Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания на территории города Кызыла Республики Тыва

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского УФАС России

 

 ____________ О.М. Долгих

 

«_________________» 2013 г.

 

 

Аналитический отчет

по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды

на рынке услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания

на территории города Кызыла Республики Тыва

 

1. Общие положения

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в связи с рассмотрением поступившего заявления жителя г. Кызыла, на стоимость услуг кабельного телевидения ООО «ИТ Системы», проведен анализ оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания на территории города Кызыла Республики Тыва.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.

Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

1.Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

2. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи);

3. Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах»;

4. Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»;

В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка № 220, в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Тыва (далее – Управление Роскомнадзора по Республике Тыва) (вх. № 6336 от 07.11.2012 г., вх. № 4601 от 14.08.2012 г., вх. № 795 от 20.02.2013 г.) и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания, Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат) (вх № 4549 от 10.08.2012 г., вх. № 919 от 12.02.2013 г.)

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Согласно п. 2.1 Порядка № 220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Целью исследования является определение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг кабельного телевидения.

Для целей данного исследования с учетом требований п 2.2 Порядка № 220 необходимо изучение уже сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимаем 2011 год-1 полугодие 2012 года.

В связи с тем, что услуги кабельного телевидения стабильно оказываются и не зависят от сезонных условий, либо каких-либо других условий, сезонность поставок товара (услуг) в течение года; стабильность поставок товара (услуг) в течение года; возможность продавцов изменить время продажи; периоды максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные); соотношение между количеством приобретателей в эти периоды; возможность установления продавцами разных цен в разные временные периоды не влияют на временной интервал (п. 2.3 Порядка № 220).

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

За временной интервал исследования рынка принимаем 2011 год - 1 полугодие 2012 года.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно п. 3.1 Порядка № 220, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с п. 3.2 Порядка № 220 мнение покупателей в данном аналитическом отчете определяется в результате анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара. Предметом договоров является услуга связи для целей кабельного вещания.

Согласно проекту договора ООО «ИТ Системы» (от 12.12.2011г.), имеющемуся в антимонопольном органе, предусмотрено, что данный договор заключается на оказание услуг кабельного телевидения. Согласно предмету данного договора «оператор связи на условиях договора представляет абоненту возмездную услугу связи кабельного вещания».

Исходя из понятий, приведенных в данном договоре под услугой кабельного телевидения понимается услуга связи по ретрансляции (трансляции) сигналов телевизионных программ, радиопрограмм и других сообщений электросвязи, а также иная услуга связи, оказываемая абонентам (пользователям) по сети кабельного телевидения.

Исходя из условий договора, предварительно продуктовые границы определены как услуга связи для целей кабельного вещания.

В связи с тем, что мнение покупателей определено в результате анализа предмета договоров и в связи с большим количеством (по информации ООО «ИТ Системы» на 01.11.2012 г. составляет <…> активных подключений), провести их репрезентативный опрос, невозможно. То есть, в результате применения метода выборочного опроса покупателей нельзя получить достаточный объем информации для определения продуктовых и географических границ рынка. Следовательно п. 3.3 Порядка № 220 не рассматривается.

Согласно п. 3.4 Порядка № 220 предварительно определим товар.

Пунктом 1 статьи 4 товар Закона о защите конкуренции установлено, что товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Статьей 2 Закона о связи установлены следующие понятия:

телеканал, радиоканал - сформированная в соответствии с сеткой вещания и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов;

трансляция телеканалов и (или) радиоканалов - прием и доставка до пользовательского оборудования (оконечного оборудования) сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов и (или) радиоканалов, или прием и передача в эфир данного сигнала;

оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов - оператор связи, который на основании договора с абонентом оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) и в соответствии с настоящим Федеральным законом обязан осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о связи в перечень лицензионных условий, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), если указанная деятельность осуществляется на основании договоров с абонентами, вне зависимости от используемых сетей связи включается условие о бесплатном осуществлении трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.

Перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 № 715.

Таким образом, для выполнения лицензионных условий оператор связи должен организовать трансляцию каждого из общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, следовательно, такая трансляция является обязательным условием функционирования на рынке услуг связи для целей вещания.

Исходя из изложенного, оказание услуг связи для целей вещания может рассматриваться как товар, если осуществляется с целью бесплатной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов как обязательного условия доступа на рынок оказания услуг связи для целей вещания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» предусмотрена выдача лицензии в том числе и на услуги связи для целей кабельного вещания. Согласно данному Постановлению осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания включает обеспечение предоставления абоненту:

а) доступа к сети связи лицензиата;

б) распространения (доставки) сигналов программ телевизионного вещания и (или) радиовещания по кабельной сети связи до пользовательского (оконечного) оборудования.

