Аналитический отчет по результатам обследования оптового рынка углей энергетических на территории Республики Тыва

«УТВЕРЖДАЮ»:

Врио руководителя

Тывинского УФАС России

 ____________ Ф.А. Хаджиев

«_________________» 2012 г.

 

Аналитический отчет

по результатам обследования оптового рынка углей энергетических на территории Республики Тыва

 

1. Общие положения

   В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) во исполнение п. 9.2 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 - 2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 г. № 66, методическими рекомендациями ФАС России от 30.03.2012 г. № АГ/9519, проведен анализ оценки состояния конкурентной среды на оптовом рынке углей энергетических на территории Республики Тыва за 2010, 2011 годы (далее – рынок).

   Цели исследования:

- оценка состояния конкурентной среды на рынке углей энергетических;

- выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рассматриваемом рынке;

- выявление региональных и межрегиональных оптовых рынков углей энергетических;

- использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

- сравнительный анализ динамики стоимостных показателей предприятий – производителей углей энергетических, а также анализ их ценовой и сбытовой политики, в том числе в целях выявления нарушений антимонопольного законодательства.

   Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220, методическим рекомендациям ФАС России от 30.03.2012 г. № АГ/9519.

   Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);

4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов);

   В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве источников исходной информации использовались сведения и информация, представленные: Федеральной службой государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат исх. № 1038 от 20.09.2011 г., № 1045 от 09.07.2012 г.), Мэрией г. Кызыла Республики Тыва (исх. № 5583 от 26.09.2011 г.), Департаментом городского хозяйства Мэрии г. Кызыла (далее – Департамент городского хозяйства, исх. № 1495 от 26.09.2011 г.), Администрацией Тес-Хемского района Республики Тыва (далее – администрация Тес-Хемского района исх. № 489а от 22.09.2011 г.), Администрацией Тандинского района Республики Тыва (далее – администрация Тандинского района исх. № 725 от 22.09.2011 г.), ОАО «Кызылская ТЭЦ» (исх. № 102/2258 от 21.09.2011 г.), Администрацией Сут-Хольского района Республики Тыва (далее – администрация Сут-Хольского района исх. № 638 от 23.09.2011 г.), Администрацией Бай-Тайгинского района Республики Тыва (далее – администрация Бай-Тайгинского района исх. № 01-39/314 от 21.09.2011 г.), Администрацией Дзун-Хемчикского района Республики Тыва (далее – администрация Дзун-Хемчикского района исх. № 611 от 26.09.2011 г.), Администрацией Кызылского района Республики Тыва (далее – администрация Кызылского района исх. № 870/7 от 26.09.2011 г.), Администрацией Эрзинского района Республики Тыва (далее – администрация Эрзинского района исх. № 1327 от 26.09.2011 г.), Администрацией Монгун-Тайгинского района Республики Тыва (далее – администрация Монгун-Тайгинского района исх. № 349 от 26.09.2011 г.), Администрацией Улуг-Хемского района Республики Тыва (далее – администрация Улуг-Хемского района исх. № 1051 от 22.09.2011 г.), Администрацией Овюрского района Республики Тыва (далее – администрация Овюрского района исх. № б/н от 22.09.2011 г.), Администрацией Чаа-Хольского района Республики Тыва (далее – администрация Чаа-Хольского района исх. № 387 от 21.09.2011 г.), ГУП «Прогресс-тепло» Чаа-Хольского района (далее – ГУП «Прогресс-Тепло» исх. № 79 от 21.09.2011 Г.), Администрацией Барун-Хемчикского района Республики Тыва (далее – администрация Барун-Хемчикского района исх. № 203 от 21.09.2011 г.), Администрацией Пий-Хемского района Республики Тыва (далее – администрация Пий-Хемского района исх. № 671 от 27.09.2011 г.), Управления по недропользованию по Республике Тыва (далее – Тыванедра исх. № 521 от 20.09.2011 г.), Обществом с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» (далее – ООО «ТГРК» исх. № 759 от 29.09.2011 г., № 856 от 27.10.2011 г., № 502 от 04.06.2012 г.), Закрытым акционерным обществом «Енисейская промышленная компания» (далее – ЗАО «ЕПК» исх. № 104794 от 10.10.2011 г., № 199114 от 29.05.2012 г.)

