Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов на территории города Кызыла Республики Тыва

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель

Тывинского УФАС России

 ____________ О.М. Долгих

«_________________» 2012 г.

 

Аналитический отчет

по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов

на территории города Кызыла Республики Тыва

 

1. Общие положения

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) во исполнение п. 2.4 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 - 2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 г. № 66, проведен анализ рынка услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов на территории города Кызыла Республики Тыва (далее – рынок).

Целью исследования является оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию и техническому обслуживанию лифтов.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент). Методическими рекомендациями ФАС России от 05.12.2011 г. № АЦ/45092. Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.

Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

1.Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности);

3. Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 782 «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов» (далее – Регламент о безопасности лифтов);

4. Постановление Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 г. № 31 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов».

В качестве источников исходной информации использовались сведения и информация, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат, исх. № 242 от 29.02.2012 г.), Обществом с ограниченной ответственностью «Жилсервис» (далее – ООО УК «Жилсервис», исх. № 1323 от 03.05.2012 г., № 2192 от 22.08.2012 г., № 2309 от 31.08.2012 г.), Отделом технологического и энергетического надзора по Республике Тыва Енисейского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор по Республике Тыва, исх. № 20-579/68 от 21.08.2012 г.)

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно п. 2.1 Порядка № 220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для целей данного исследования, а также в соответствии с методическими рекомендациями и с учетом требований п 2.2 Порядка № 220 необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимаем 2010-2011 годы.

В связи с тем, что услуги по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов стабильно оказываются и не зависят от сезонных условий, либо каких-либо других условий, сезонность поставок товара (услуг), стабильность поставок товара (услуг), возможность продавцов изменить время продажи, степень новизны товара (услуг), возможность установления продавцами разных цен в разные временные периоды не влияют на временной интервал (п. 2.3 Порядка № 220). Также временной интервал исследования определен методическими рекомендациями.

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

Таким образом временной интервал исследования рынка - 2010 - 2011 годы.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

В соответствии с п. 3.1 - 3.4 Порядка № 220 продуктовые границы определены в соответствии с методическими рекомендациями, а именно:

- услуга по техническому обслуживанию лифтов,

- услуга по техническому освидетельствованию лифтов.

Согласно п. 3.5 Порядка № 220 в соответствии с Законом о промышленной безопасности к опасным производственным объектам относятся объекты, при функционировании которых при сложившихся обстоятельствах могут возникнуть аварии и (или) инциденты.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

Техническим Регламентом о безопасности лифтов установлены минимально необходимые требования к безопасности лифтов при проектировании, производстве, монтаже, эксплуатации, модернизации и утилизации, правила, формы оценки и схемы подтверждения соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям, установленным настоящим техническим регламентом, а также требования по энергетической эффективности лифтов.

Согласно подпункту 1 пункта 12 Регламента о безопасности лифтов при эксплуатации лифта выполняются следующие требования:

1. проведение осмотров, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с прилагаемой документацией по эксплуатации, а также оценки его соответствия в порядке, установленном пунктом 17 Регламента о безопасности лифтов;

2. осуществление осмотра лифта или контроля за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии), технического обслуживания и ремонта специализированной лифтовой организацией;

3. допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию, ремонту и осмотру лифта, контролю за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии) только обслуживающего персонала, аттестованного в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4. недопущение эксплуатации лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифт подвергается оценке соответствия в порядке, установленном пунктом 18 Регламента о безопасности лифтов.

5. подтверждение соответствия лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, но не отработавшего назначенного срока службы, в порядке, установленном пунктом 19 Регламента о безопасности лифтов.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2001, услуга по техническому обслуживанию лифтов принадлежит к подгруппе 29.22.9 «Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно - транспортного оборудования» группы 29.22 «Производство подъемно - транспортного оборудования» класса 29 «Производство машин и оборудования».

В соответствии с пунктом 5 Регламента о безопасности лифтов техническое обслуживание лифта - комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности лифта при его эксплуатации.

Согласно пункту 17 Регламента о безопасности лифтов оценка соответствия лифта в течение всего срока его эксплуатации осуществляется в следующем порядке:

1) оценка соответствия лифта при эксплуатации осуществляется в форме периодического технического освидетельствования не реже 1 раза в 12 месяцев органом по сертификации в сроки, определенные договором с заявителем. Результаты периодического технического освидетельствования оформляются актом и записываются в паспорт лифта специалистом органа по сертификации;

2) лифт при эксплуатации подвергается частичному техническому освидетельствованию органом по сертификации при замене узлов и механизмов лифта. Сведения о замененных узлах и механизмах указываются в паспорте лифта специалистом организации, осуществившей их замену.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка определены в соответствии с методическими рекомендациями.