Таким образом, кабельное телевидение оказывается посредством кабельной сети.

Пунктом 3.5 Порядка предусмотрено, что при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

-  применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);

-  качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

-  технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания            (включая   гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

-  цена;

-  условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;

-  иные характеристики.

Функциональное назначение услуг связи для целей вещания - получение потребителем услуг телевизионного вещания. Товаром является распространение (передача) телевизионных программ и продажа времени для трансляции рекламы. Следовательно, технология оказания услуги не меняет функционального назначения.

Однако при сопоставлении качественных характеристик необходимо исследовать помехозащищенность в процессе трансляции телеканалов, которая может существенно отличатся в различных населенных пунктах (помехи, связанные с объектами промышленности, обороны либо топографические особенности местности).

Особенности местности Республики Тыва – горная территория, отдаленная от районов, имеющих возможность использовать услуги телевизионного вещания путем кабельного телевидения разных провайдеров. В связи с тем, что на территорию республики проложен только один оптоволоконный кабель через который данная услуга оказывается, у жителей Республики Тыва имеется возможность получить услугу телевизионного вещания путем кабельного телевидения только у одного провайдера ООО «ИТ Системы».

В соответствии с п. 3.6 и п. 3.7 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем:

- экспертных оценок;

- анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции, взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Исходя из проведенного анализа стоимости подключения и абонентской платы установлено:

- По информации ООО «ИТ Системы» стоимость подключения к сети кабельного вещания составляет 150 рублей, в стоимость входит кабель, который подключается к телевизору заказчика. Стоимость абонентской платы составляет 290 рублей в месяц

- Для подключения к эфирному наземному вещанию необходимо приобрести телевизионную антенну стоимостью от 200 рублей. Абонентская плата отсутствует.

Телевизионные антенны устанавливают для того, чтобы была возможность получить на каждой дополнительной телевизионной точке телесигнал без дополнительных денежных вливаний, ведь как известно, чтобы установить спутниковое телевидение, необходимо на каждой телевизионной точке присутствие спутникового ресивера, который имеет весьма не низкую стоимость. А при единоразовом платеже за телевизионную эфирную антенну потребители получают телевидение на всех телевизорах.

- Для подключения спутникового телевидения покупателю услуги необходимо вложить как минимум от 6 000 рублей. Базовый комплект спутникового телевидения состоит из спутниковой антенны (тарелки), на которой находится конвектор – устройство, принимающее сигнал со спутника. Конвектор соединяется посредством кабеля с ресивером – приемником сигнала, который находится у вас возле телевизора, он представляет собой нечто подобное DVD-проигрывателю.

В стоимость одного комплекта спутникового телевидения входит: спутниковая тарелка, конвертор, ресивер, распознающий соответствующую кодировку, кабель длиной до 10 м, а также монтаж и настройка системы.

Стоимость оборудования и установки эфирного спутникового вещания составляет от 6 000 рублей. В основном это цена за ресивер. Чем больше у ресивера дополнительных возможностей (чем больше кодировок он может открыть), тем выше цена.

Каналы, предоставляемые для просмотра тем или иным спутниковым телевидением, объединены в тематические пакеты. Установив оборудование спутникового ТВ, можно смотреть так называемые FTA-каналы (бесплатные, они имеются практически у всех телекомпаний). Для их просмотра не придется платить абонентскую плату, а также активировать специальные карты, кроме того, будет достаточно самого дешевого ресивера FTA. Но помимо открытых каналов на каждом спутнике есть и закодированные, для их просмотра придется приобретать карты доступа или ресивер, способный открывать данные кодировки, оплачивать стоимость подписки, а в некоторых случаях вносить абонентские платежи.

 

Отличия по приему каналов:

- Эфирное телевидение основано на приеме каналов с использованием антенн метрового и дециметрового диапазона, установленного в зоне приема каналов. Зона уверенного приема канала зависит от нескольких факторов: мощность передатчика, отдаленность установки передатчика относительно установки приемных антенн, направленность передающей антенны, высота подвеса передающей антенны; рельеф местного вещания.

- Кабельное же телевидение вещается с помощью коаксиального кабеля. При этом кабельное телевидение не зависит от этажа дома, от расположения квартир относительно сторон света. Количество принимаемых каналов зависит от технологической схемы построения сети. Кабельная сеть может иметь техническую возможность приема и распространения только тех каналов, трансляция которых осуществляется в эфире или может иметь возможность дополнительно распространять каналы, принимаемые со спутника. При использовании кабельных линий с высокой степенью помехозащищенности и невосприимчивости к электромагнитным помехам обеспечивается высокое качество изображения.