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

   Согласно п. 2.1 Порядка и методическим рекомендациям, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

   Для анализа исследуемого рынка использована информация за 2010, 2011 г. Выбор временного интервала исследования обусловлен п. 2.2 Порядка № 220. В связи с тем, что целью исследования данного рынка в соответствии с методическими рекомендациями является

- оценка состояния конкурентной среды на рынке углей энергетических;

- выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- выявление региональных и межрегиональных оптовых рынков углей энергетических;

- использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

- сравнительный анализ динамики стоимостных показателей (основной статьи затрат в структуре себестоимости единицы продукции, полной себестоимости единицы продукции, отпускных цен) предприятий – производителей углей энергетических, а также анализ их сбытовой политики, в том числе в целях выявления нарушений антимонопольного законодательства.

   Данный рынок для Республики Тыва является востребованным в связи с тем, что холодные зимние условия, резкоконтинентальный климат, географическое расположение республики, отсутствие газового отопления, вынуждают жителей и теплоснабжающие организации республики приобретать каменный уголь для обогрева помещений в осеннее-весенне-зимний период.

   Временным интервалом, в соответствии с методическими рекомендациями и приказом ФАС России № 66 от 07.02.2011 г., определен 2010-2011 года.

 

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

   В соответствии с п. 3.1 - 3.4 Порядка № 220 продуктовые границы определены в соответствии с методическими рекомендациями, а именно:

- оптовая реализация угля энергетического.

   Товарная группа «энергетический уголь» включает каменный энергетический уголь и бурый уголь. Под каменным углем понимается твёрдое горючее полезное ископаемое растительного происхождения; разновидность углей ископаемых с более высоким содержанием углерода и большей плотностью, чем у бурого угля. Представляет собой плотную породу чёрного, иногда серо-чёрного цвета с блестящей, полуматовой или матовой поверхностью. Содержит 75—97% и более углерода; 1,5-5,7% водорода; 1,5-15% кислорода; 0,5-4% серы; до 1,5% азота; 45-2% летучих веществ; количество влаги колеблется от 4 до 14%; золы - обычно от 2-4% до 45%.

   В зависимости от степени углефикации (метаморфизма) существуют бурые угли, каменные угли и антрациты. Самая низкая теплота сгорания у бурых углей, а самая высокая – у антрацитов.

   В соответствии с общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93) используются следующие коды:

   03 2031 0 Уголь каменный 

   03 2035 2 Уголь бурый

   03 2132 01 Уголь марки А - антрацит

   Находящиеся в разделе 03 0000 6 Уголь, продукты переработки угля, торф и сланцы горючие, в подразделе 03 2000 1 Уголь и продукты переработки угля.

   Стоит учитывать, что добывать уголь может не каждый желающий, а лишь тот, кто имеет право на разработку участка недр, путем его приобретения на аукционе, а также специализированную лицензию на осуществление добычи полезных ископаемых.

   В соответствии с п. 3.5 Порядка № 220, каменный уголь служит для сжигания в отопительных системах различных типов. Уголь длительное время поддерживает тепло. Уголь каменный используют как энергетическое и бытовое топливо, а так же применяется как сырье для металлургической промышленности. От глубины залегания каменного угля, зависит способ его добычи. Если глубина залегания менее 100 метров, то разработка ведется открытым шахтным способом.

   Характеристики каменного угля различны и зависят от места добычи. Для выбора подходящей марки и вида угля необходимо ознакомиться с характеристиками. Основными характеристиками, которые определяют качество каменного угля, являются: влажность, теплота сгорания, содержание серы, зольность и выход летучих веществ.

