной мере удовлетворить спрос потребителей на указанные нефтепродукты практически на всей территории Республики Тыва. Но имеются и труднодоступные районы, добраться до которых по автодороге очень сложно в связи с отсутствием асфальтированного дорожного полотна, что увеличивает затраты на доставку, например, Тоджинский район Республики Тыва, Монгун-Тайгинский район, Тере-Хольский район.

Также, исходя из низкой эластичности спроса, в географические границы розничного рынка автомобильных бензинов включены пределы одного региона - субъекта Российской Федерации.

Предварительно географическими границами определим – географические границы Республики Тыва.

Согласно п. 4.3 и 4.4 Порядка № 220, выявим условия обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем.

На территории Республики Тыва отсутствует оптовое звено горюче-смазочных материалов в связи с отсутствием нефтеперерабатывающих заводов (нефтебаза, нефтехранилище), где был бы создан определенный резерв топлива на случай ремонтных или каких-либо иных ситуаций, возникающих в работе нефтебаз, нефтехранилищ Сибири. Доставка нефтепродуктов в полном объеме производится из-за пределов Республики Тыва автомобильным транспортом, ввиду отсутствия в Республике Тыва железной дороги. Доставка основной части нефтепродуктов в Республику Тыва осуществляется от оптовых поставщиков Республики Хакасия и Красноярского края – ближайшего крупного железнодорожного узла, обладающего необходимой для хранения и отгрузки нефтепродуктов инфраструктурой.

Географические границы регионального рынка Республики Тыва  определены исходя из расположенных на его территории АЗС, с учетом протяженности маршрута следования до АЗС в соседних районах, а также минимальных временных затрат и транспортных расходов, связанных с приобретением нефтепродуктов на АЗС, расположенных в соседних районах республики. Для розничного покупателя нецелесообразно, с экономической точки зрения, приобретать автомобильный бензин за пределами Республики, в которой они проживают (на поездку затрачивается количество бензина, равное или превышающее объем баков автотранспортных средств).

Согласно п. 4.5 Порядка № 220, определим географические границы товарного рынка методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Таким образом, границами розничного рынка автомобильных бензинов приняты географические (административные) границы Республики Тыва.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов

5.1. В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на розничном  рынке автомобильных бензинов на территории Республики Тыва, определен на основании данных, полученных от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва и от Министерства топлива и энергетики Республики Тыва. На территории Республики Тыва в исследуемый период действовало 56 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС.

Продавцами на розничном рынке автомобильных бензинов Республики Тыва являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по розничной торговле бензином на собственных АЗС единичным количеством товара, преимущественно для личного использования.

5.2. Покупателями на розничном рынке автомобильных бензинов республики являются физические и юридические лица, приобретающие бензин единичного количества преимущественно для личного использования.

5.3. В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

5.4. Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.

Такими хозяйствующими субъектами на территории Республики Тыва являются:

Наименование, организационно-правовая форма

Адрес места регистрации хозяйствующего субъекта

Принадлежность к группе лиц

Не представлена информация

1

ИП (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

 

2

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

Информация не представлена

3

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

 

4

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

 

5

ООО «Юпитер»

667000, г. Кызыл

Независимый

 

6

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

 

7

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

 

8

ООО «Маяк»

667000, г. Кызыл

Независимый

 

9

ИП  (…)

 

667000, г. Кызыл

 

Независимый

Информация не представлена

10

ООО «А-ТЭК»

667000, г. Кызыл

Независимый

 

11

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

 

Независимый

 

12

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

 

Независимый

Информация не представлена

13

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

 

14

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

 

15

ИП (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

Информация не представлена

16

ИП  (…)

667003, г. Кызыл

Независимый

 

17

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

 

18

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

 

19

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

Информация не представлена

20

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

Информация не представлена

21

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

Информация не представлена

22

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

 

23

ИП  (…)

668010, Бай-Тайгинский район, с. Тээли

Независимый

Информация не представлена

24

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

Информация не представлена

25

ООО «Сволс»

667000, г. Кызыл

Независимый

Информация не представлена

26

ООО «Строй-Экспресс»

668110, г. Чадан,

Независимый

 

27

ИП  (…)

668051, Республика Тыва, г. Ак-Довурак

Независимый

 

