Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива Республики Тыва

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского УФАС России

 

 ____________ О.М. Долгих

 

«___» сентября 2013 г.

 

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкурентной среды

на розничном рынке дизельного топлива Республики Тыва

1. Общие положения

Основанием для исследования послужил приказ ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» (далее – Приказ ФАС России от 19.12.2012 № 773/12), которым предусмотрено проведение анализа состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива.

Целью проведения анализа конкуренции на розничном рынке дизельного топлива является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее ВИНК) на региональном рынке.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 (далее – Регламент). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.

Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные: Муниципальными образованиями Республики Тыва, хозяйствующими субъектами розничного рынка нефтепродуктов. Тывинским УФАС России был направлен запрос информации 62 хозяйствующим субъектам исследуемого товарного рынка, осуществляющим деятельность в 19 муниципальных образованиях республики, посредством услуг почтовой связи.

Запрашиваемые сведения представлены 39 хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию дизельного топлива на территории 15 муниципальных образований. На основании полученных данных 10 хозяйствующих субъектов не занимаются реализацией дизельного топлива. Запрашиваемые сведения не представлены 8 хозяйствующими субъектами по причине отсутствия адресата по месту регистрации. В отношении 5 хозяйствующих субъектов возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление информации.

2. Временной интервал исследования

Согласно п. 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Исследование проводится для определения состава и доли хозяйствующих субъектов, занимающихся розничной реализацией дизельного топлива на территории Республики Тыва.

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования. В соответствии с п. 2.2 Порядка № 220 исследование состояния конкуренции на рынке розничной реализации дизельного топлива носит ретроспективный характер. В связи с вышеизложенным, целесообразно определить временной интервал исследования как 2012 год.

3.  Продуктовые границы рынка

Согласно п. 3.1 Порядка № 220, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

-     предварительное определение товара;

-     выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-     определение взаимозаменяемых товаров.

Таким образом, предварительное определение товара – дизельное топливо.  Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяет область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О °С и выше; 3 (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью) едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар.

Анализ рынка осуществляется для рынка с продуктовыми границами - дизельное топливо.

4. Географические границы рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 220, проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.

Республика Тыва - горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин. Железная дорога в регионе отсутствует. Основные природно-климатические зоны - таежные массивы, соединяющиеся со степью и пустыней. До ближайшего региона Республика Хакасия (расстояние около 400 км.) можно добраться только по автодороге.

В состав Республики Тыва входит 19 муниципальных образований. Достаточно развитая инфраструктура Республики Тыва, в том числе и ряда муниципальных образований, а также имеющаяся производственная база хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию бензина автомобильного и дизельного топлива через сеть АЗС, позволяет в полной мере удовлетворить спрос потребителей на указанные нефтепродукты практически на всех локальных рынках республики. Но имеются и труднодоступные районы, добраться до которых по автодороге очень сложно в связи с отсутствием асфальтированного дорожного полотна, что увеличивает затраты на доставку.

Предварительно географическими границами определим географические границы Республики Тыва.

Согласно п. 4.3 и 4.4 Порядка № 220, выявим условия обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем.

На территории Республики Тыва отсутствует оптовое звено горюче-смазочных материалов в связи с отсутствием нефтеперерабатывающих заводов (нефтебаза, нефтехранилище), где был бы создан определенный резерв топлива на случай ремонтных или каких-либо иных ситуаций, возникающих в работе нефтеперерабатывающих компаний Сибири. Доставка нефтепродуктов в полном объеме производится из-за пределов Республики Тыва автомобильным транспортом, ввиду отсутствия в Республике Тыва железной дороги. Доставка основной части нефтепродуктов в Республику Тыва осуществляется от оптовых поставщиков Республики Хакасия и Красноярского края - ближайшего крупного железнодорожного узла, обладающего необходимой для хранения и отгрузки нефтепродуктов инфраструктурой.

Географические границы регионального рынка Республики Тыва  определены исходя из расположенных на его территории АЗС, с учетом протяженности маршрута следования до АЗС в соседних регионах, а также минимальных временных затрат и транспортных расходов, связанных с приобретением нефтепродуктов на АЗС, расположенных в соседних регионах. Для розничного покупателя нецелесообразно, с экономической точки зрения, приобретать дизельное топливо за пределами республики, в которой они проживают (на поездку затрачивается количество топлива, равное или превышающее объем баков автотранспортных средств).

Согласно п. 4.5 Порядка № 220, определим географические границы товарного рынка методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Географические границы определены в соответствии с информацией, представленной Администрациями муниципальных образований Республики Тыва и хозяйствующими субъектами розничного рынка нефтепродуктов.

В связи с тем, что географические границы товарного рынка установлены методом предварительного определения границ товарного рынка «тест гипотетического монополиста» не использовался, следовательно п. 4.6 Порядка № 220 не рассматривается.

