Аналитический отчет анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли региональными газетами

Сфера деятельности: Розничная торговля

                                                                                                Утверждаю:

                                                                                                Заместитель руководителя

                                                                                                Тывинского УФАС России – начальник отдела

контроля размещения государственного заказа

и антимонопольного контроля органов власти

                                                                                                  _________ Ф.А. Хаджиев

                                                                                                «___» __________ 2013 г.

 

Аналитический отчет

анализа состояния конкурентной среды на рынке 

розничной торговли региональными газетами 

 

I. Общие положения

 

Анализ состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли региональными газетами на территории Республики Тыва  (далее – исследуемый товарный рынок)  проведен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России)  в связи с рассмотрением  заявления ООО «Время» (адрес:   Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Интернациональная, 115) на действия ООО «Тувапечать» (адрес: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 20), выразившиеся в отказе от заключения договора  поставки печатной продукции газеты «Риск-Информ», «Риск-Транзит» и «Риск-Экспресс» в 2012 году, на предмет их соответствия антимонопольному законодательству и для включения в реестр хозяйствующих субъектов,  имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Целью проведения данного анализа является определение доли ООО «Тувапечать» на исследуемом товарном рынке в целях установления доминирующего положения.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 345 (далее – Регламент). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.

Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные: Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Тыва, хозяйствующими субъектами рынка розничной торговли газетами. Тывинским УФАС России был направлен запрос информации 104 хозяйствующим субъектам исследуемого товарного рынка, осуществляющим деятельность в 19 муниципальных образованиях республики, посредством услуг почтовой связи.

Запрашиваемые сведения представлены 2 хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю газетами на территории Республики Тыва. По сведениям 41 хозяйствующего субъекта данный вид деятельности не осуществляется. Информация не представлена 28 хозяйствующими субъектами по причине отсутствия адресата по месту регистрации. В отношении 33 хозяйствующих субъектов возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление информации.

 

II. Временной интервал исследования

 

Временной интервал исследования товарного рынка Тывинским УФАС России определен в соответствии с п. 2.1 Порядка № 220, согласно которому временной интервал определяется   в зависимости  от цели исследования, особенностей товарного рынка  и доступности информации.

В данном случае целью исследования рынка розничной торговли газетами является  определение доли ООО «Тувапечать» на исследуемом товарном рынке в целях установления доминирующего положения на основании поступившего  заявления ООО «Время».

ООО «Время» обратилось  в Тывинское УФАС России с заявлением на действия ООО «Тувапечать»,   выразившиеся в отказе от заключения договора  поставки печатной продукции газеты «Риск-Информ», «Риск-Транзит» и «Риск-Экспресс» в 2012 году. По результатам рассмотрения заявления  Тывинским УФАС России принято решение о проведении анализа рынка для установления доминирующего положения в соответствии со статьей 5 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в связи с чем, необходимо  изучение характеристик рассматриваемого рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то есть за 2012 год.

В соответствии с п. 2.2 Порядка № 220 исследование состояния конкуренции на рынке розничной торговли газетами носит ретроспективный характер.

В данном случае сезонность и стабильность поставок товара, возможность продавцов изменить время продажи или сроки хранения товара, периоды максимального и минимального спроса, время появления товара на рынке, степень новизны товара не влияют на временной интервал, так как покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении товар, приобретаемый в одни периоды времени, этим же товаром, приобретаемым в другие периоды времени.

С учетом изложенного, а также в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, Тывинское УФАС России провело анализ рынка розничной торговли газетами на территории Республики Тыва за 2012 год с целью изучения сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка и определения конкурентной среды на данном рынке.

Таким образом, временной интервал исследования определен как 2012 год.

 

III. Продуктовые границы рынка

 

Согласно п. 3.1 Порядка № 220, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

-     предварительное определение товара;

-     выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-     определение взаимозаменяемых товаров.

Таким образом, предварительное определение товара – печатное издание газета.