28

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

Информация не представлена

29

ООО «Бай-Хаак-Хлеб»

668310, Тандинский район, с. Бай-Хаак

Независимый

 

30

ИП  (…)

668050, г. Ак-Довурак

Независимый

 

31

ИП  (…)

668050, Барун-Хемчикский район, с. Кызыл-Мажалык

Независимый

Информация не представлена

32

ИП  (…)

668110, Дзун-Хемчикский район, г. Чадан

Независимый

 

33

ИП  (…)

668110, Дзун-Хемчикский район, г. Чадан

Независимый

 

34

ИП  (…)

668110, Дзун-Хемчикский район, г. Чадан

Независимый

 

35

ИП  (…)

668150, Сут-Хольский район, с. Суг-Аксы

Независимый

Информация не представлена

36

ИП  (…)

668150, Сут-Хольский район, с. Суг-Аксы

Независимый

 

37

ИП  (…)

668130, Овюрский район, с. Хандагайты

Независимый

Информация не представлена

38

ИП  (…)

668132, Овюрский район,

с. Дус-Даг

Независимый

 

39

ИП  (…)

667901, пгт. Каа-Хем

 

Независимый

 

40

ООО «Двина»

667901, пгт. Каа-Хем

Независимый

Информация не представлена

41

ИП  (…)

668213, Чаа-Хольский район, с. Ак-Дуруг

Независимый

Информация не представлена

42

ИП  (…)

668020, Монгун-Тайгинский район, с. Мугур-Аксы

 

Независимый

 

43

ИП  (…)

668210, Улуг-Хемский район, г. Шагонар

Независимый

 

44

ИП  (…)

668210, Улуг-Хемский район, г. Шагонар

Независимый

Информация не представлена

45

ИП  (…)

668210, Улуг-Хемский район, г. Шагонар

Независимый

Информация не представлена

46

ИП  (…)

668210, Улуг-Хемский район, г. Шагонар

Независимый

 

47

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

Информация не представлена

48

ИП  (…)

668380, Эрзинский район, с. Эрзин

Независимый

 

49

ИП  (…)

668365, Тес-Хемский район,

с. О-Шынаа

Независимый

 

50

ИП  (…)

668050, г. Ак-Довурак

Независимый

 

51

ИП  (…)

668050, Барун-Хемчикский район

Независимый

 

52

ИП  (…)

668112, Республика Тыва, Дзун-Хемчикский район, с. Шеми

Независимый

 

53

ИП  (…)

667000, г. Кызыл

Независимый

 

54

ИП  (…)

668310, Тандинский район, с. Бай-Хаак

Независимый

 

55

ИП  (…)

668010, Бай-Тайгинский район, с. Тээли

Независимый

 

56

ИП  (…)

Каа-Хемский район, п. Сизим

Независимый

 

57

ИП  (…)

667004, г. Кызыл

Независимый

 

 

Указанные хозяйствующие субъекты не входят в группу лиц.

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их бесчисленно много, покупателями является неопределенный круг физических и юридических лиц, имеющих потребность в нефтепродуктах.

 

6.                Расчет объема товарного рынка

и долей хозяйствующих субъектов на рынке

6.1. Согласно пункту 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Сведения о составе участников розничного рынка автомобильных бензинов и объемах их реализации приведены в приложении № 1.

6.2. Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара. Объем продаж на розничном рынке автомобильных бензинов в период с 01.04.2013 года по 01.04.2014 года составил:

АИ-80 – 5 546 203,84 литров;

АИ-92 – 37 801 372,22 литров;

АИ-95 – 11 995 303,09 литров.

Согласно п. 6.3 Порядка № 220, доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке автомобильных бензинов рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемом товарном рынке, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

6.4. В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц отсутствует, все участники рынка независимые.

Совокупные доли хозяйствующих субъектов согласно п. 6.5 Порядка № 220, отсутствуют.