   Классификация углей по маркам:

    А - антрацит                  

    Б - бурый

    Г - газовый

    Д - длиннопламенный

    Ж - жирный

    К - коксовый

    ОС - отощенный спекающийся

    СС - слабоспекающийся

    Т - тощий

   В зависимости от степени обогащения угли делятся на концентраты, промпродукты и шламы. Концентраты, как правило, используются в котельных и для получения электроэнергии. Промпродукты обычно идут на нужды металлургии. Шламы используются для изготовления брикетов с целью розничной продажи населению для личного использования.

   Каменный уголь отличается от бурого более высоким содержанием углерода и большей плотностью. К каменным углям относятся марки: Г, ГЖ (газовый жирный), ГЖО (газовый жирный отощенный), Д, ДГ (длиннопламенный газовый), Ж, КСН (коксовый слабоспекающийся низкометаморфизованный), СС, Т , ТС (тощий спекающийся).

   Отдельной маркой каменного угля является антрацит (А), ископаемый гумусовый уголь высшей степени метаморфизма.

   Самая низкая теплота сгорания у бурых углей.

   На территории Республики Тыва согласно лицензионных соглашений об условиях пользования недрами с целью добычи каменного угля разрабатываются следующие месторождения: Элегестское, Каа-Хемское, Чаданское. Указанные месторождения обладают запасами каменного угля дефицитной марки «Ж» Лицензия на разработку Элегестского месторождения выдана Енисейской промышленной компании, лицензия на разработку Каа-Хемского и Чаданского месторождений выдана ООО «Тувинская горнорудная компания». Указанные месторождения относятся к Улуг-Хемскому угольному бассейну.

   По данным с официального сайта Информационно-аналитического центра «Минерал»: Разведанные запасы углей России очень велики, они достигают 193,3 млрд т, составляя 18% мировых. Более значительными запасами располагают лишь США. На долю каменных углей и антрацитов приходится чуть менее половины (47,6%) запасов; остальные запасы – на долю бурых углей.

   Среди отраслей топливно-энергетического комплекса угольная промышленность России имеет наиболее обеспеченную сырьевую базу. Основные возможности добычи угля сосредоточены в Сибири. Почти 80% запасов углей находится в Сибири, в том числе более 70% – в Кузнецком, Канско-Ачинском и Тунгусском угольных бассейнах. В европейской части страны, где расположены Печорский, Донецкий и Подмосковный бассейны, находится чуть менее 9% разведанных запасов России, на Дальнем Востоке – около 10%.

   Более половины в разведанных запасах составляют высококачественные угли, с невысоким содержанием золы (до 15%) и серы (не более 1%). Более 20% в российских запасах (40 млрд. тонн) занимают коксующиеся угли, среди которых почти 20 млрд. тонн относится к особо ценным маркам; большая их часть (почти 60%) сконцентрирована в Кузнецком бассейне (Кемеровская обл.), около 20% – в Южно-Якутском бассейне в Республике Саха (Якутия), 11% – в Печорском бассейне Республики Коми и 9,5% – в месторождениях Республики Тыва.

   Наличие физико-химических свойств угля: смерзание, выветривание и самовозгорание требует дополнительных расходов на мероприятия по сохранению качественных характеристик и собственно угля, как при его добыче, так и при транспортировке и складировании (хранении).

   Согласно п. 3.6 и 3.7 Порядка № 220,

   Товарами-заменителями энергетического угля могут являться в зависимости от целей использования альтернативные виды топлива – природный газ, продукты переработки нефти, в том числе мазут, горючие ископаемые (сланцы, торф).

   Уголь отдельных марок может быть в отдельных случаях заменен углями других марок, которые имеют теплотехнические характеристики, соответствующие технологическим параметрам оборудования, что позволяет без проведения реконструктивных работ использовать их без существенного снижения эффективности производства энергии и нанесения ущерба оборудованию.

   Товарные группы потенциально взаимозаменяемых углей:

 

Таблица 1

 

 

БАЗОВЫЙ ВЫРИАНТ УГЛЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПОТЕНЦИАЛЬНО ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ УГЛИ

1Б или 3Б или Г или Д

2Б или Г или Д

Ж

СС или Д

Г и Д 

2Б или 3Б или СС или Ж

СС

Г и Д

 

    Потенциально взаимозаменяемые угли марок Г и Ж на территории Республики Тыва отсутствуют.

