Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Врио руководителя

Тывинского УФАС России

 ____________ Ф.А. Хаджиев

«_________________» 2012 г.

 

 

Аналитический отчет

по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва

 

1. Общие положения

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в связи с рассмотрением дела, возбужденного в отношении ООО «Жилкомсервис» по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», проведен анализ  оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва за период 2011 года.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент), Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997г. №155 (далее – Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов); Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенный в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст. Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.

В качестве источников исходной информации использовались сведения и информация, представленные Администрацией городского поселения пгт. Каа-Хем (исх. № 229 от 16.04.2012 г., исх.№556 от 07.08.2012г.), ООО «Жилкомсервис» (исх. № 2012/IV-01 от 11.04.2012 г., № 2012/VI-01 от 14.06.2012), МУП «Ачылыг» (исх. № 20 от 01.06.2012 г.), ООО «Сервис плюс» (исх.№84 от 05.09.2012г.), МУП РТ «Благоустройство» (исх.№564 от 12.09.2012г.), ООО УК «Жилсервис» (исх.№б/н от 13.09.2012г.), ООО «Надежда» (исх.№38 от 21.09.2012г.), Службой по техническому надзору за состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Тыва (исх.№19 от 06.09.2012г.), Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республики Тыва (исх.№1276 от 05.09.2012г.), ООО «Управдом» (исх.№б/н от 06.09.2012г.), Департаментом городского хозяйство (исх.№1319 от 10.08.2012г.), Агентством по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва (исх.№4/535 от 13.08.2012г.), Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Тыва.

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Согласно п. 2.1 Порядка № 220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Анализ проводится в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва за период 2011 года. 

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в соответствии с п. 2.2 Порядка № 220, необходимо проведение ретроспективного анализа состояния конкуренции на рынке предоставления услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва за период 2011 года.

Данный рынок является востребованным в связи с тем, что твердые и жидкие бытовые отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека необходимо постоянно собирать вывозить с мест проживания населения в целях поддержания экологической обстановки и санитарно-эпидемиологического состояния.

При определении временного интервала учтено, что рынок услуг по обращению с отходами производства и потребления не подвержен сезонным изменениям спроса, сезонным изменениям предложения и сезонным изменениям цен, т.е. является по указанным параметрам стабильным в течение года. В соответствии с тем, что анализ рынка услуг проводится в связи с поступившим заявлением на действия Управляющей компании в 2011 году, целесообразно за временной интервал принять 2011 год.

В соответствии с п. 2.4. Порядка, все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала. За временной интервал исследования рынка принимаем 2011 год.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка проведения анализа №220 определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке, которая включает в себя:

предварительное определение товара;

выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара (пункт 3.4 Порядка проведения анализа №220) может быть в том числе проведено на основе:

- условий договора;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности и др.

Исходя из признаков нарушения антимонопольного законодательства предварительно определим продуктовые границы товарного рынка как услуги по сбору и вывозу ТБО и ЖБО.

В рамках рассмотрения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства установлено, что Администрацией муниципального образования пгт.Каа-Хем были заключены договора по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов с многоквартирных домов на территории пгт.Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва, так как жителями многоквартирных домов в соответствии со ст.161 ГК РФ не реализован способ управления многоквартирным домом.

Заключение данных договоров обусловлено следующими нормативно-правовыми актами, возлагающие на органы местного самоуправления полномочия по обеспечению услуг по сбору и вывозу ТБО и ЖБО.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Согласно Закона Республики Тыва от 29.12.2004 № 1101 ВХ-1 (ред. от 04.04.2011) «Об отходах производства и потребления в Республике Тыва» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва осуществляют свою деятельность в сфере обращения с отходами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Предметом указанных договоров  определены услуги по вывозу жидких и твердых бытовых отходов из септиков многоквартирных  домов с многоквартирных домов не выбравших способ управления.