Согласно п. 6.6 Порядка № 220, наибольшую долю на розничном рынке автомобильных бензинов Республики Тыва по маркам топлива занимают следующие хозяйствующие субъекты (в каждом отдельном муниципальном образовании):

г. Кызыл

АИ-80

ИП (…)

35,65%

АИ-80

ИП (…)

17,36%

АИ-80

ИП (…)

20,71%

АИ-92

ИП (…)

18,51%

АИ-92

ИП (…)

11,64%

АИ-92

ИП (…)

12,57 %

АИ-95

ИП (…)

11,05%

АИ-95

ИП (…)

32,43%

г. Ак-Довурак

АИ-80

ИП (…)

58,00%

АИ-92

ИП (…)

43,06%

АИ-95

ИП (…)

44,30%

Дзун-Хемчикский район

АИ-80

ООО «Строй-Экспресс»

57,59 %

АИ-92

ООО «Строй-Экспресс»

54,24%

АИ-95

 

41,16%

АИ-95

ООО «Строй-Экспресс»

54,07%

Каа-Хемский район

АИ-80

ИП (…)

65,70%

АИ-92

ИП (…)

55,54%

АИ-95

ИП (…)

100,00%

Сут-Хольский район

АИ-80

ИП (…)

100,00%

АИ-92

ИП (…)

100,00%

АИ-95

-

-

Пий-Хемский район

АИ-80

ИП (…)

100,00%

АИ-92

ИП (…)

100,00%

АИ-95

ИП (…)

100,00%

Кызылский район

АИ-80

ИП (…)

70,72%

АИ-92

ИП (…)

58,11%

АИ-95

ИП (…)

60,46%

Тандинский район

АИ-80

ООО «Бай-Хаак-Хлеб»

49,69%

АИ-92

ИП (…)

35,09%

АИ-92

ООО «Бай-Хаак-Хлеб»

32,96%

АИ-95

ИП (…)

71,17%

Тоджинский район

АИ-80

ИП (…)

72,00%

АИ-92

ИП (…)

58,52%

АИ-95

ИП (…)

100,00%

Барун-Хемчикский район

АИ-80

ИП (…)

100,00%

АИ-92

ИП (…)

100,00%

АИ-95

ИП (…)

100,00%

Овюрский район

АИ-80

-

-

АИ-92

ИП (…)

100,00%

АИ-95

ИП (…)

100,00%

Улуг-Хемский район

АИ-80

ИП (…)

50,82%

АИ-80

ИП (…)

43,56%

АИ-92

ИП (…)

40,73

АИ-95

ИП (…)

54,70%

Бай-Тайгинский район

АИ-80

-

-

АИ-92

ИП (…)

100,00%

АИ-95

ИП (…)

100,00%

Монгун-Тайгинский район

АИ-80

ИП (…)

100,00%

АИ-92

ИП (…)

100,00%

АИ-95

-

-

Эрзинский район

АИ-80

ИП (…)

100,00%

АИ-92

ИП (…)

100,00%

АИ-95

ИП (…)

100,00%

Чаа-Хольский район

АИ-80

ИП (…)

100,00%

АИ-92

ИП (…)

100,00%

АИ-95

ИП (…)

100,00%

Тес-Хемский район

АИ-80

ИП (…)

100,00%

АИ-92

ИП (…)

95,15%

АИ-95

ИП (…)

100,00%

Чеди-Хольский район

АИ-80

-

-

АИ-92

ИП (…)

100,00%

АИ-95

ИП (…)

100,00%

Тере-Хольский район

 

Отсутствуют хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность по розничной продаже автомобильного бензина

 

 

 

 

 

 

7.     Определение уровня концентрации товарного рынка

7.1. Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов:

г. Кызыл – ИП  (…), ИП  (…), ИП  (…);

г. Ак-Довурак – ИП (…) , ИП (…), ИП (…);

Дзун-Хемчикский район – ИП (…) , ООО «Строй-Экспресс», ИП (…);

Каа-Хемский район – ИП (…), ООО «А-Тэк»;

Сут-Хольский район – ИП (…);

Пий-Хемский район – ИП (…);

Кызылский район – ИП (…), ООО «А-Тэк»;

Тандинский район – ООО «Бай-Хаак-Хлеб», ИП (…);

Тоджинский район – ИП (…), ООО «А-Тэк»;

Барун-Хемчикский район – ИП (…);

Овюрский район – ИП (…);

Улуг-Хемский район – ИП (…), ИП (…), ООО «А-Тэк»;

Бай-Тайгинский район – ИП (…);

Монгун-Тайгинский район – ИП (…);

Эрзинский район – ИП (…);

Чаа-Хольский район – ИП (….);

Тес-Хемский район – ИП (…);

Чеди-Хольский район – ИП (…);

Тере-Хольский район – отсутствуют хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной продаже автомобильного бензина.