    Удельная теплота сгорания угля в сравнении с другими веществами:      

 

Таблица 2

ВеществоУдельная теплота сгорания, МДЖ/гк
Порох2,9 - 5,0
Торф8,1
Дрова(березовые, сосновые)10,2
Уголь бурый15,0
Уголь каменный 29,3

   Использование торфа как топлива обусловлено его составом: большим содержанием углерода, малым содержанием серы, вредных негорючих остатков и примесей. По сути, это молодой уголь. Основными недостатками этого вида топлива являются: более низкая, чем у угля энергетическая калорийность и трудности сжигания из-за высокого содержания влаги (до 65%).   Наиболее выгодное отношение цены и удельной теплоты сгорания имеют каменные угли.
   Обычно торф начинает накапливаться в постепенно зарастающих водоемах. Торфяное болото, образовавшееся на месте такого водоема, называется луговым. Торф в таком болоте по большей части еще плохо разложившийся и многозольный. Эта многозольность получается вследствие наноса водой в толщу зарастающего озера частей земляного покрова.
   Торф является местным топливом, предприятия, потребляющие торф, должны по возможности находиться в непосредственной близости к торфяным болотам, что не способствует развитию торфодобычи в районах с малоразвитой промышленностью. На территории Республики Тыва торф не добывается, следовательно, он не может быть взаимозаменяем для каменного угля. 
   Также топливом служит природный газ. Природный газ в пластовых условиях (условиях залегания в земных недрах) находится в газообразном состоянии — в виде отдельных скоплений (газовые залежи) или в виде газовой шапки нефтегазовых месторождений, либо в растворённом состоянии в нефти или воде. Газ добывают из недр земли с помощью скважин. Газ, поступающий из скважин, необходимо подготовить к транспортировке конечному пользователю — химический завод, котельная, ТЭЦ, городские газовые сети. Помимо подготовки самого газа, необходимо подготовить и трубопровод. Широкое применение здесь находят азотные установки, которые применяются для создания инертной среды в трубопроводе. В настоящее время основным видом транспорта является трубопроводный. Газ под давлением 75 атмосфер прокачивается по трубам диаметром до 1,4 м. На территории Республики Тыва отсутствует газопровод, в связи с чем газ как топливо не может заменить каменный уголь.
   Климат в Республике Тыва резко континентальный, зимы очень холодные и продолжительные, в связи с чем, Республика Тыва приравнена к районам Крайнего Севера. (Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 18.07.1994) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029).
    По результатам анализа полученной информации от районных администраций Республики Тыва и Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва установлено, что потребность предприятий и населения в топливе имеется только по двум видам топлива – уголь и дрова. При этом потребность в дровах у предприятий отсутствует, потребность населения в дровах составляет 65829 куб.м., что по имеющейся информации составляет всего 6% от общей потребности в топливе. Соответственно установлено, что свое предпочтение потребители отдают именно каменному углю.
   Дрова также не являются взаимозаменяемыми для каменного угля ввиду того, что удельная теплота сгорания дров, как видно из таблицы 2 (стр. 6 аналитического отчета), намного ниже удельной теплоты сгорания каменного угля.
   Вместе с тем, общая оценка взаимозаменяемости углей может характеризоваться как низкая, что обусловлено уникальностью теплотехнических характеристик разных марок угля, на сжигание которых запроектировано котельное оборудование, т.е. потенциально взаимозаменяемые угли подходят не для всех потребителей.
   Поэтому для отопления помещений необходим именно каменный уголь с наибольшей теплотой сгорания. Также каменный уголь добывается на территории Республики Тыва и нет необходимости закупать его в других регионах. В связи с вышеизложенным каменный уголь не заменим в потреблении.
   В связи с тем, что продуктовые границы рынка углей энергетических определены методическими рекомендациями, п. 3.8-3.11 на рассматриваем.
   По информации администраций районов потребность в угле у организаций и населения гораздо выше, чем в дровах. Других видов топлива не требуется.
   В соответствии с методическими рекомендациями, продуктовые границы исследуемого рынка – оптовый рынок углей энергетических. 

