Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг кинотеатров по показу кинофильмов на территории города Кызыла Республики Тыва.

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского УФАС России

 

 ____________ О.М.Долгих

 

«_________________» 2013 г.

 

 

 

Аналитический отчет

 по результатам анализа рынка услуг кинотеатров по показу кинофильмов на территории города Кызыла Республики Тыва.

 

 

1.     Общие положения

 

В связи с поступившим заявлением гражданина на высокую стоимость билетов на показ кинофильмов ООО «Найырал» Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее -  Тывинское УФАС) провело анализ рынка услуг кинотеатров по показу кинофильмов.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка проведения анализа № 220.

Анализ товарного рынка проводится в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Постановление Правительства РФ от 17.11.1994 № 1264 «Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения» (далее – правила киновидеообслуживания);

В качестве источников исходной информации использовались сведения и информация, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат) (вх. 5236 от 27.09.2012 г.), Управлением федеральной налоговой службы по Республике Тыва, Министерством культуры Республики Тыва (вх. № 7402 от 27.12.2012 г.) хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рассматриваемом рынке.

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Согласно пункту 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Цель исследования: установление наличия/отсутствия доминирующего положения ООО «Найырал» на рынке услуг кинотеатров по показу кинофильмов.

Для целей данного исследования, с учетом требований пункта 2.2 Порядка, необходимо изучение характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, следовательно, за временной интервал исследования рынка следует принять 2010-2011 года.

В данном случае сезонность поставок товара, возможность продавцов изменить время продажи, сроки хранения товара, периоды максимального и минимального спроса, время появления товара на рынке, степень новизны товара не влияют на временной интервал, так как покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении товар, приобретаемый в одни периоды времени, этим же товаром, приобретаемым в другие периоды времени.

С учетом изложенного, а также в соответствии со статьей 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Тывинское УФАС России провело анализ рынка услуг кинотеатров по показу кинофильмов на территории города Кызыла Республики Тыва за 2010-2011 года с целью определения структуры рынка.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно пункту 3.1 Порядка процедура выявления товара, не имеющая заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно п. 3.2 и 3.3 Порядка в связи с тем, что заявление поступило на завышенную стоимость билетов на показ кинофильмов ООО «Найырал», предварительно продуктовыми границами будем считать оказание услуг кинотеатров по показу кинофильмов.

В октябре 2009 года Тывинским УФАС России было удовлетворено заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о даче согласия на предоставление государственной преференции для ООО «Найырал» по сдаче в аренду здания кинотеатра «Найырал» на 10 лет для использования передаваемого в аренду здания с введением ограничения в целях оказания услуг по демонстрации кинофильмов.

По данным Министерства культуры Республики Тыва в результате аренды в здании выполнены работы по реставрации кровли, обновлен интерьер здания, отремонтирован кинозал, заменены кресла, установлена 3D аппаратура, полностью заменены системы водоснабжения, отопления, канализации, вентиляции.

Для оказания услуг по показу кинофильмов мало иметь помещение и оборудование для показа кинофильмов, нужны также соглашения (договора) об условиях и положениях публичного показа аудиовизуальных произведений с Дистрибьюторами (Кинокомпаниями), которыми передаются права на публичный показ каждого произведения и оговариваются конкретные сроки показов.

ООО «Найырал» представлены заключенные договора с ООО «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг», ООО «Кинокомпания «Наше кино», ООО «Каропрокат», ООО «Кинокомпания «Каро Премьер», ООО «Топ Фильм Дистрибьюшн», ООО «Централ Партнершип Сейлз Хаус», ООО «Юниверсал Пикчерз Интернэшнл», ООО «Двадцатый Век Фокс Сибирь», ООО «Файзен».

Согласно п. 3.4 Порядка предварительно определен товар.

Устанавливая принадлежность данной услуги к классификационной группе определили, что услуги кинотеатров по показу кинофильмов в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД, постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст) определены:

- разделом О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг»;

- подразделом 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта»;

- вид 92.13 «Показ фильмов».

Согласно п. 3.5 Порядка услуги по показу кинофильмов выделены отдельным рынком на основании функционального назначения товара: показ художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных кино- и видеофильмов (далее - киновидеофильмы), предназначенных для публичной демонстрации.