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR) для каждого муниципального образования:

Автомобильный бензин марки АИ-80

г. Кызыл: CR=35,65+20,71+17,36=73,72

70% <= CR <= 100%

г. Ак-Довурак: CR=21,54+58,0+20,46=100

70% <= CR <= 100%

Дзун-Хемчикский район: CR=57,59+22,03 +20,38=100

70% <= CR <= 100%

Каа-Хемский район: CR=65,70+34,30=100

70% <= CR <= 100%

Сут-Хольский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Пий-Хемский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Кызылский район: CR=29,28+70,72=100

70% <= CR <= 100%

Тандинский район: CR=49,69+29,84=79,53

70% <= CR <= 100%

Тоджинский район: CR=72,00+28,00=100

70% <= CR <= 100%

Барун-Хемчикский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Улуг-Хемский район: CR=50,82+43,56+5,61=100

70% <= CR <= 100%

Монгун-Тайгинский район: CR=100

Эрзинский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

70% <= CR <= 100%

Чаа-Хольский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Тес-Хемский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Чеди-Хольский район: СR=0

 

Бай-Тайгинский район: СR=0

 

Тере-Хольский район: СR=0

 

Овюрский район: СR=0

 

 

Автомобильный бензин марки АИ-92

г. Кызыл: CR=11,64+12,57+18,51=42,72

CR < 45%

г. Ак-Довурак: CR=43,06+28,01+14,16+14,77=100

Овюрский район: CR=100

80% <= CR <= 100%

70% <= CR <= 100%

Дзун-Хемчикский район: CR=29,29+52,78+14,99=97,06

70% <= CR <= 100%

Каа-Хемский район: CR=55,54+39,92=95,46

Сут-Хольский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

70% <= CR <= 100%

Пий-Хемский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Кызылский район: CR=41,89+58,11=100

70% <= CR <= 100%

Тандинский район: CR=35,09+32,96+28,41=96,46

70% <= CR <= 100%

Тоджинский район: CR=58,52+41,48=100

70% <= CR <= 100%

Барун-Хемчикский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Улуг-Хемский район: CR=37,76+21,51+40,73=100

Бай-Тайгинский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

70% <= CR <= 100%

Монгун-Тайгинский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Эрзинский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Чаа-Хольский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Тес-Хемский район: CR=95,15

70% <= CR <= 100%

Чеди-Холський район: СR=100

70% <= CR <= 100%

Тере-Хольский район: СR=0

 

 

 

Автомобильный бензин марки АИ-95

г. Кызыл: CR=11,05+9,85+32,43=53,33

45% <= CR <= 70%

г. Ак-Довурак: CR=20,21+44,30+17,85+17,65=100

Овюрский район: CR=100

80% <= CR <= 100%

70% <= CR <= 100%

Дзун-Хемчикский район: CR=41,16+48,46=89,62

70% <= CR <= 100%

Каа-Хемский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Сут-Хольский район: СR=0

 

Пий-Хемский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Кызылский район: CR=39,54+60,46=100

70% <= CR <= 100%

Тандинский район: CR=71,17+28,83=100

70% <= CR <= 100%

Тоджинский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Барун-Хемчикский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Улуг-Хемский район: CR=14,01+54,70+31,29=100

Бай-Тайгинский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

70% <= CR <= 100%

Эрзинский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Монгун-Тайгинский район: СR=0

 

Чаа-Хольский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Тес-Хемский район: CR=100

70% <= CR <= 100%

Чеди-Хольский район: СR=100

70% <= CR <= 100%

Тере-Хольский район: СR=0

 

 

Рассчитаем индекс рыночной концентрации (HHI) Герфиндаля-Гиршмана для каждого района:

Автомобильный бензин марки АИ-80

г. Кызыл: HHI=2124

2000 < = HHI < = 10000

г. Ак-Довурак: HHI=4247

2000 < = HHI < = 10000

Дзун-Хемчикский район: HHI=4217

2000 < = HHI < = 10000

Каа-Хемский район: HHI=5492

2000 < = HHI < = 10000

Пий-Хемский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Сут-Хольский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Кызылский район: HHI=5858