 

4. Определение географических границ товарного рынка

   Географические границы товарного рынка определены в соответствии с методическими рекомендациями и Приказом № 66 от 07.02.2011 г.

   Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

   Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

 - предварительное определение географических границ товарного рынка;

 - выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

 - определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

   В соответствии с методическими рекомендациями предварительно географические границы рынка определяются в административных границах муниципального образования.

   Республика Тыва - горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин. Железная дорога в регионе отсутствует. Основные природно-климатические зоны - таежные массивы, соединяющиеся со степью и пустыней. До ближайшего региона Республика Хакасия (расстояние около 400 км.) можно добраться только по автодороге.

   При определении географических границ рынка углей должен быть принят во внимание ряд принципиальных особенностей.

   В отличие от природного газа и топочного мазута, физико-химические и теплотехнические свойства которых мало или совсем не зависят от места добычи, характеристики твердых топлив существенно различаются в зависимости от вида топлива: угли, сланцы и фрезерный торф. Свойства углей зависят не только от вида, но и от их марочного состава. Некоторые характеристики топлива, такие как шлакующие свойства, склонность пыли к взрыву и ряд других, могут существенно различаться даже в пределах одного марочного состава топлива.

   В связи с этим на стадии проекта строительства на каждой тепловой электростанции осуществляется довольно жесткая привязка ее оборудования к конкретному углю определенного месторождения (проектный уголь).

   Возможность полного или частичного замещения проектного угля для электростанции другими марками или видами углей требует обследования состояния тепловой электростанции, проведения всесторонних технико-экономических расчетов и конструкторских проработок по топочно-горелочным устройствам, системам пылеприготовления и золоулавливания, возможностям складирования топлива, его хранению, складским механизмам и оборудованию топливоподач, а также необходима организация опытного сжигания непроектного угля. Полное или частичное замещение на электростанции проектного угля другим видом или другой маркой угля требует специальных проработок для каждой ТЭС. По информации представленной ОАО «Кызылская ТЭЦ» замена добываемого в Республике Тыва вида угля принципиально возможна, но для этого потребуется большие капиталовложения для перевода котлов на сжигание непроектного топлива.

   Как правило, регионы производства и потребления угля совпадают по причине изначально заложенного принципа снижения транспортных издержек по доставке «проектного» угля целевым потребителям.

   В связи с тем, что на территории Республики Тыва отсутствует железнодорожное сообщение, транспортные издержки имеют значительное влияние.

   Поэтому предварительно географическими границами определим географические границы Республики Тыва.

   По данным Тывастат ввоз угля из Республики Хакасия на территорию Республики Тыва за 2010 год составил 1990 тонн, что составило 0,6% от годовой потребности населения и предприятий Республики Тыва в угле, за 2011 год данные не утверждены. Вывоз за пределы республики в 2010 году составил 388 тыс. тонн, что составляет 47,8% от добытого за 2010 год на территории Республики Тыва угля, в 2011 году вывоз угля за пределы Республики Тыва составил 387,525 тыс. тонн, что составляет 41,8% от добытого угля в 2011 году.

   Согласно п. 4.3 Порядка № 220, выявим условия обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем.

   Расстояние из республики до железной дороги, которая находится в соседнем регионе (в Республике Хакасия) 400 км. В зимний период проезд по дороге осложняется состоянием федеральной трассы М-54 "Енисей", которая пролегает через горные хребты Саянских гор и относится к первой категории сложности. Зимой здесь выпадает много осадков, с которыми снегоуборочная техника не всегда справляется. Кроме того, велика опасность схода снежных лавин. Нередко трасса перекрывается, и тогда грузовики с углем просто-напросто простаивают. Но даже в летний период проезд по этой дороге представляет немало сложностей. Высота самого сложного перевала, который преодолевают груженные углем автомобили, – Буйбинского – составляет 1,4 км.