В связи с тем, что мнение покупателей не учитывалось, п. 3.2, 3.3 Порядка № 220 не рассматриваются.

В соответствии с п.  3.4 Порядка № 220 предварительное определение товара проводится на основании нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность и общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В данном случае правовые основы в сфере розничной торговли газетами установлены Законом Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о средствах массовой информации) и Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2001 г. № 759 «Об утверждении правил распространения периодических печатных изданий по подписке» (далее - Правила).

Закон о средствах массовой информации занимает основное место в регулировании деятельности средств массовой информации. Он регламентирует правовое положение учредителей, редакций, журналистов, дает определение основных понятий в сфере масс-медиа, описывает права и обязанности журналистов, закладывает основы свободы массовой информации, устанавливает недопустимость цензуры.

Для целей проведения анализа рынка  используются следующие основные понятия, установленные статьей 2 Закона о  средствах массой информации:

-    под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

-    под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;

-      под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

-    под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Отношения между подписчиками и редакциями, издателями, распространителями, вытекающие из договора подписки на периодические печатные издания регулируются  Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2001 г. N 759 «Об утверждении правил распространения периодических печатных изданий по подписке».

В соответствии с Правилами прием подписки на периодическое печатное издание подразумевает оформление договора подписки на периодическое печатное издание. Такой договор организация - подписчик заключает с распространителем печатных изданий, причем в качестве распространителя может выступать как непосредственно редакция или издатель соответствующей газеты или журнала, так и какая-то другая организация или индивидуальный предприниматель, которые выполняют функции по распространению изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Таким образом, для осуществления розничной торговли газетами распространителю необходимо заключить договор с  редакцией и издателем на поставку печатной продукции, включающий в себя продажу, подписку и доставку, в зависимости от условий договора поставки.

Договор с редакцией и  издателем по распространению печатных изданий  относится  к договору возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьей  779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Существенные условия договора (цена, обязательства сторон) возмездного оказания услуг  по поставке газет издателя, сторонами договора  определяются в соответствии с требованиями главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса Российской Федерации.

Рынок услуг по распространению в розницу газет  в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 г. № 329-ст (далее - ОКВЭД), относится к  виду экономической деятельности 52.47 «Розничная торговля  книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами», к группировке 52.47.2 «Розничная торговля газетами и журналами».

В соответствии с п. 3.5 Порядка № 220, главной целью издания газеты является информационное обслуживание граждан – читателей газеты в границах региона ее распространения.

Газета играет роль средства поддержания непрерывных контактов между гражданами, выражения и формирования их личного и общественного мнения и одновременно их контактов с властью, государственными органами. К достижению такой цели стремятся как общенациональные качественные издания – «Известия», «Труд» и др., так и многие региональные и местные газеты.

Постановка цели перед газетой подразумевает определение ее потенциальной аудитории и территориальных характеристик региона распространения газеты. Определение потенциальной аудитории означает учет ее информационных запросов и интересов, особенностей ее состава и структуры. Территориальные характеристики заключаются в размещении и размере региона распространения газеты, территории, где находятся ее читатели. В соответствии с этой характеристикой газеты разделяются на общероссийские (общефедеральные), региональные – республиканские, краевые, областные, окружные, межрегиональные, городские, районные и газеты коллективов.

В связи с тем, что ООО «Время» обратилось  в Тывинское УФАС России с заявлением на необоснованный отказ ООО «Тувапечать» в заключении договора на поставку региональных газет «Риск-Информ», «Риск-Транзит» и «Риск-Экспресс», анализ конкурентной среды следует проводить на рынке розничной торговли региональными газетами.

Выявим товары, потенциально являющиеся взаимозаменяемыми, в соответствии с условиями п. 3.6 Порядка № 220.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется  путем анализа сопоставимых  по существенным  свойствам товаров, входящих  вместе  с рассматриваемым  товаром в одну квалификационную группу одного из общероссийских классификаторов  видов экономической деятельности, продукции или услуги.