Согласно п. 3.6 и 3.7 Порядка, определим товары потенциально взаимозаменяемые.

В качестве потенциально взаимозаменяемого товара для просмотра кино в кинотеатре можно определить просмотр - DVD в домашних условиях, а также 4D 5D залы по показу 3-7 минутных видеороликов.

По функциональному назначению DVD фильмы для домашних кинотеатров разработаны для просмотра на небольшом экране в небольшом помещении. Также просмотр DVD фильмов дома и поход в кинотеатр не сравним по качественным характеристикам в связи с тем, что в кинотеатре установлена специальная звуковая система для эффекта – звук вокруг, экран в несколько раз больше домашнего телевизора, также качество просматриваемого фильма в кинотеатре гораздо лучше. Также кинотеатр предназначен для проведения досуга группой людей, желающих посмотреть кинофильм.

По функциональному назначению 4D 5D залы по показу 3-7 минутных видеороликов предназначены для показа коротких роликов с эффектами присутствия человека в этом ролике. Для этого устанавливаются специальные движущиеся кресла, экран расположен от 180 до 360 градусов. Он как бы обволакивает человека картинкой для большего эффекта присутствия. В связи с этим, показ полнометражных кинофильмов в кинотеатрах не может быть заменим показом 3-7 минутных видеороликов.

По информации с сайта http://www.toptrening.ru/articles/1359: Объем рынка кинотеатров растет. Каждый год российские и зарубежные кинопроизводители ускоряют развитие рынка кинотеатров, увеличивая размеры целевой аудитории. Результаты исследований аудитории, проводимые холдингом «Ромир», показывают, что чаще всего в кинотеатры ходят люди в возрасте 22-30 лет. Мужчины (35%) и женщины (33%) одинаково часто ходят в кинотеатры. Молодежь (22-30 лет) более активно посещает кинотеатры. В свою очередь, менее активными посетителями являются россияне старше 35 лет. В возрастной группе (45+) практически половина (48%) ни разу не были в кино за последние три месяца. Среди респондентов от 35 до 45 лет доля тех, кто не посещал кинотеатров за тот же период - 42%, что значимо больше, чем в среднем по выборке. А из тех, кому от 18 до 25 лет, такой вариант ответа выбрали всего четверть (25%) участников опроса.

Также с появлением качественных домашних кинотеатров (в том числе и формата 3D) можно говорить о том, что угроза со стороны товаров заменителей существует, тем более что затраты на переключение на товары заменители крайне низкие. Однако она незначительная, так как кинотеатр является как местом проведения досуга, так и предоставляет возможность посмотреть фильмы в высоком качестве.

В соответствии в вышеизложенным, взаимозаменяемые услуги не выявлены.

Ввиду того, что товар (услуга) не взаимозаменяем, п. 3.8-3.11 Порядка № 220 не рассматриваем.

Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка уточняются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать услуги кинотеатров по показу кинофильмов.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

 

 Согласно пункту 4.1 Порядка, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 220, проводится на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Регион, на территории которого выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства – Республика Тыва, горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин, полностью отделенным от остальной территории страны горными массивами. До ближайшего региона Республика Хакасия (расстояние около 400 км., до Красноярского края – более 800 км.) Таким образом, предварительно географические границы товарного рынка определены как Республика Тыва.

В соответствии с п. 4.3, 4.4 Порядка № 220 и целью анализа, целесообразно рассматривать данные услуги в географических границах города Кызыла Республики Тыва в связи с тем, что кинотеатр «Найырал» расположен на территории города Кызыла. Если гражданин, проживающий в городе Кызыле, либо приезжий проявит желание посмотреть кинофильм в кинотеатре, то получить данную услугу по показу кинофильмов он может только на территории местонахождения рассматриваемого кинотеатра, то есть в г. Кызыле. Также, гражданину, желающему посмотреть кинофильм нецелесообразно ехать за получением данной услуги в соседние регионы, либо муниципальные образования и тратить дополнительно финансовые средства на оплату проезда.

В соответствии с вышеизложенным и п. 4.5 Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке в предварительно определенных географических границах.

Приобретателями являются население города Кызыла Республики Тыва и гости столицы.