   Для транспортировки угля в пределах Республики Тыва не требуется специальных транспортных средств, в связи с чем не возникает препятствий перемещения данного товара.

   Каменный уголь как основной вид топлива на территории Республики Тыва имеет очень важное значение для жителей и организаций республики. Спрос на уголь повышается в начале осени и снижается к концу весны.

   Согласно п. 4.4 Порядка № 220, стоимость угля изменяется в зависимости от региона продаж в связи с тем, что доставка угля до труднодоступной республики, которой является Тува существенно повышает стоимость угля. Что подтверждает выбор географических границ, определенных на предварительном этапе. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Тыва от 21.05.2010 № 212 "Об утверждении предельных розничных цен на твердое топливо (уголь), реализуемое гражданам всеми хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности на территории Республики Тыва" затраты на доставку угля автомобильным транспортом складываются из расчета 4,41 руб. за 1 тонну-километр.

   Согласно п. 4.5 Порядка № 220, определим географические границы товарного рынка методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

   Приобретатели энергетического угля в основном юридические лица - теплоснабжающие организации - бюджетные учреждения Республики Тыва. По информации ЗАО «ЕПК» основными потребителями энергетического угля в Республике Тыва являются ОАО «Кызылская ТЭЦ», ГУП «Улуг-Хемтепло», ГУП РТ «Шагонартепло» и ООО «Минитекс» (Кемеровская область, г. Прокопьевск). Эти предприятия обеспечивают разрезу стабильный внутренний рынок потребления.

   В связи с тем, что географические границы товарного рынка установлены методом установления фактических районов продаж и методическими рекомендациями ФАС России от 30.03.2012 г. № АГ/9519, «тест гипотетического монополиста» не использовался, следовательно п. 4.6 Порядка № 220 не рассматривается.

   Рассматриваемый рынок не относится к сфере услуг субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», поэтому п. 4.7 Порядка № 220 не рассматриваем.

   Таким образом, границами оптового рынка углей энергетических приняты географические границы Республики Тыва.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

   В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

   Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, а также основные характеристики углей были выявлены на основании данных, полученных от Тывастат, Тыванедра, ООО «ТГРК», ЗАО «ЕПК», администраций муниципальных образований, основных потребителей, занимающихся производством тепловой энергии для республики. По данным Тывастат, Тыванедра количество хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей и реализацией угля на территории Республики Тыва два - ООО «Тувинская горнорудная компания», ЗАО «Енисейская промышленная компания», имеющих в соответствии с законодательством лицензии на разработку месторождений и добычу и реализацию угля. В свою очередь, по информации, представленной ООО «Тувинская горнорудная компания», данный хозяйствующий субъект не добывает и не реализует энергетические угли, а работает только с углями коксующимися. По данным Тывинского УФАС России уголь, реализуемый ООО «Тувинская горнорудная компания» используется населением, организациями ЖКХ и бюджетными учреждениями в качестве энергетического, т.е. для целей отопления. Уголь, реализуемый ЗАО «ЕПК» практически не используется населением и организациями ЖКХ Республики Тыва.

   Для правильного определения состава хозяйствующих субъектов в адрес начальника управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Н.И. Диановой был направлен запрос от 30.05.2012г. №.4-1305 о даче разъяснений по заполнению форм в связи с использованием на территории Республики Тыва коксующихся марок углей в качестве энергетических.

   По состоянию на 01.08.2012г. ответ не поступил и для своевременного предоставления отчета в ФАС России до 01.10.2012г. в адрес заместителя руководителя ФАС России А.Н. Голомолзина направлено письмо от 02.08.2012г. №4-1858  об оказании содействия в получении информации.

   В связи с тем, что к моменту завершения проведения анализа рынка так и не разрешен вопрос о включении в состав хозяйствующих субъектов ООО «Тувинская горнорудная компания», а ООО «Тувинская горнорудная компания» указало на то, что не осуществляет деятельность на исследуемом рынке, то в качестве хозяйствующего субъекта определено ЗАО «Енисейская промышленная компания».