Услуга по розничной торговле газетами  не имеет взаимозаменяемой услуги, поскольку, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007 сопоставимая  услуга, по существенным свойствам относящаяся  к  виду экономической деятельности 52.47 «Розничная торговля  книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами», подклассу 52.47.2 «Розничная торговля газетами и журналами», отсутствует.

В связи с тем, что  услуга  по розничной торговле газетами не взаимозаменяема п. 3.7-3.8 Порядка № 220 не рассматриваем.

Ввиду того, что услуга, взаимозаменяемая розничную торговлю газетами, не выявлена «тест гипотетического монополиста» и расчет показателя перекрестной эластичности спроса не проводились. В связи с чем, п. 3.9-3.11 Порядка № 220 не рассматриваем.

На этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка уточняются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.

Таким образом, продуктовыми границами следует признать рынок розничной торговли  региональными газетами.

 

IV.  Географические границы рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

-    предварительное определение географических границ товарного рынка;

-    выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

-    определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 220, проводится на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Регион, на территории которого выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства – Республика Тыва, горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин, полностью отделенным от остальной территории страны горными массивами. Связь с территорией республики осуществляется только автомобильным и авиационным транспортом. Ближайшим регионом является Республика Хакасия, расстояние до которой около 400 км., до Красноярского края – более 800 км. Таким образом, предварительно географические границы товарного рынка определены как Республика Тыва.

Информация о ценообразовании на исследуемом товарном рынке и о структуре товаропотоков в данном случае не применялась, в связи с тем, что  цена и структура товаропотоков розничной торговли газетами устанавливается между сторонами (распространитель и издатель, иное лицо) в договоре  поставки газет.

В соответствии с п. 4.3 и 4.4 Порядка № 220, выявим условия обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем.

С учетом того, что стоимость экземпляра газеты намного ниже, чем транспортные расходы, связанные с поиском определенной газеты, предпочитаемой покупателем, покупателю экономически не выгодно и нецелесообразно приобретать товар за пределами территории, где он проживает.

Предварительно географическими границами определим географические границы Республики Тыва.

Согласно п. 4.5 Порядка № 220, определим географические границы товарного рынка методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Географические границы определены в соответствии с информацией, представленной хозяйствующими субъектами розничного рынка газет.

В связи с тем, что ООО «Время» обратилось  в Тывинское УФАС России с заявлением на действия ООО «Тувапечать»,  выразившиеся в необоснованном отказе в заключении договора  на поставку печатной продукции - газет «Риск Информ», «Риск-Транзит» и «Риск-Экспресс» в 2012 году через объекты, принадлежащие ООО «Тувапечать», целью проведения исследования товарного рынка является установление  доли ООО «Тувапечать» на территории, где общество осуществляет розничную торговлю газетами.

Из  информации представленной ООО «Тувапечать» следует, что общество осуществляет розничною торговлю газетами в  киосках, расположенных на территории г. Кызыла, г. Чадан (Дзун-Хемчикский район), г. Шагонар (Улуг-Хемский район), г. Туран (Пий-Хемский район), г. Ак-Довурак, с. Кызыл-Мажалык (Барун-Хемчикский район), с. Самагалтай (Тес-Хемский район), с. Бай-Хаак (Тандинский район), с. Сарыг-Сеп (Каа-Хемский район) Республики Тыва.

В связи с тем, что географические границы товарного рынка установлены методом предварительного определения границ товарного рынка «тест гипотетического монополиста» не использовался, следовательно п. 4.6 Порядка № 220 не рассматривается.

Рассматриваемый рынок не относится к сфере услуг субъектов естественных монополий, поэтому п. 4.7 Порядка № 220 не рассматриваем.

Таким образом, географическими границами товарного рынка розничной торговли газетами определены административно-территориальные границы Республики Тыва, а именно, границами следующих муниципальных образований: г. Кызыл, Барун-Хемчикский район, Дзун-Хемчикский район, Улуг-Хемский район, Тес-Хемский район, Тандинский район, Каа-Хемский район, Пий-Хемский район.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов

 

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Состав хозяйствующих субъектов определен на основании  данных, представленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Тыва, хозяйствующими субъектами рынка розничной торговли газетами.

