Аналитический отчет по результатам анализа розничного рынка посылочных ящиков на территории Республики Тыва

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского УФАС России

___________ О.М. Долгих

«_________________» 2012г.

 

 

Аналитический отчет по результатам анализа розничного рынка посылочных ящиков на территории Республики Тыва

 

 

1. Общие положения

 

Настоящий анализ проводится в рамках возбужденного дела №04-06-08/18-10-12 в соответствии с подпунктом а пункта 1.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Основные нормативные правовые акты, используемые при проведении анализа:

- Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- Федеральный закон от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи);

- Почтовые правила, введенные в действие с 01.01.1993 приказом Министерства связи Российской Федерации от 14.11.1992 N 416 "О введении в действие новых почтовых правил";

- Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005г. №221;

- Порядок приема, доставки и вручения внутренней посылочной почты, утвержденный Приказом ФГУП «Почта России» от 24.01.2007г.

Анализ проведен в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа №220).

Для проведения Анализа в качестве исходной информации использовали данные, представленные филиалом ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва и ООО «Бетатрон».

В Анализе используются понятия, определенные в статье 4 Закона о защите конкуренции.

 

 

2. Временной интервал исследования розничного рынка посылочных ящиков

 

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка проведения анализа №220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от:

- цели исследования;

- особенностей товарного рынка;

- доступности информации.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка посылочных ящиков, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке Республики Тыва.

Временным интервалом исследования розничного рынка посылочных ящиков определен 2011г.

 

 

3. Продуктовые границы розничного рынка посылочных ящиков

 

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка проведения анализа №220 определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке, которая включает в себя:

предварительное определение товара;

выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара (пункт 3.4 Порядка проведения анализа №220) может быть в том числе проведено на основе:

- условий договора;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности и др.

Исходя из выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства предварительно определим продуктовые границы товарного рынка как розничный рынок посылочных ящиков.

В соответствии со статей 2 Закона о почтовой связи, почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Дополнительными услугами для населения являются: упаковка почтовых отправлений; заполнение бланков сопроводительных адресов к посылкам, денежных переводов, описей вложения; написание адресов и письменных сообщений; предоставление в аренду посылочных ящиков из полиэтилена, хранение посылок и бандеролей, прямых контейнеров под пломбой (печатью) отправителя; наведение справок в адресном бюро, доставка почтовых отправлений и другие услуги.

Таким образом, среди прочих услуг почтовой связи операторы почтовой связи осуществляют продажу товаров, необходимых для приема, обработки, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений.  В связи с чем необходимость посылочных ящиков обусловлена выполнением со стороны отправителя условий договора по отправке почтового отправления в виде посылки. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги, а также выбрать упаковку в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи (статья 19 Закона о почтовой связи).

Под понятием "Посылка" понимают почтовое отправление, размеры, вес и способ упаковки которого определены Правилами оказания услуг почтовой связи, с вложением, не запрещенным к пересылке законодательством Российской Федерации.

Право на выбор упаковки ограничено лишь видами упаковок, предоставляемых операторами почтовой связи пользователям. Действующие правовые нормы предусматривают использование следующих видов посылочных ящиков: посылочные ящики (картонные, гофрокартонные, деревянные, фанерные и полимерные), почтовые пакеты или в мягкую оболочку – прочную светлую однотонную ткань.

Выбор упаковок посылочных ящиков должен соответствовать требованиям к упаковке при приеме посылок (табл.1 Виды упаковок посылочных ящиков). В соответствии с пунктом 20 Правила оказания услуг почтовой связи, требования к упаковке различных видов и категорий почтовых отправлений в зависимости от характера их вложения устанавливаются операторами почтовой связи.

Кроме того, согласно пункту 2.2.1. Порядка приема, доставки и вручения посылочной почты для упаковки посылок могут использоваться ящики из гофрированного картона, изготовленные в соответствии с ТУ ОП 5471-005-47376014-04 "Ящики из гофрированного картона". Данными Техническими условиями устанавливаются пять типов ящиков со следующими внутренними размерами (длина, ширина, высота):

· ящик "Почта России (А) N1" - 425х265х380;

· ящик "Почта России (Б)" - 425х265х190;

· ящик "Почта России (Д) N1" - 165х100х190;

· ящик "Почта России (В) N1" - 450х350х250;