   В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

   Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.

   Таким хозяйствующим субъектом является:

 - ЗАО «Енисейская промышленная компания»,  667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ...,  (далее – ЗАО «ЕПК»).

   Согласно п. 5.4 Порядка № 220, хозяйствующий субъект, действующий на данном рынке занимается добычей и реализацией каменного угля на основании лицензии, выданной Федеральным агентством по недропользованию на право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля. Срок окончания лицензии: ЗАО «Енисейская промышленная компания» - 31.05.2020 года.

   При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, определена в соответствии с информацией, представленной ЗАО «ЕПК». Согласно Таблице № 5 приложения.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

   Согласно пункту 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (услуг) на рассматриваемом товарном рынке.

   Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара. Объем данного рынка составляет: объем добычи в 2010 году 8 тыс. тонн, в 2011 году 43,56 тыс. тонн.

   Объем ввоза угля (не разделяя на коксующийся и энергетический) в 2010 году составил 1990 тонн, в 2011 году по информации Тывастат данные не утверждены, объем вывоза угля по региону составил: 2010 год – 453 тыс. тонн, 2011 год – 530,96 тыс. тонн, объем вывоза угля за пределы региона составил: 2010 год – 388 тыс. тонн, 2011 год – 387,525 тыс. тонн.

   Согласно п. 6.3 Порядка № 220, определим доли хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке:

по объему производства:

  таблица 3

 

Наименование ХС

объем производства, тыс. тонн

доля 2010 г., %

доля 2011 г., %

2010

2011

ЗАО "Енисейская промышленная компания"

*

**,**

100

100

итого:

*

**,**

100

100

по объему реализации:

Таблица 4

 

Наименование ХС

объем реализации, тыс. тонн

доля 2010 г., %

доля 2011 г., %

2010

2011

ЗАО "Енисейская промышленная компания"

***,*

**,**

100

100

итого:

***,*

**,**

100,00

100,00

 

   В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц на оптовом рынке углей энергетических в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует, так как на оптовом рынке углей энергетических действует один хозяйствующий субъект - ЗАО «ЕПК».

   Согласно п. 6.5 Порядка № 220 и частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в 2010 г. - 2011 г. установлено для хозяйствующего субъекта – ЗАО «ЕПК».

   В соответствии с п. 6.6 Порядка № 220, доля, занимаемая ЗАО «ЕПК» на товарном рынке, считается стабильной в связи с тем, что и по объему добычи и по объему реализации и в 2010 г. и в 2011 г. сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйственных субъектов, действующих на рынке добычи и реализации каменного угля на территории Республики Тыва.

Хозяйствующий субъект ЗАО «ЕПК» на рынке добычи и реализации энергетического угля занимает доминирующее положение.

 

7.Определение уровня концентрации товарного рынка

   Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доля одного хозяйствующего субъекта: ЗАО «ЕПК»

   Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

Производство:

2010 г. CR = 100 %;

2011 г. CR = 100 %.

Реализация:

2010 г. CR = 100%;

2011 г. CR = 100%.

   Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

Производство:

2010г. HHI = 10000;

2011г. HHI = 10000.

Реализация:

2010г. HHI = 10000;

2011г. HHI = 10000.

   В  соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 уровень концентрации на исследуемом рынке высокий и в 2010 г. и в 2011 г., так как 70% <= CR <= 100% и 2000 <= HHI <= 10000.

 

7.     Определение барьеров входа на товарный рынок

   Согласно п. 8.1 Порядка № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

 - выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

 - определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

   В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.

   В ходе исследования установлены следующие барьеры входа на рынок  добычи и реализации каменного угля:

   Экономические:

 - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

 - отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

 - наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.

   Административные:

 - в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 18.07.2011) «О недрах» недра предоставляются в пользование специальным разрешением - в виде лицензий;

 - в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1(ред. от 26.06.2007) «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов.