Продавцами на розничном рынке газет Республики Тыва являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Покупателями на исследуемом товарном рынке республики являются физические и юридические лица, приобретающие печатные издания для личного пользования.

Из анализа представленных данных установлено, что в географических границах рынка розничной торговли газетами зарегистрировано 104 хозяйствующих субъекта. Запрашиваемые сведения представлены 2 хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю газетами на территории 19 муниципальных образований.

В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.

Такими хозяйствующими субъектами на территории Республики Тыва являются:

 

Наименование, организационно-правовая форма

Адрес места нахождения

Принадлежность к группе лиц

1

ООО «Тувапечать»

667000, Республика Тыва,

г. Кызыл, ул. Ленина, д. 20

Независимый

2

УФПС РТ – филиал ФГУП «Почта России»

667000, Республика Тыва,

г. Кызыл, ул. Дружбы, 156 А

Независимый

 

Указанные хозяйствующие субъекты не входят в группу лиц.

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их бесчисленно много, покупателями является неопределенный круг физических и юридических лиц

 

VI. Расчет объема товарного рынка

и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Согласно пункту 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара. Объем продаж на рынке розничной торговли газетами в 2012 году составляет 589 055 экземпляров (по сведениям, представленным ООО «Тувапечать», УФПС РТ – филиал ФГУП «Почта России»).

Согласно п. 6.3 Порядка № 220, доля хозяйствующего субъекта рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемом товарном рынке, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Сведения о составе участников рынка розничной торговли региональными газетами и объемах их реализации в географических границах исследуемого рынка приведены в Приложении № 1.

 

Наименование хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по розничной торговле газетами

Принадлежность к группе лиц (независимый)

Объем реализации (шт.)

Доля на рынке, %

ООО «Тувапечать»

Независимый

402 321

68

УФПС РТ – филиал ФГУП «Почта России»

Независимый

186 734

32

Итого

 

589 055

100

 

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц отсутствует, все участники рынка независимые.

Совокупные доли хозяйствующих субъектов согласно п. 6.5 Порядка № 220, отсутствуют.

Согласно п. 6.6 Порядка № 220, наибольшую долю в размере 68 % на рынке розничной торговли региональными газетами на территории Республики Тыва занимает ООО «Тувапечать».

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов: ООО «Тувапечать», УФПС РТ – филиал ФГУП «Почта России».

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR) для каждого муниципального образования:

г. Кызыл: CR=100;                                                              70% <= CR <= 100%

Барун-Хемчикский район: CR=100;                                   70% <= CR <= 100%

Дзун-Хемчикский район: CR=100;                                     70% <= CR <= 100%

Улуг-Хемский район: CR=100;                                            70% <= CR <= 100%

Тес-Хемский район: CR=100;                                              70% <= CR <= 100%

Тандинский район: CR=100;                                               70% <= CR <= 100%

Каа-Хемский район: CR=100;                                             70% <= CR <= 100%

Пий-Хемский район: CR=100;                                            70% <= CR <= 100%

 

В соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 рассчитаем индекс рыночной концентрации (HHI) Герфиндаля-Гиршмана для каждого района:

г. Кызыл: HHI=10000;                                      2000 < = HHI < = 10000

Барун-Хемчикский район: HHI=10000;           2000 < = HHI < = 10000

Дзун-Хемчикский район: HHI=10000;             2000 < = HHI < = 10000

Улуг-Хемский район: HHI=10000;                  2000 < = HHI < = 10000

Тес-Хемский район: HHI=10000;                     2000 < = HHI < = 10000

Тандинский район: HHI=10000;                       2000 < = HHI < = 10000

Каа-Хемский район: HHI=10000;                     2000 < = HHI < = 10000

Пий-Хемский район: HHI=10000;                    2000 < = HHI < = 10000

 

На территории Республики Тыва по данным, представленным хозяйствующими субъектами, деятельность по розничной торговле газетами осуществляют два хозяйствующих субъекта, в связи с чем, в рамках географических границ исследуемого рынка недостаточно развита конкуренция.