Рассматриваемый рынок не относится к сфере услуг субъектов естественных монополий, поэтому п. 4.7 Порядка № 220 не рассматриваем.

Таким образом, границами розничного рынка дизельного топлива приняты географические границы Республики Тыва.

5. Состав хозяйствующих субъектов

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на розничном  рынке дизельного топлива на территории Республики Тыва, определен на основании данных, полученных от Администраций муниципальных образований республики. На территории Республики Тыва с начала 2012 года действовало 39 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной торговле дизельным топливом на АЗС.

Продавцами на розничном рынке дизельного топлива Республики Тыва являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по розничной торговле дизельным топливом на собственных АЗС единичным количеством товара.

Покупателями на розничном рынке дизельного топлива республики являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.

Такими хозяйствующими субъектами на территории Республики Тыва являются:

 

Наименование, организационно-правовая форма

Адрес места нахождения

Принадлежность к группе лиц

1

ИП «…»39

 

Независимый

Согласно п. 5.4 Порядка № 220, указанные хозяйствующие субъекты не входят в группу лиц.

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их бесчисленно много, покупателями является неопределенный круг физических и юридических лиц, имеющих потребность в нефтепродуктах.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Согласно пункту 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (услуг) на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара. Объем продаж на розничном рынке дизельного топлива составляет 8 989 477 литров.

Согласно п. 6.3 Порядка № 220, доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке дизельного топлива рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Сведения о составе участников розничного рынка дизельного топлива и объемах их реализации

 

Географические границы розничного рынка дизельного топлива

Наименование хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по розничной торговле моторным топливом

Принадлежность к группе лиц (независимый)

Дизельное топливо

Объем реализации (литры)

Доля на розничном рынке дизельного топлива, %

г. Кызыл

 

 

5 750 051

100

 

ИП «…»

Независимый

185 284

3,22

 

ИП «…»

Независимый

173 187

3,01

 

ИП «…»

Независимый

164 307

2,86

 

ИП «…»

Независимый

106 075

1,84

 

ИП «…»

Независимый

254 439

4,42

 

ИП «…»

Независимый

59 071

1,03

 

ИП «…»

Независимый

429 251

7,47

 

ИП «…»

Независимый

205 565

3,57

 

ИП «…»

Независимый

172 253

3

 

ИП «…»

Независимый

248 520

4,32

 

ИП «…»

Независимый

1 039 630

18,08

 

ИП «…»

Независимый

51 317

0,89

 

ИП «…»

Независимый

419 099

7,29

 

ИП «…»

Независимый

49 194

0,86

 

ИП «…»

Независимый

176 657

3,07

 

ООО «А-ТЭК»

Независимый

1 873 000

32,57

 

ООО «Юпитер»

Независимый

143 202

2,5

Эрзинский район

 

 

34 900

100

 

ИП «…»

Независимый

34 900

100

Тоджинский район

 

 

24 758

100

 

ИП «…»

Независимый

24 758

100

Чаа-Хольский район

 

 

72 654

100

 

ИП «…»

Независимый

9 980

13,74

 

ИП «…»

Независимый

62 674

86,26

Монгун-Тайгинский район

 

 

 

20 420

 

100

 

ИП «…»

Независимый

20 420

100

Каа-Хемский район

 

 

359 646

100

 

ИП «…»

Независимый

71 646

19,92

 

ООО «А-ТЭК»

Независимый

288 000

80,08

Сут-Хольский район

 

 

2 500

100

 

ИП «…»

Независимый

2 500

100

Дзун-Хемчикский район

 

 

201 014

100

 

ИП «…»

Независимый

2 680

1,33

 

ИП «…»

Независимый

79 465

39,53

 

ИП «…»

Независимый

58 310

29,01

 

ООО «Стройэкспресс»

Независимый

60 555

30,13

 

СПК «Белдир»

Независимый

4

0

Улуг-Хемский район

 

 

1 042 828

100

 

ИП «…»

Независимый

33 520

3,21

 

ИП «…»

Независимый

151 508

14,53

 

ИП «…»

Независимый

23 800

2,28

 

ООО «А-ТЭК»

Независимый

834 000

79,98

Тандинский район

 

 

311 276

100

 

ИП «…»

Независимый

189 835

60,99

 

ИП «…»

Независимый

84 621

27,18

 

ООО «Бай-Хаак-Хлеб»

Независимый

36 820

11,83

Пий-Хемский район

 

 

172 013

100

 

ИП «…»

Независимый

172 013

100

Чеди-Хольский район

 

 

54 424

100

 

ИП «…»

Независимый

54 424

100

Кызылский район

 

 

238 960

100

 

ИП «…».