Согласно пп. д п.11 раздела II Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Так, в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимают твердые и бытовые отходы, образующиеся в  результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Таким образом, услуги по сбору и вывозу ТБО и ЖБО представляют с собой единую услугу по сбору и вывозу бытовых отходов.

В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст (далее – Государственный стандарт по обращению с отходами):

- под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

В соответствии с положениями Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов и Государственных стандартов по обращению с отходами следует, что ТБО и ЖБО рассматриваются в совокупности общих признаков в соответствии с их происхождением, свойствам и технологией обращения и представляют собой вид отходов - бытовые услуги. Бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения (п.п. 3.21 п.3 общие понятия Государственных стандартов по обращению с отходами).

 Так, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) деятельность по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» подразделу ОА Предоставление прочих коммунальных социальных и персональных услуг, группировке 90 Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.

Согласно п. 3.5 Порядка № 220, при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются в том числе:

 - функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

- иные характеристики.

Сбор, вывоз, захоронение, переработка осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Чаще всего ЖБО это отходы, образующиеся в зданиях или домах, в которых отсутствует система канализации, а по структуре и происхождению они ничем не отличаются от содержимого канализации обычного домохозяйства. Сюда относят сточные воды, помойные отходы от производственных процессов, различные виды жидких нечистот, которые скапливаются в выгребных ямах и септиках.

Соответственно, чем дольше используется дом или производственное помещение, тем больше отходов скапливается и тем острее с течением времени встает необходимость их удаления. Вывоз бытовых отходов необходимо проводить регулярно, не дожидаясь переполнения выгребных ям и септиков.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отходы должны собираться, обезвреживаться, при необходимости храниться, транспортироваться и размещаться. При этом следует отметить, что сбор, обезвреживание, транспортировка, размещение являются самостоятельными стадиями в процессе обращения с отходами. Так, сбор отходов осуществляется в специальные мусоросборники, обезвреживание осуществляется на специальных установках, транспортировка осуществляется специальными транспортными средствами — мусоровозами, для размещения отходов используются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов.

В то же время сбор и вывоз (транспортировка) ТБО и ЖБО не отделимые стадии технологического цикла отходов, поскольку технологический цикл отходов представляет собой последовательность технологических процессов ликвидации конкретного отхода. При этом, сбор отходов представляет собой деятельность, связанную с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами; вывоз (транспортировка) отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения (пункт 5 производственные аспекты Государственного стандарта по обращению с отходами). Таким образом, сбор и вывоз (транспортировка) неотделимы в виду  последовательности процесса обращения с отходами.

Сжигание всех видов отходов на территории домовладений и в мусоросборниках запрещается. (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170).

Вывоз ЖБО производится с использованием специальных машин, это позволяет выполнить работы по откачке и транспортировке безопасно и в сжатые сроки.

На основании изложенного, следует, что покупатель ограничен в выборе услуги, что в первую очередь связано с техническими характеристиками и потребительским свойствами услуг по сбору и вывозу ТБО и ЖБО.

Согласно п. 3.7 Порядка № 220 определим взаимозаменяемые товары.  

Взаимозаменяемыми товарами признаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в том числе при потреблении в производственных целях (пункт 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции, пункт 3.7 Порядка проведения анализа).

Услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не имеет замену в силу технических характеристик услуги. В качестве технических характеристик в данном случае следует учесть необходимость привлечения специальной техники по вывозу ЖБО И ТБО, получение лицензии на осуществление деятельности по сбору и вывозу ТБО и ЖБО.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012г. №255 «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786, установлено, что отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) и отходы из жилищ крупногабаритные относятся к IV и V классам опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Таким образом, на  сбор и вывоз (перемещение) бытовых отходов, отнесенных к IV классу опасности, требуется получение лицензии. В то же время в рассматриваемой ситуации, сбор и вывоз ТБО и ЖБО осуществляется специализированным транспортным средством для дальнейшего перемещения в целях обеспечения последующих работ по размещению, использованию и обезвреживанию опасных отходов, которые выполняются третьим лицом по договору. Транспортирование отходов, под которым понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного ему на иных правах, не является лицензируемой деятельностью. В связи с этим управляющей организации, самостоятельно осуществляющей транспортирование ТБО на полигон, при условии заключения договора на размещение отходов с третьим лицом лицензия не требуется (сбор и вывоз отходов не подлежит лицензированию).