Согласно приведенному расчету коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации, рынок розничной торговли газетами является высококонцентрированным, следовательно, характеризуется высокой степенью монополизации.

 

VIII. Определение барьеров входа на  товарный рынок

 

Согласно п. 8.1 Порядка № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

-     выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

-     определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.

В ходе исследования установлены следующие барьеры входа на рынок  розничной торговли газетами:

Экономические ограничения:

-    наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

Административные ограничения:

-    препятствия в предоставлении помещений для осуществления торговой деятельности.

В соответствии с п. 8.3 и 8.4 Порядка № 220 по информации хозяйствующих субъектов исследуемый товарный рынок характеризуется насыщенностью периодической печатной продукцией и низкой платежеспособностью покупателей. Кроме того, специфика информации, содержащейся в печатных изданиях, ограничивает потенциальную аудиторию, сроки продажи печатных изданий.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли  газетами  на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.

В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок розничной торговли газетами Республики Тыва является рынком с высоким уровнем концентрации с существующими, но преодолимыми барьерами.

На территории республики ООО «Тувапечать» имеет 21 торговый объект, которые осуществляют розничную торговлю газетами в 8 муниципальных образованиях, УФПС РТ – филиал ФГУП «Почта России» - 119 торговых объектов в 19 муниципальных образованиях. В географических границах исследуемого товарного рынка (на территории  г. Кызыла, Барун-Хемчикского района, Дзун-Хемчикского района, Улуг-Хемского района, Тес-Хемского района, Тандинского района, Каа-Хемского района, Пий-Хемского района) УФПС РТ – филиал ФГУП «Почта России» осуществляет деятельность в 74 торговых объектах.

 

Географические границы рынка розничной торговли региональными газетами

Количество торговых объектов ООО «Тувапечать»

Количество торговых объектов УФПС РТ – филиал ФГУП «Почта России»

г. Кызыл

13

11

Барун-Хемчикский район

2

8

Дзун-Хемчикский район

1

10

Улуг-Хемский район

1

10

Тес-Хемский район

1

6

Тандинский район

1

8

Каа-Хемский район

1

12

Пий-Хемский район

1

9

Итого

21

74

 

 

В связи с тем, что целью проведения исследования товарного рынка является установление  доли ООО «Тувапечать» на территории, где общество осуществляет розничную торговлю газетами, анализ рынка проведен в рамках границ следующих муниципальных образований:  г. Кызыл, Барун-Хемчикский район, Дзун-Хемчикский район, Улуг-Хемский район, Тес-Хемский район, Тандинский район, Каа-Хемский район, Пий-Хемский район.

Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.

Согласно п. 9.4 Порядка № 220 по данным хозяйствующих субъектов объем рынка розничной торговли газетами в 2012 году увеличился по отношению к аналогичному показателю 2011 года на 45 %. Данное увеличение является следствие изменения предпочтений потребителей.

В соответствии с п. 9.5 Порядка № 220, на рынке розничной торговли региональными газетами Республики Тыва отсутствуют факторы, способствующие ограничению конкуренции на данном товарном рынке.

 

 

 

 

Вывод

 

По результатам проведенного анализа рынка розничной торговли региональными газетами можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией и высоким уровнем концентрации. Хозяйствующим субъектом с наибольшей долей на рассматриваемом товарном рынке в 2012 году является ООО «Тувапечать».

В ходе анализа рынка розничной торговли региональными газетами установлено, что ООО «Тувапечать» занимает доминирующее положение на исследуемом товарном рынке республики с долей 68 %. В связи с этим, в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции целесообразно включить ООО «Тувапечать» в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 %.

 

 

 

Начальник отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                   А.Г. Уйнукай

 

 

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                    О.А. Ромашова