Независимый

238 803

100

 

ООО «Двина»

Независимый

157

0

г. Ак-Довурак

 

 

571 321

100

 

ИП «…»

Независимый

497 276

87,04

 

ИП «…»

Независимый

7 347

1,29

 

ИП «…»

Независимый

66 698

11,67

Барун-Хемчикский район

 

 

 

132 712

 

100

 

ИП «…»

Независимый

86 644

65,29

 

ИП «…»

Независимый

43 035

32,43

 

ИП «…»

Независимый

3 033

2,28

Тере-Хольский район

Информация не представлена, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ

Бай-Тайгинский район

 

 

 

 

 

ИП «…»

Информация не представлена, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ

 

ИП «…»

Информация не представлена по причине отсутствия адресата по месту регистрации

Овюрский район

 

 

 

 

 

ИП «…»

Информация не представлена по причине отсутствия адресата по месту регистрации

Тес-Хемский район

В сведениях, представленных хозяйствующими субъектами, информация о реализации дизельного топлива отсутствует

Итого:

 

 

8 989 477

 

 

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует, все участники рынка независимые.

Совокупные доли хозяйствующих субъектов согласно п. 6.5 Порядка № 220, отсутствуют.

Согласно п. 6.6 Порядка № 220, наибольшую долю на розничном рынке дизельного топлива Республики Тыва занимают следующие хозяйствующие субъекты (в каждом отдельном муниципальном образовании):

 

г. Кызыл

ООО «А-ТЭК»

32,57 %

Эрзинский район

ИП «…»

100 %

Тоджинский район

ИП «…»

100 %

Чаа-Хольский район

ИП «…»

86,26 %

Монгун-Тайгинский район

ИП «…»

100 %

Каа-Хемский район

ООО «А-ТЭК»

80,08 %

Сут-Хольский район

ИП «…»

100 %

Дзун-Хемчикский район

ИП «…»

39,53 %

Улуг-Хемский район

ООО «А-ТЭК»

79,98 %

Тандинский район

ИП «…»

60,99 %

Пий-Хемский район

ИП «…»

100 %

Чеди-Хольский район

ИП «…»

100 %

Кызылский район

ИП «…»

100 %

г. Ак-Довурак

ИП «…»

87,04 %

Барун-Хемчикский район

ИП «…»

65,29 %

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов:

г. Кызыл – ООО «А-ТЭК», ИП «…»;

Эрзинский район – ИП «…»;

Тоджинский район - ИП «…»;

Чаа-Хольский район – ИП «…»;

Монгун-Тайгинский район – ИП «…»;

Каа-Хемский район - ООО «А-ТЭК»;

Сут-Хольский район – ИП «…»;

Дзун-Хемчикский район - ИП «…», ООО «Стройэкспресс»;

Улуг-Хемский район - ООО «А-ТЭК»;

Тандинский район - ИП «…»;

Пий-Хемский район - ИП «…»;

Чеди-Хольский район – ИП «…»;

Кызылский район - ИП «…»;

г. Ак-Довурак - ИП «…»;

Барун-Хемчикский район – ИП «…»;

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR) для каждого муниципального образования:

г. Кызыл: CR=32,57+18,08=50,65;                           45% <= CR <= 70%

Эрзинский район: CR=100;                                       70% <= CR <= 100%

Тоджинский район: CR=100;                                     70% <= CR <= 100%

Чаа-Хольский район :CR=86,26;                               70% <= CR <= 100%

Монгун-Тайгинский район: CR=100;                        70% <= CR <= 100%

Каа-Хемский район: CR=80,08;                                70% <= CR <= 100%

Сут-Хольский район: CR=100;                                  70% <= CR <= 100%

Дзун-Хемчикский район: CR=39,53+30,13=69,63;  45% <= CR <= 70%

Улуг-Хемский район: CR=79,98;                               70% <= CR <= 100%

Тандинский район: CR=60,99;                                   45% <= CR <= 70%

Пий-Хемский район: CR=100;                                   70% <= CR <= 100%

Чеди-Хольский район: CR=100;                                70% <= CR <= 100%

Кызылский район: CR=100;                                      70% <= CR <= 100%

г. Ак-Довурак: CR=87,04;                                          70% <= CR <= 100%

Барун-Хемчикский район: CR=65,29;                       45% <= CR <= 70%

Рассчитаем индекс рыночной концентрации (HHI) Герфиндаля-Гиршмана для каждого района:

г. Кызыл: HHI=1387,7;                                              1000 < = HHI < = 2000

Эрзинский район: HHI=10000;                                  2000 < = HHI < = 10000

Тоджинский район: HHI=10000;                                2000 < = HHI < = 10000

