Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Республики Тыва

«УТВЕРЖДАЮ»:

Врио руководителя

Тывинского УФАС России

___________ Ф.А. Хаджиев

«_________________» 2012г.

 

 

Аналитический отчет

по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Республики Тыва

 

1. Общие положения

   Управлением Федеральной антимонопольной службы проведен анализ оценки состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Республики Тыва за 2010-2011 года на основании Приказа ФАС России от 07.02.2011г. №66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012г оды» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в целях формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Реестр).

   Методическую основу исследования составили Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и Методические рекомендации ФАС России по анализу состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами от 23.04.2012г. №АК/12544 (далее – Методические рекомендации).

   Цель исследования состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами за 2010-2011 годы: оценка состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

   При анализе состояния конкуренции на  товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в качестве исходной информации используются сведения, полученные от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (вх.№2582 от 15.05.2012г.), Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва (вх.№2748 от 21.05.2012г.), Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (вх.№2783 от 22.05.2012г.), а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

   Также использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации:   Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»; Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»; Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011г. №1081 «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».

   Результаты анализа могут быть использованы при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и экономической концентрацией.

 

2.   Определение временного интервала исследования товарного рынка

   Согласно п.2.1. Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

   Временной интервал исследования для целей подготовки настоящего исследования определен методическими рекомендациями ФАС России по анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, а также приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы».

   В связи с тем, что критерием формирования Реестра является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ). Временной интервал исследования определен двухлетним периодом: 2010 – 2011 гг.

 

3.Определение продуктовых границ товарного рынка

   Согласно п.3.4 Порядка № 220 предварительное определение товара, в том числе  проводится на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

   В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

   В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

   Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

   При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

   Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

- аптека готовых лекарственных форм;

- аптека производственная;

- аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

- аптечный пункт;

- аптечный киоск.

   Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

   Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

   В соответствии с пунктом 3.5 Порядка №220 при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

   Лекарственные препараты по функциональному назначению,  потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

   Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

   При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

- приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

- приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

- приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

   Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

   В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли  состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю. 

   Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

   Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению),                    а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

   Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

   Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей                  и иных маркетинговых стратегий.

   Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

   Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

   В связи с изложенным продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 

4.Определение географических границ товарного рынка

   Согласно п.4.1 Порядка №220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

   Предварительно географическими границами определены географические границы -  Республики Тыва (далее – РТ).

   Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п.4.5 Порядка №220, осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

   Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. В связи с вышеизложенным, у жителей республики имеется возможность приобрести товар (услугу) непосредственно у хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность на территории республики. В пределах обозначенных географических границ Республики Тыва не требуется значительных транспортных расходов, чем за ее пределами.

   Таким образом, границами рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами приняты географические границы Республики Тыва.

 

5.Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих

 на товарном рынке

   В соответствии с п.5.1 Порядка №220  в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

   Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).

   Для продавцов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, определяется принадлежность к группе лиц.

   Приказом Минздравсоцразвития России от 06.06.2008 № 263н утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности (далее – Методические указания), в соответствии с пунктом 36 которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности (далее – лицензирующие органы), ведут реестр лицензий на фармацевтическую деятельность.

   В связи с вышеизложенным, в соответствии с п. 5.2. Порядка №220,  количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

   Согласно представленной информации Службы по лицензированию надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва в настоящее время на территории Республики Тыва действуют 67 аптечных учреждений, из которых фактически в 2010 году фармацевтическую деятельность на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами осуществляло – 45 хозяйствующих субъектов, в 2011 году – 50. Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами приведены в приложении №1. 

   Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица. В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

на рынке

   Согласно п.6.1 Порядка №220 расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объемов продаж (услуг) на рассматриваемом товарном рынке.

   В соответствии с пп. «а» п.6.2 Порядка №220 объем рынка определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. Расчет объема товарного рынка производится в стоимостном выражении (в тыс.руб., с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала. При этом в объем суммарной выручки включаются только доходы, полученные хозяйствующими субъектами от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

   Источник получения данных – информация, представленная хозяйствующими субъектами по запросам антимонопольных органов.

   В соответствии с п.6.6. Порядка №220, при определении доминирующего положения хозяйствующих субъектов доля, занимаемая хозяйствующими субъектами на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке:

   1. ООО «Идегел»: в 2010г. – 15,71%; в 2011г. – 12,41%;

   2. ООО «Таки»: в 2010г. – 10,98%; в 2011г.- 11,19%;

   3. ИП ****** **: в 2010г. – 8,45%; в 2011г. – 12,22%.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

   Согласно п.7.1 Порядка №220 для определения уровня концентрации товарного рынка используются:

   1. коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

CR = 35,14% в 2010г.;

CR = 35,82% в 2011г.

   2. индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

HHI = 672,45% за 2010г.;

HHI = 693,21% за 2011г.

   В соответствии со значениями коэффициента концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана установлено, что   исследуемый рынок относится к низкоконцентрированному рынку, так как рассчитанные показатели находятся в следующих границах: CR < 45%; HHI < 1000 (в 2010г. CR=35,14%, HHI = 672,45%; в 2011г. CR = 35,82%; HHI = 693,21%). Следовательно, конкуренция на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами развитая.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

   Согласно п.8.1 Порядка №220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

  - выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

  - определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

   К барьерам входа на товарный рынок, в соответствии с п.8.2 Порядка №220, относятся административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

  - условия лицензирования отдельных видов деятельности;

  - стандарты и предъявляемые к качеству требования.

   Согласно части 1, 2 статьи 69 Федерального закона от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:

   1) лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;

   2) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

    Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011г. №1081 «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».

   Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

   Таким образом, доступ на рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами затруднен вследствие наличия административных барьеров. Выявленные барьеры являются преодолимыми.

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

   На основании показателей низкого уровня концентрации товарного рынка, наличия преодолимых барьеров входа на товарный рынок, рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами относится к рынку с развитой конкуренцией.

 

Вывод

   По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товара на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с развитой конкуренцией, уровень концентрации на исследуемом рынке низкий.

   Наибольшие доли на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товара занимают следующие хозяйствующие субъекты:

   1. ООО «Идегел»: в 2010г. – 15,71%; в 2011г. – 12,41%;

   2. ООО «Таки»: в 2010г. – 10,98%; в 2011г.- 11,19%;

   3. ИП ****** **: в 2010г. – 8,45%; в 2011г. – 12,22%,

совокупная доля трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, не превышает пятьдесят процентов.

 

Специалист-эксперт

отдела антимонопольного

 контроля и рекламы                                                                                   Ш.Т. Тулуш

 

Согласовано:

Начальник отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                                   В.А. Сорвачева


 

Файлы для скачивания

Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями мед.назн.
Тип файла: docx
Размер файла: 0.02 МБ
Расчет уровня концентрации на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Тип файла: docx
Размер файла: 0.02 МБ