Население, в результате жизнедеятельности которого образуются ТБО и ЖБО не готово заменить услуги по сбору и вывозу указанных отходов на какую либо другую услугу, либо совсем отказаться от данных услуг, в связи с тем, что отходы не могут постоянно накапливаться и требуется их сбор и вывоз.

Кроме того, поскольку жилищным законодательством строго определен перечень способов управления многоквартирным домом, а также раскрывается комплекс услуг по управлению многоквартирным домом, рассматриваемый товарный рынок не имеет аналогов или заменителей за пределами обозначенной товарной группы.

Ввиду того, что товар (услуга) не взаимозаменяем, п. 3.9-3.11 Порядка № 220 не рассматриваем.

Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка уточняются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.

На основании анализа действующего законодательства продуктовые границы определены как услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 220, проводится на основе информации:

 а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Объектом антимонопольного контроля является ООО «Жилкомсервис», действующий на территории муниципального образования пгт.Каа-Хем Кызылского района. При этом, предоставление услуг по управлению многоквартирным домом осуществляется на основании заключенных договоров управления многоквартирным домом. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления муниципального образования осуществляет полномочия по выбору способа управления, что в свою очередь не предполагает выход за пределы административных границ муниципального образования пгт.Каа-Хем в силу экономических, географических факторов.

Согласно информации, полученной от Агентства по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва на территории г.Кызыла действуют 5 управляющих компаний, которые на запрос Тывинского УФАС России о возможности предоставления услуг по вывозу ТБО и ЖБО по заключенному договору пгт.Каа-Хем ответили, что не имеют возможности оказать данные услуги по вывозу ТБО и ЖБО от многоквартирных домов пгт.Каа-Хем (вх.№5091 от 10.09.2012г., вх.№5258 от 17.09.2012г., вх.№5397 от 21.09.2012г., вх.№5070 от 07.09.2012г., №5184 от 12.09.2012г.), в силу сильной загруженности и отсутствия информации о выборе способа управления многоквартирными домами на территории пгт.Каа-Хем.

Экономически не выгодно заниматься сбором и вывозом твердых и жидких бытовых отходов хозяйствующим субъектам, находящимся за пределами района ввиду необходимости дополнительных затрат на топливо для спецмашин. Также жидкие бытовые отходы подлежат сливу (соответственно заключается договор с точкой слива, которая находится на территории района, куда будут сливаться ЖБО). В соответствии с этим хозяйствующие субъекты оказывают услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов только на территории района в котором сами расположены. Вследствие чего, управляющим компаниям с соседних муниципальных образований и г.Кызыла нецелесообразно занимать нишу на данном рынке в границах пгт.Каа-Хем.

Определение географических границ на основе ценообразования или различиях в уровнях цен с другими муниципальными образованиями Республики Тыва на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО И ЖБО невозможно, в связи с различием методики расчета стоимости услуги.

Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов следует считать местными (локальными) в пределах рассматриваемого муниципального образования Республики Тыва.

Согласно п. 4.5 Порядка № 220, определим географические границы товарного рынка методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Из информации, предоставленной администрацией городского поселения пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва, а также хозяйствующих субъектов, действующих на территории Кызылского района, следует, что на территории пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва деятельность по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов для многоквартирных домов осуществляет 1 хозяйствующий субъект.

В связи с тем, что географические границы товарного рынка установлены методом установления фактических районов продаж «тест гипотетического монополиста» не использовался, следовательно п. 4.6 Порядка № 220 не рассматривается.