- Спутниковое телевидение вещается с телекоммуникационных спутников. Телекоммуникационные спутники находятся на геостационарной орбите. Это круговые экваториальные орбиты на высоте 36000 км с периодом обращения спутника, равным периоду обращения Земли (Р = 23 ч 56 мин). Скорость вращения спутников синхронизирована со скоростью вращения Земли, поэтому каждый спутник «висит» неподвижно в определенной точке орбиты с заданными координатами. Телевизионный сигнал и сигнал Интернет наземные станции передают на спутник с помощью мощных антенн. Приёмное оборудование на спутнике этот сигнал принимает, преобразует и спутник, с помощью своих передающих антенн и передатчиков (транспондеров), посылает этот сигнал на Землю. Передающие антенны своими диаграммами излучения формируют на Земле зоны покрытия, обычно, в центре зоны сигнал сильный, а по краям - слабый. Сигнал, поступающий со спутника, очень слабый и поймать его можно только с помощью специальных антенн, тарелок. Недостаток спутникового телевидения состоит в том, что сигнал с одного ресивера, независимо, можно просматривать только на одном телевизоре. Это существенный и, пожалуй, единственный недостаток спутникового телевидения по сравнению с аналоговым эфирным или кабельным.

В ходе исследования установлено, что телевизионная трансляция по сетям кабельного телевидения обладает более высоким потребительским качеством по сравнению с эфирной телевизионной трансляцией (использованием коллективных и индивидуальных антенн). Система коллективного приема телевидения не обеспечивает приема такого количества каналов, как система кабельного телевидения.

Спутниковое телевидение сопоставимо по качественным характеристикам с системой кабельного телевидения, даже имеет некоторые преимущества: большое количество каналов (более 30), наличие тематических каналов без рекламы, высокое  качество сигнала и т.п. Спутниковое телевидение, обладая  высокими потребительскими качествами, имеет высокую стоимость.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

Таким образом, услуги кабельного телевидения не взаимозаменяемы с эфирным вещанием и спутниковым телевидением.

 На основании изложенного, продуктовыми границами рынка предоставления услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания являются услуги связи телевизионного кабельного вещания.

В следствие того, что товар (услуга) не взаимозаменяем п. 3.8-3.10 Порядка № 220 не рассматриваем.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.1 Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.

Регион, на территории которого выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства – Республика Тыва, горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин, полностью отделенным от остальной территории страны горными массивами. Основные природно-климатические зоны - таежные массивы, соединяющиеся со степью и пустыней. До ближайшего региона Республика Хакасия (расстояние около 400 км., до Красноярского края – более 800 км.). Таким образом, предварительные географические границы товарного рынка определены как Республика Тыва.

На основании п. 4.3 Порядка № 220, на этапе выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

- требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);

- условия, правила и обычаи делового оборота.

Требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара); организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы не влияют услуги связи кабельного телевидения.

Хозяйствующий субъект ООО «ИТ Системы» оказывает услуги по подключению кабельного телевидения на территории г. Кызыла Республики Тыва.

Согласно информации Управления Роскомнадзора по Республике Тыва от 15.02.2013 г. объект «Широкополосная сеть доступа ООО «ИТ Системы» в г. Кызыле» состоит из центрального узла и домовых узлов. Сеть создана путем прокладки оптического кабеля общей протяженностью 37,0 км. Смонтировано 176 домовых коммутаторов локальной сети. Кабель заведен в каждое здание, где установлены коммутаторы локальной сети. Для подключения абонентов к системе кабельного телевидения в зданиях установлены оптические приемники. Из представленной информации можно сделать вывод о расположении сети ООО «ИТ Системы», для оказания услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания, в границах г. Кызыла.

В соответствии с п. 4.4 Порядка № 220: В связи с отсутствием у потребителей услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания технологической возможности получения указанных услуг за пределами г. Кызыла Республики Тыва, а также в связи с тем, что приобретение услуг кабельного телевизионного вещания связано с использованием стационарного оборудования, предварительно географическими границами товарного рынка (рынок услуг кабельного телевидения) определены административные границы города Кызыла Республики Тыва.

Для проведения данного анализа, в соответствии с п. 4.5 Порядка № 220, использовался метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

Географические границы рынка предоставления услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания определяют территорию, на которой потребители имеют возможность приобрести данные услуги.

В связи с тем, что потребители могут приобрести услуги связи для целей телевизионного кабельного вещания только в зданиях, в которые заведен кабель ООО «ИТ Системы» и установлены коммутаторы локальной сети, а такие здания имеются только на территории г. Кызыла, то и географическими границами рассматриваемого рынка будем считать границы г. Кызыла.