Чаа-Хольский район: HHI=7440,79;                          2000 < = HHI < = 10000

Монгун-Тайгинский район: HHI=10000;                  2000 < = HHI < = 10000

Каа-Хемский район: HHI=6412,81;                           2000 < = HHI < = 10000

Сут-Хольский район: HHI=10000;                            2000 < = HHI < = 10000

Дзун-Хемчикский район: HHI=2470,44;                    2000 < = HHI < = 10000

Улуг-Хемский район: HHI=6396,8;                           2000 < = HHI < = 10000

Тандинский район: HHI=3719,78;                           2000 < = HHI < = 10000

Пий-Хемский район: HHI=10000;                             2000 < = HHI < = 10000

Чеди-Хольский район: HHI=10000;                          2000 < = HHI < = 10000

Кызылский район: HHI=10000;                                 2000 < = HHI < = 10000

г. Ак-Довурак: HHI=7575,96;                                    2000 < = HHI < = 10000

Барун-Хемчикский район: HHI=4262,78;                 2000 < = HHI < = 10000

Согласно приведенному расчету, на территории Дзун-Хемчикского, Тандинского, Барун-Хемчикского районов коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации указывают на различные уровни концентрации исследуемого товарного рынка. Проанализировав рынок Дзун-Хемчикского района, стоит отметить, что хозяйствующие субъекты имеют практически  одинаковые доли на розничном рынке, поэтому уровень концентрации можно считать умеренным. На территории Тандинского и Барун-Хемчикского района имеются два хозяйствующих субъекта, объем реализации, которых превышает 50 % объема рынка,  в связи с этим наблюдается высокий уровень концентрации рынка.

В  соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 выделяются следующие  уровни концентрации розничного рынка дизельного топлива:

-     умеренный уровень концентрации на территории г. Кызыла, Дзун-Хемчикского района;

-     высокий уровень концентрации в г. Ак-Довурак, Эрзинском,  Тоджинском, Чаа-Хольском,  Монгун-Тайгинском, Каа-Хемском, Сут-Хольском,  Улуг-Хемском, Пий-Хемском, Чеди-Хольском, Кызыльском, Тандинском, Барун-Хемчикском районах.

На территории Республики Тыва имеется большое количество автозаправочных станций, но они реализуют небольшие объемы дизельного топлива, в связи с этим рынок является высококонцентрированным. В Эрзинском, Тоджинском, Монгун-Тайгинском, Сут-Хольском, Пий-Хемском, Чеди-Хольском районах, по информации, предоставленной администрацией районов, реализацией дизельного топлива занимаются по одному хозяйствующему субъекту – ИП «…», ИП «…», ИП «…», ИП «…», ИП «…», следовательно, рынок характеризуется высокой степенью монополизации. В Чаа-Хольском, Каа-Хемском, Кызыльском районах по 2 хозяйствующих субъекта, занимающихся реализацией дизельного топлива, в этих районах недостаточно развита конкуренция.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Порядка № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

-     выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

-     определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.

В ходе исследования установлены следующие барьеры входа на рынок  розничной реализации дизельного топлива:

Экономические ограничения:

-     необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

-     издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности.

Административные ограничения:

-     получение земельного участка под строительство АЗС.

В соответствии с п. 8.3 и 8.4 Порядка № 220 по информации хозяйствующих субъектов, для бесперебойного снабжения населения и организаций Республики Тыва дизельным топливом необходимо наличие нефтебазы, которая позволит осуществлять запасы нефтепродуктов в республике.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации дизельного топлива Республики Тыва, можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с недостаточно развитой конкуренцией в отдельных муниципальных образованиях.

В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок розничной реализации дизельного топлива Республики Тыва является рынком с высоким уровнем концентрации с существующими, но преодолимыми барьерами.

Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.

Согласно п. 9.4 Порядка № 220 по данным хозяйствующих субъектов розничного рынка дизельного топлива Республики Тыва объем исследуемого рынка увеличился по отношению к аналогичному показателю 2011 года на 59 %, следовательно, спрос на данный вид топлива со стороны населения и организаций республики увеличился. В 2012 году на рассматриваемом товарном рынке увеличился состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услугу розничной реализации дизельного топлива, на 20 %. В 2011 году на исследуемом рынке осуществлял хозяйственную деятельность 31 хозяйствующий субъект,  в 2012 году – 39 хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п. 9.5 Порядка № 220, на розничном рынке дизельного топлива Республики Тыва отсутствуют факторы, способствующие ограничению конкуренции на данном товарном рынке.

Вывод

По результатам проведения анализа  оценки состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации дизельного топлива на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией в отдельных муниципальных образованиях, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий. Хозяйствующие субъекты, имеющие наибольшую долю на рассматриваемом рынке, на протяжении периода с 01.01.2012 по 31.12.2012 остаются одни и те же. Барьеры входа на данный рынок преодолимые.

 

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                    О.А. Ромашова