· ящик "Почта России (Г)" - 265х165х190.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), прочая деятельность почтовой связи (код ОКВЭД 64.11.14) относится к разделу I «Транспорт и связь», классу 64 «связь», группе 64.11 «Деятельность национальной почты», подгруппе 64.11.1 «Деятельность почтовой связи общего пользования». Эта группировка включает: деятельность по приему,  обработке, перевозке и доставке вручению) почтовых отправлений; деятельность по осуществлению    почтовых   переводов денежных средств; деятельность по приему,  обработке, перевозке и доставке (вручению) экспресс – почты; прочая деятельность почтовой связи. Прочая деятельность почтовой связи (код ОКВЭД 64.11.14) включает, в том числе, продажу почтовых   марок,   маркированных   карточек, открыток) и конвертов и т.п.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка приема, доставки и вручения посылочной почты посылки принимаются в упакованном виде (кроме посылок с объявленной ценностью пересылаемых с описью вложения).

В соответствии с пунктом  3.4 Порядка №220 при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

- качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

- цена;

- иные характеристики.

Функциональное назначение и качественные характеристики товара определяются  с учетом особенностей почтового отправления. Упаковка посылок должна обеспечивать сохранность и соответствовать характеру вложения, условиям пересылки, исключать возможность повреждения вложения при обработке и пересылке, доступа к нему без нарушения оболочки, порчи других отправлений и причинения какого-либо вреда имуществу и работникам почтовой связи.

Предметы, которые по своему характеру или из-за упаковки могут представлять опасность для жизни и здоровья людей, загрязнять или портить (повреждать) другие почтовые отправления и имущество, изымаются операторами почтовой связи и уничтожаются, если эту опасность нельзя устранить иным путем, с составлением соответствующего акта.

При выборе товара также учитываются способ отправки посылки продолжительность пути, характер вложения, вид, категория и разряд посылок, так как она должна перевозиться на большие расстояния, подвергаться многочисленным перевозкам или многократной обработке, кроме того должна быть защищена на случай резких изменений климата, температуры или, при перевозке воздушным путем, колебаний атмосферного давления.

В соответствии с пунктом 3.7. Порядка №220 определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

При определении взаимозаменяемых товаров в соответствии с п. 3.8 - 3.9 Порядка №220 проведения анализа, в том числе используется метод "тест гипотетического монополиста". С этой целью Тывинским УФАС России проведен опрос, предусмотренных пунктом 3.9 Порядка №220, согласно которому потребители отвечали на вопрос, сформулированный в целях выявления взаимозаменяемых товаров: "Имеете ли Вы возможность заменить используемый Вами вид посылочного ящика другим, почему".

Опрошенные респонденты являются потребителями услуг почтовой связи.  

69% из 100% дали ответ, что имеют возможность заменить используемый вид посылочного ящика, однако не готовы заменить в связи с увеличением затрат на 5% - ответили 66% респондентов; 10% - 25% респондентов и на 20% - 9% респондентов.

Кроме того, выбор потребителей обусловлен доступностью (можно легко купить – 73%), надежностью (15%) и стоимостью посылочного ящика (дешево – 12%). Так, 56% пользователей услуг почтовой связи используют картонную коробку; 31% - гофрокоробы; 6% - мягкую оболочку и по 3% фанерный и полимерный ящики (конверт) и только 1% опрошенных респондентов используют деревянный ящик. При этом следует отметить, что 88% опрошенных потребителей ответили, что посылочный ящик приобретают в отделении почтовой связи, в связи с чем, установлено, что в рассматриваемый период времени альтернатива посылочных ящиков, реализуемых операторами почтовой связи, отсутствует.

Таким образом, исходя из целей настоящего анализа продуктовые границы товарного рынка определены как розничный рынок посылочных ящиков.

 

 

4. Географические границы  розничного рынка посылочных ящиков

 

Согласно п.4.1 Порядка проведения анализа №220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географическими границами определены географические границы -  Республики Тыва (далее – РТ).

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Так как анализ рынка проводится в рамках рассматриваемого дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС по Республике Тыва, соответственно, рассматривается почтовая связь общего пользования, осуществляемая филиалом ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва и отделениями филиала по республике.

Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п.4.5 Порядка проведения анализа №220, осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Географические границы товарного рынка предварительно определены как соответствующие границам деятельности филиала ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва.

Согласно Положению «Об УФПС Республики Тыва – филиале федерального унитарного предприятия «Почта России» от 31.12.2009г. филиал ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва является обособленным подразделением ФГУП «Почта России» и осуществляет часть его функций на территории Республики Тыва.