В данном анализе «тест гипотетического монополиста» не использовался, поэтому п. 4.6 Порядка № 220, не рассматривается.

В связи с тем, что данная сфера не относится к деятельности субъектов естественных монополий, п. 4.7 Порядка № 220, также не рассматриваем.

Таким образом, географическими границами товарного рынка – услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания определены административно-территориальные границы города Кызыла Республики Тыва.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно информации Управления Роскомнадзора по Республике Тыва на территории Республики Тыва услуги связи для целей кабельного телевизионного вещания предоставляет один хозяйствующий субъект - ООО «ИТ Системы».

В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка № 220 на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные:

Состав хозяйствующих субъектов:

- Общество с ограниченной ответственностью «ИТ Системы», 667000, г. Кызыл, ул. Калинина, 8-59.

Таким образом, продавцом на рынке предоставления услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания на территории города Кызыла Республики Тыва является ООО «ИТ Системы», покупателями – население и юридические лица, расположенные на территории города Кызыла Республики Тыва.

Согласно п. 5.4 Порядка № 220 группы лиц, действующих на исследуемом товарном рынке не установлено.

В соответствии с п. 5.5 Порядка № 220 и информацией, предоставленной ООО «ИТ Системы», на 01.01.2013 г. количество абонентов, подключенных к кабельному телевидению составляет <…> активных подключений.

 

6.  Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов товарного рынка

 

Согласно п. 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара. Объем данного рынка по состоянию на 01.01.2012 г. составляет <…> договоров, на 01.01.2013 г. составляет <…> договоров.

Согласно п. 6.3 Порядка № 220, в связи с тем, что на рассматриваемом рынке в географических границах – город Кызыл Республика Тыва ООО «ИТ Системы» является единственным, следовательно, его доля составляет 100%.

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, составляет 100%, в связи с тем, что на данном рынке только один хозяйствующий субъект - ООО «ИТ Системы».

Согласно п. 6.5 Порядка № 220 и частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в 2011-1 полугодии 2012 г. установлено для хозяйствующего субъекта - ООО «ИТ Системы».

В соответствии с п. 6.6 Порядка № 220, доля, занимаемая ООО «ИТ Системы» на рынке услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания, считается стабильной.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов: ООО «ИТ Системы».

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

CR = 100%;

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

HHI = 100%.

В  соответствии с п. 7.2 Порядка № 220, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий так как 70% < = CR  <= 100% и 2000 < = HHI < = 10000.

Таким образом, рынок является высококонцентрированным, тип – чистая монополия.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно п. 8.1 Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.

Наличие данных барьеров проистекает из самого характера рынка и законодательства, регулирующего данный рынок. Данный рынок регулируется со стороны государства путём лицензирования. Также необходимо осуществление ввода в эксплуатацию объектов присоединения в Управлении Роскомнадзора по Республике Тыва.

Существенными являются барьеры экономические – в виде необходимости осуществления серьёзных капитальных вложений в инфраструктуру, занимающие длительное время, невозможность присоединиться к магистральному оператору на выгодных условиях.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания на территории города Кызыла Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок предоставления услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания является рынком с высокой концентрацией с существующими, труднопреодолимыми барьерами.

Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.

В соответствии с п. 9.4 Порядка № 220, объем заключенных договоров в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился более чем в семь раз.

Согласно п. 9.5 Порядка № 220, к факторам, способствующим ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке относится высокий уровень концентрации вышестоящих смежных товарных рынков. В нашем случае оптоволоконный кабель, проложенный от Республики Хакасия до Республики Тыва, по которому ООО «ИТ Системы» получает и передает данные для оказания услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания, принадлежит двум хозяйствующим субъектам ОАО «МТС» и ОАО «Ростелеком».

 Изменение состояния конкурентной среды на данном рынке не намечается.

 

Вывод:

 

 Проведенный анализ рынка услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания на территории города Кызыла Республики Тыва показывает, что рассматриваемый рынок является высококонцентрированным.

ООО «ИТ Системы» занимает доминирующее положение на рынке услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания на территории города Кызыла Республики Тыва.

На сегодняшний день на рынке услуг связи для целей телевизионного кабельного вещания на территории города Кызыла Республики Тыва ООО «ИТ Системы» занимает долю 100 %. В связи с этим, целесообразно рассмотреть вопрос о включении ООО «ИТ Системы» в реестр с долей более 35% по услугам связи для целей телевизионного кабельного вещания на территории города Кызыла Республики Тыва.

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                               Е.С. Ванькова

 

 

Начальник отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                        В.А. Сорвачева

 

 

 

Заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти

Ф.А. Хаджиев