Рассматриваемый рынок не относится к сфере услуг субъектов естественных монополий, поэтому п. 4.7 Порядка № 220 не рассматриваем.

Таким образом, границами рынка услуг по сбору вывозу твердых и жидких бытовых отходов многоквартирных домов пгт. Каа-Хем определяем географические границы пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, а также основные характеристики услуг были установлены на основании договоров по оказанию услуг по сбору и вывозу ТБО И ЖБО, представленных Администрацией городского поселения пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва. Так, Администрацией городского поселения пгт.Каа-Хем Кызылского района договора на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО и ЖБО были заключены только с ООО «Жилкомсервис». Также Агентство ЖКХ РТ сообщило, что на территории Кызылского района действует только управляющая компания ООО УК «Жилкомсервис».

В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.

Таким образом, на рассматриваемом рынке хозяйствующим субъектом является ООО «Жилкомсервис» (Республика Тыва, Кызылский район, пгт. Каа-Хем, ул. Пригородная, 2).

Покупателями, по информации Администрации пгт. Каа-Хем являются жители пгт. Каа-Хем. Согласно п. 5.3 Порядка № 220, уточнен состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке.

 

6.     Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Согласно пункту 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (услуг) на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов продаж данного товара в географических границах рассматриваемого рынка. Объем данного рынка составляет:

 

Таблица №1

Объем рынка услуг по сбору и вывозу ТБО И ЖБО

Наименование ХС

Объем реализации, руб.

ТБО

ЖБО

2011, тыс.руб.

Доля, %

2011, тыс.руб.

Доля, %

ООО «Жилкомсервис»

<…>

100

<…>

100

Итого:

<…>

 

<…>

 

 

Согласно п. 6.3 Порядка № 220, в связи с тем, что на рассматриваемом рынке в географических границах – пгт Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва услугами по вывозу ТБО и ЖБО занимается только ООО «Жилкомсервис», то доля, которую занимает общество, соответствует 100%. 

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.

Рассматриваемый хозяйствующий субъект ООО «Жилкомсервис» единственный участник на данном рынке.

 

7.     Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доля одного хозяйствующего субъекта: ООО «Жилкомсервис»

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

2011 г. CR = 100%;

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

2011г. HHI = 10000.

В  соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 уровень концентрации на исследуемом рынке высокий, так как CR = 100% и HHI = 10000.

 

8.     Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно п. 8.1 Порядка № 220 определим обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.

В ходе исследования установлены следующие барьеры входа на рынок услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов

Экономические:

необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (закупка специализированных авто для сбора и вывоза мусора, жидких отходов).

Барьеры входа на рынок услуг по сбору и вывозу ТБО и ЖБО не преодолимы в короткие сроки, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок (во всяком случае в приемлемые сроки).

 

9.     Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке предоставления услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на территории пгт Каа-Хем Кызылского района можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок предоставления услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на территории пгт Каа-Хем Кызылского района является рынком с высокой концентрацией с существующими, но преодолимыми барьерами.

Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.

На исследуемом товарном рынке существуют следующие ограничения в развитии конкуренции:

- Технологическое превосходство уже действующей на рынке организации над желающими войти на данный рынок;

- Низкая платежеспособность потребителей (нежелание заключать договора и платить за сбор и вывоз отходов);

- Дефицит квалификационных кадров (для работы на специализированной технике).

Вывод

 

По результатам проведения анализа оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на территории пгт Каа-Хем Кызылского района можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий. Барьеры входа на данный рынок трудно преодолимые.

На момент совершения возможного нарушения антимонопольного законодательства – 2011 год на рынке по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на территории пгт Каа-Хем Кызылского района ООО «Жилкомсервис» занимал долю 100 %.

 

 

 

Специалист-эксперт

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                               Тулуш Ш.Т.

 

 

 

Руководитель отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                      В.А. Сорвачева