2000 < = HHI < = 10000

Тандинский район: HHI=3587

2000 < = HHI < = 10000

Тоджинский район: HHI=5968

2000 < = HHI < = 10000

Барун-Хемчикский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Улуг-Хемский район: HHI=4512

2000 < = HHI < = 10000

Монгун-Тайгинский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Эрзинский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Чаа-Хольский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Тес-Хемский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Чеди-Хольский район: HHI=0

 

Бай-Тайгинский район: HHI=0

 

Тере-Хольский район: HHI =0

 

Овюрский район: HHI =0

 

 

 

Автомобильный бензин марки АИ-92

г. Кызыл: HHI=1825

1000 < = HHI < = 2000

г. Ак-Довурак: HHI=3057

Овюрский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

2000 < = HHI < = 10000

Каа-Хемский район: HHI=4699

2000 < = HHI < = 10000

Дзун-Хемчикский район: HHI=3876

2000 < = HHI < = 10000

Сут-Хольский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Пий-Хемский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Кызылский район: HHI=5133

2000 < = HHI < = 10000

Тандинский район: HHI=3137

2000 < = HHI < = 10000

Тоджинский район: HHI=5145

2000 < = HHI < = 10000

Барун-Хемчикский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Улуг-Хемский район: HHI=3547

Бай-Тайгинский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

2000 < = HHI < = 10000

Монгун-Тайгинский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Эрзинский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Чаа-Хольский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Тес-Хемский район: HHI=9077

2000 < = HHI < = 10000

Чеди-Хольский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Бай-Тайгинский район: HHI=0

 

Тере-Хольский район: HHI =0

 

Овюрский район: HHI =0

 

 

 

Автомобильный бензин марки АИ-95

г. Кызыл: HHI=1535

1000 < = HHI < = 2000

г. Ак-Довурак: HHI=3001

Овюрский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

2000 < = HHI < = 10000

Дзун-Хемчикский район: HHI=4150

2000 < = HHI < = 10000

Каа-Хемский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Пий-Хемский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Кызылский район: HHI=5219

2000 < = HHI < = 10000

Тандинский район: HHI=5896

2000 < = HHI < = 10000

Тоджинский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Барун-Хемчикский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Улуг-Хемский район: HHI=4167

Бай-Тайгинский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

2000 < = HHI < = 10000

Эрзинский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Чаа-Хольский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Тес-Хемский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Чеди-Хольский район: HHI=10000

2000 < = HHI < = 10000

Бай-Тайгинский район: HHI=0

 

Тере-Хольский район: HHI =0

 

Овюрский район: HHI =0

 

 

 

Согласно приведенному расчету, на территории г. Кызыла коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации указывают на различные уровни концентрации исследуемого товарного рынка. Проанализировав рынок автомобильного бензина марки АИ-80 г. Кызыла, стоит отметить, что хозяйствующие субъекты имеют практически одинаковые доли на розничном рынке, поэтому уровень концентрации можно считать умеренным.

Коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации на рынке автомобильных бензинов АИ-92 на территории города Кызыла имеют низкий уровень, что является показателем конкурентного рынка, доли хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке находятся практически на одинаковом уровне.

В соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 выделяются следующие  уровни концентрации розничного рынка автомобильных бензинов:

-     низкий уровень концентрации на рынке автомобильных бензинов АИ-92 на территории г. Кызыла;

-     умеренный уровень концентрации на рынке автомобильного бензина марки АИ-80 и АИ-95 на территории г. Кызыла;

-     высокий уровень концентрации на рынке автомобильного бензина марки АИ-80, АИ-92, АИ-95 в г. Ак-Довурак, Бай-Тайгинском, Чеди-Хольском, Тоджинском, Чаа-Хольском, Монгун-Тайгинском, Каа-Хемском, Дзун-Хемчикском, Улуг-Хемском, Тандинском, Пий-Хемском, Кызылском, Барун-Хемчикском, Овюрском, Тес-Хемском районах.