Следует отметить, что существует барьер, который ограничивает возможность получателя (отправителя) приобрести посылочный ящик у любого хозяйствующего субъекта за пределами республики. В случае приобретения посылочных ящиков за пределами фактического места отправки посылки, потребители понесут дополнительные транспортные расходы. 

Т.е., получатель (отправитель) имеет реальную возможность приобрести посылочный ящик только в самом филиале ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва или в отделениях филиала по извещению «Почта России», что также подтверждается опросом потребителей   

Следовательно, географические границы услуг по хранению почтовых отправлений определены в границах территории Республики Тыва.

 

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке посылочных ящиков

 

При определении состава продавцов и покупателей выявляются все продавцы, функционирующие на товарном рынке, для которого определены продуктовые границы, а также все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца.

Основными отправителями (получателями) являются юридические и физические лица и так как перечень таких лиц установить точно невозможно, то хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются.

Продавцами на рассматриваемом рынке могут быть хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство и (или) реализацию посылочных ящиков. Однако согласно сведениям филиала ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва поставщиком посылочных ящиков для УФПС Республики Тыва – филиала ФГУП «Почта России» является ООО «Бетатрон». Согласно ответу ООО «Бетатрон» на запрос о предоставлении перечня хозяйствующих субъектов на территории Республики Тыва, которым осуществляется поставка посылочных ящиков, сообщило, что договор на поставку гофротары заключен только с УФПС Республики Тыва филиалом ФГУП «Почта России».

В связи с вышеизложенным, в соответствии с п. 5.2. Порядка проведения анализа №220,  количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Таким образом, на розничном рынке посылочных ящиков действует только филиал ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва и отделения филиала.

 

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на розничном рынке посылочных ящиков

 

В соответствии с пунктом 6.1. Порядка проведения анализа №220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Объем розничного рынка посылочных ящиков представлен в табл. №1.

 

 Таблица №1

Объем розничного рынка посылочных ящиков

на территории Республики Тыва

 

п/п №

Хозяйствующий субъект

Вид упаковок

Объем оказанных услуг в 2011г.

Объем оказанных услуг в период 1 полугодие 2012г.

В количественном выражении, шт.

В количественном выражении, шт.

1.

УФПС Республики Тыва – филиал ФГУП «Почта России»

гофрокоробы

<…>

<…>

2.

пластиковые пакеты

<…>

<…>

 

 

 

7. Определение уровня концентрации на розничном рынке посылочных ящиков

 

Для определения уровня концентрации розничного рынка посылочных ящиков были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля Гиршмана (пункт 7.1. Порядка проведения анализа № 220). Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей на товарном рынке определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для одного хозяйствующего субъекта. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующего на рассматриваемом рынке. Соответственно, на данном рынке действует только один хозяйствующий субъект.

Таблица 2

Уровень концентрации розничного рынка посылочных ящиков

на территории  Республики Тыва

 

п/п №

Наименование

рынка

Коэффициент рыночной концентрации СR3

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана

HHI

Вид рынка

1.

Розничный рынок посылочных ящиков на территории Республики Тыва

 

100%

10 000

Высоко

концентрированный

 

Таким образом, в соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации (CR3) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) розничный рынок посылочных ящиков на территории Республики Тыва за период 2011г. имеет высокий уровень концентрации.

 

 

8. Барьеры входа на розничный рынок посылочных ящиков

 

По результатам проведенного анализа рынка барьеры входа на розничный рынок посылочных ящиков не выявлены, в силу того, что административные препятствия для деятельности новых хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке отсутствуют. Кроме того, на организацию хозяйственной деятельности по розничной реализации посылочных ящиков не требуются значительных капитальных вложений для вхождения на товарный рынок.

Таким образом, барьеры входа на розничный рынок посылочных ящиков отсутствуют.

 

9. Оценка состояния конкуренции на розничном рынке посылочных ящиков

 

По результатам проведенного анализа рынка следует, что единственным участником розничного рынка посылочных ящиков на Республике Тыва является филиал ФГУП «Почта России» УФПС по Республике Тыва. Вхождение других хозяйствующих субъектов на розничный рынок посылочных ящиков не затруднено в силу отсутствия барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

 

 

 

Специалист-эксперт

Отдела антимонопольного контроля и рекламы                                  Ш.Т. Тулуш

 

 

Согласовано

Начальник

Отдела антимонопольного контроля и рекламы                              В.А. Сорвачева