   В соответствии с п. 8.3 Порядка № 220 на данный момент в Республике Тыва добыча угля осуществляется на трёх месторождениях: Элегестском, Чаданском, Каа-Хемском двумя предприятиями ЗАО «ЕПК», ООО «ТГРК». По информации Тыванедра идет разведка каменного угля еще на двух месторождениях - Межегейском, участках Центральный и Восточный Западной части Улуг-Хемского угольного бассейна.

   По данным официального сайта Правительства Республики Тыва, несмотря на наличие на территории республики больших, разведанных запасов высококачественных углей, угольная отрасль не получила достаточного развития, что обусловлено рядом проблем:

 · отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, в первую очередь – железной дороги, из-за чего невозможны крупнотоннажные перевозки на дальние расстояния;

 · объем добычи жестко привязан к объему потребления местных предприятий и организаций, а также ее населения. В настоящее время экономически весьма затратными являются как завоз всех видов продукции в Туву, так и вывоз добываемого каменного угля и других видов сырья за пределы республики на автотранспорте;

 · финансово-экономическое положение основных потребителей угля в республике находятся в кризисном состоянии.

В соответствии с п. 8.4 Порядка № 220, барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми.

 

8. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

   По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на оптовом рынке энергетического угля на территории Республики Тыва, можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией.

   По информации ЗАО «ЕПК» на оптовом рынке углей энергетических в 2009 году степень конкуренции была умеренной, в 2010 году по сравнению с 2011 годом осталась без изменений. В 2012 году по прогнозу ЗАО «ЕПК» конкуренция усилится. Причинами усиления конкуренции между производителями углей энергетических на рынке Российской Федерации хозяйствующие субъекты отмечают преизбыток угля на рынке.

   В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, оптовый рынок энергетического угля на территории Республики Тыва является рынком с высокой концентрацией с существующими и тяжело преодолимыми барьерами. Одним из таких барьеров хозяйствующие субъекты указывают высокую транспортную составляющую.

   Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено. Все представленные договора с потребителями имеют одинаковые условия. Стратегию поведения на оптовом рынке углей энергетических хозяйствующие субъекты определяют как диверсификацию производства.

   Согласно п. 9.4 Порядка № 220, по данным ЗАО «ЕПК» за 2010 год процент вложений в собственное производство от чистой прибыли составляет 140%. Хозяйствующий субъект указывает на невозможность в короткие сроки изменить состав покупателей в связи с отсутствием железной дороги. Также указывают на ограниченность поставок продукции предприятия одним регионом в связи с отсутствием транспортной инфраструктуры. Объемы реализации в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизились на 52%. В свою очередь отпускные цены в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличились на 9,6%.
 

Вывод

   По результатам проведения анализа оценки состояния конкурентной среды на оптовом рынке углей энергетических на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий. Хозяйствующие субъекты с наибольшей долей на рассматриваемом товарном рынке на протяжении 2010 и 2011 годов остаются одни и те же. Барьеры входа на данный рынок трудно преодолимые.

   Особенность данного анализа заключается в том, что на территории Республики Тыва добываются угли марок ГЖ, ГЖР, ГР, Ж. По информации ЗАО «ЕПК» уголь марки Ж они реализуют как энергетический в соответствии с тем, что по характеристикам он подходит под энергетический. ООО «ТГРК» утверждает, что они не добывают энергетический уголь, а только коксующийся, но углем, добываемым ООО «ТГРК» отапливается население Республики Тыва и предприятия жилищно-коммунального комплекса.

   По мнению ЗАО «ЕПК» для обеспечения и развития конкуренции на рынке углей энергетических в российской федерации необходимо разработать государственные программы для развития транспортной инфраструктуры и  более жесткое регулирование цен на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий.

   В связи с тем, что ООО «ТГРК» реализует коксующийся уголь для энергетических целей всему населению и организациям Республики Тыва, считаю нецелесообразным включать ЗАО «ЕПК» в реестр с долей более 35% на оптовом рынке углей энергетических в географических границах - Республика Тыва.

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                                 Е.С.Ванькова

 

Согласовано:

Начальник отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                                 В.А. Сорвачева