На территории Республики Тыва имеется достаточное количество автозаправочных станций (82), но они реализуют небольшие объемы автомобильных бензинов (в среднем 753 244,56 литров бензина марки АИ-92, в среднем 110924,8 литров бензина марки АИ-80, в среднем 238 252,16 литров бензина марки АИ-95 на одну АЗС), в связи с этим, рынок является высококонцентрированным, в частности в г. Ак-Довурак, Бай-Тайгинском, Тоджинском, Чаа-Хольском, Монгун-Тайгинском, Каа-Хемском, Чеди-Хольском, Дзун-Хемчикском, Улуг-Хемском, Тандинском, Пий-Хемском, Кызылском, Барун-Хемчикском, Овюрском, Тес-Хемском районах.

В некоторых районах республики, по предоставленным сведениям, реализацией автомобильного бензина занимаются по одному хозяйствующему субъекту, так например:

- Сут-Хольском - ИП (…);

- Барун-Хемчикском - ИП (…),

- Овюрском – ИП (…),

- Бай-Тайгинском - ИП (…),

- Пий-Хемском – ИП (…),

- Монгун-Тайгинском - ИП (…),

- Чеди-Хольском – ИП (…),

- Эрзинском - ИП (…),

- Чаа-Хольском - ИП (…),

Следовательно, рынок в указанных муниципальных образованиях характеризуется высокой степенью монополизации.

 

8.     Определение барьеров входа на товарный рынок

8.1. Согласно п. 8.1 Порядка № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.

В ходе исследования установлены следующие барьеры входа на рынок  розничной реализации автомобильных бензинов:

8.1.1. Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства).

8.1.2. Административные ограничения:

- длительность процедуры отведения земельных участков под строительство АЗС, особенно в «городской черте», в связи с экологическими ограничениями.

Экологические ограничения:

- стандарты предъявляемые к качеству.

 

9.     Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

9.1. По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации автомобильных бензинов Республики Тыва, можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с недостаточно развитой конкуренцией в отдельных муниципальных образованиях, в частности, в районах, где осуществляют деятельность по розничной продаже автомобильных бензинов по одному хозяйствующему субъекту: Сут-Хольском, Барун-Хемчикском, Овюрском, Бай-Тайгинском, Монгун-Тайгинском, Эрзинском, Чеди-Хольском, Пий-Хемском, Чаа-Хольском, Чеди-Хольском.

В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок розничной реализации автомобильных бензинов Республики Тыва является рынком с высоким уровнем рыночной концентрации (2000 < = HHI < = 10000) с существующими, но преодолимыми барьерами.

Основным фактором удержания высокого уровня рыночной концентрации является специфика региона, а именно низкий уровень плотности населения в сельской местности Республики Тыва (всего население в Республике Тыва по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва на 01.01.2014 год – 311 761 человек, 113 986 из которых проживают в столице республики – городе Кызыл), низкий прожиточный уровень жизни в сельских районах республики. В связи с низким уровнем доходности у населения, проживающего в сельской местности республики, отсутствует возможность массового приобретения транспортных средств.

Хозяйствующие субъекты, имеющие наибольшую долю на рассматриваемом рынке, на протяжении периода с 01.04.2013 года по 01.04.2014 года остаются одни и те же. Барьеры входа на данный рынок преодолимые.

Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.

Согласно п. 9.4 Порядка № 220 по данным хозяйствующих субъектов объем рынка автомобильного бензина марки АИ-80 увеличился по отношению к аналогичному показателю 2012 года в 2,5 раза, что составило 147,89 %, спрос на данный вид топлива со стороны населения и организаций республики намного увеличился. Также в период с 01.04.2013 года по 01.04.2014 года повысился спрос на автомобильный бензин марки АИ-95. По сравнению с 2012 годом объем по данной марке бензина повысился на 69 %. За аналогичный период произошло снижение объема рынка автомобильного бензина марки АИ-92 на 7 %. Данная ситуация является следствием изменения состава автопарка. В период с 01.04.2013 года по 01.04.2014 года на рассматриваемом товарном рынке увеличился состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги розничной реализации автомобильных бензинов, на 14 %. На момент проведения анализа рынка на исследуемом рынке осуществляют хозяйственную деятельность 57 хозяйствующих субъектов, а в 2012 году осуществляли деятельность 49 хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п. 9.5 Порядка № 220, на розничном рынке автомобильных бензинов Республики Тыва отсутствуют факторы, способствующие ограничению конкуренции на данном товарном рынке.

 

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                      Ч.Г. Тен