В связи с тем, что изучается рынок предоставления услуг кинотеатров по показу кинофильмов, который не относится к сфере субъектов естественных монополий, п. 4.7 Порядка № 220 не рассматриваем.

Таким образом, географические границы рынка предоставления услуг кинотеатров по показу кинофильмов определены в рамках административных границ города Кызыла Республики Тыва.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с п. 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Целью настоящего анализа является выявление доли ООО «Найырал» на рынке услуг кинотеатров по показу кинофильмов.

Согласно п. 5.3 Порядка, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.

По данным Тывастат на территории города Кызыла Республики Тыва по ОКВЭД 92.13 «Показ фильмов» осуществляют деятельность 3 хозяйствующих субъекта: СПК «Енисей», ИП <…> и ООО «Найырал».

По информации из ЕГРЮЛ СПК «Енисей» с 2011 года деятельность по показу кинофильмов не осуществляет в связи с ликвидацией организации. По информации ИП <…> он осуществляет деятельность по показу 3-5 минутных роликов в 5D кинотеатре с DVD дисков. В связи с тем, что 5 минутные ролики не сопоставимы с полнометражными фильмами, которые рассматриваются в данном анализе, деятельность ИП<…> не учитывается.

Соответственно, на территории города Кызыла Республики Тыва в 2010- 2011 гг. оказывает услуги кинотеатров по показу кинофильмов только один хозяйствующий субъект - ООО «Найырал», который в 2009 г. также был единственным кинотеатром, в соответствии с аналитическим отчетом, проведенным Тывинским УФАС России в 2009 году.

В соответствии с п. 5.2 Порядка, количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их неопределенный круг лиц.

         

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Согласно п. 6.1 Порядка, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 6.2 Порядка, объем рынка в данном анализе определяется как общий объем продаж в рублях.

Согласно п. 6.3 Порядка доля ООО «Найырал» в 2010-2011 гг. составляет 100 %. Объем рынка в 2010 году составил <…> руб. в 2011 году составил <…> руб.

В соответствии с п. 6.4 Порядка, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.

 В соответствии с п. 6.6. Порядка «при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов;

- в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

Доля ООО «Найырал» в течение исследуемого периода является стабильной. 

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

Согласно п. 7.1 Порядка № 220 для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке. Таким субъектом является: ООО «Найырал»

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

CR = 100%.

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI): сумму квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

HHI = 10000.            

В  соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 уровень концентрации на исследуемом рынке высокий, так как CR = 100%, 70% <= CR <= 100% и HHI = 10000 <= HHI <= 10000.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно п. 8.1 Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.

 

Административные:

- отсутствие свободных площадей для «запуска» нового кинотеатра, ООО «Найырал» в 2009 году получил государственную преференцию в виде аренды нежилого здания для оказания услуг кинотеатров по показу кинофильмов.

- барьеры при получении земельного участка под строительство нового помещения кинотеатра (разрешение администрации муниципального образования, участие в аукционе на подобное разрешение).

Существенными являются барьеры экономические – в виде необходимости осуществления серьёзных капитальных вложений в инфраструктуру (закуп оборудования для показа кинофильмов, кресла и т.д.), занимающие длительное время, (аренда помещений,  закуп кинофильмов у производителей).

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Рассматриваемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией. Барьеры  для входа на него существенны.

Согласно п. 9.3 Порядка, не выявлены соглашения хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, которые приводят к ограничению конкуренции.

 

Вывод

 

Анализ рынка услуг кинотеатров по показу кинофильмов на территории города Кызыла Республики Тыва, показал, что ООО «Найырал» занимает долю 100 % на данном рынке. Рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, барьеры для входа на рынок  трудно преодолимы.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Также в соответствии с частью 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражным судом антимонопольного законодательства», если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Таким образом, на основании анализа вышеуказанного товарного рынка можно сделать следующий вывод:

ООО «Найырал» может быть признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг кинотеатров по показу кинофильмов, так как имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с тем, что ООО «Найырал» на рынке услуг кинотеатров по показу кинофильмов занимает долю 100%, считаю целесообразным включить ООО «Найырал» в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю рынке определенного товара более 35% по рассматриваемой услуге.

 

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                                  Е. С. Ванькова

 

 

Согласовано:

 

Начальник отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                        В.А. Сорвачева