Анализ проводится в городах с населением более 100 тысяч жителей и административных центрах субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4.1 Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с методическими рекомендациями предварительно географические границы рынка определяются в административных границах муниципального образования.

На основании п. 4.3 Порядка № 220, на этапе выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

- требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);

- условия, правила и обычаи делового оборота.

На территории субъекта РФ - Республика Тыва, имеется лишь один город с численностью более 100 тысяч жителей – столица Республики Тыва г. Кызыл. Численность г. Кызыла, по информации Тывастат, на 1 января 2010 г. составляла 109.986 тысяч человек, на 1 января 2011 года составляла 110, 0 тысяч человек.

Следовательно, в соответствии с методическими рекомендациями географическими границами исследуемых рынков определен город Кызыл Республики Тыва.

В соответствии с п. 4.4 Порядка № 220 рассматриваемый товар - услуги по техническому обслуживанию и освидетельствованию лифтов, могут быть получены от хозяйствующих субъектов, расположенных за пределами города Кызыла Республики Тыва, но оказаны только на территории мест, где лифты установлены (нецелесообразно перевозить лифты куда либо для технического освидетельствования в связи с тем, что это будет составлять дополнительные расходы).

Для проведения данного анализа, в соответствии с п. 4.5 Порядка № 220, использовался метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

В данном анализе географические границы определены методическими рекомендациями, соответственно «тест гипотетического монополиста» не использовался, поэтому п. 4.6 Порядка № 220, не рассматривается.

В связи с тем, что данная сфера не относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, п. 4.7 Порядка № 220, также не рассматривается.

На территории Республики Тыва многоэтажные строения, в которых используются лифты, расположены только на территории города Кызыла.

В связи с вышеизложенным, географическими границами рассматриваемых товарных рынков определены административно-территориальные границы городского округа - город Кызыл Республики Тыва.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

1. Деятельность по техническому обслуживанию лифтов к лицензируемым видам деятельности не относится.

В соответствии с пунктом 5 Регламента о безопасности лифтов специализированная лифтовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, предметом деятельности которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности по проектированию, производству, монтажу (демонтажу), техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диспетчерскому контролю лифтов.

2. Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 № 31, установлено, что деятельность по техническому диагностированию и обследованию лифтов, а также систем диспетчерского контроля осуществляется экспертными организациями, имеющими лицензию на экспертизу промышленной безопасности, выданную Госгортехнадзором России.

Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2006 № 389, под деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности понимается проведение экспертизы:

- проектной документации на разработку, строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

- технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

- зданий и сооружений, расположенных на территории опасного производственного объекта;

- деклараций промышленной безопасности;

- документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).

По данным Управления федеральной налоговой службы по Республике Тыва и Тывастат на территории Республики Тыва деятельность по ОКВЭД 29.22.9 «Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования» зарегистрирована у 4 хозяйствующих субъектов, но по данным Ростехнадзора по Республике Тыва работы по техническому обслуживанию и освидетельствованию лифтов на территории г. Кызыла осуществляет только один хозяйствующий субъект - служба лифтового хозяйства ООО «УК «Жилсервис». Остальные 3 хозяйствующих субъекта услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования не оказывают.

Техническое освидетельствование лифтов производит ООО «Инжсервис» (юридический адрес: 660131, г. Красноярск, ул. Ястынская, 2Д, помещение 8, ИНН 2464017992) для ООО УК «Жилсервис» (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Лопсанчапа, 5, ИНН 1701042995), согласно договора № 12-07 от 17.11.2010 г. По данным ООО «УК «Жилсервис» 75 лифтов из обслуживаемых 93 оборудованы системой диспетчеризации и диагностики лифтов «Обь», которая позволяет производить контроль над работой лифтов.

В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка № 220 на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные:

Информация о составе хозяйствующих субъектов Таблицы 1,3.

Таким образом, продавцом на рынке предоставления услуг по техническому обслуживанию лифтов на территории города Кызыла Республики Тыва является ООО «УК «Жилсервис», продавцом на рынке по техническому освидетельствованию лифтов является ООО «Инжсервис».

Согласно п. 5.4 Порядка № 220 ООО «УК «Жилсервис» и ООО «Инжсервис» не входит в группу лиц.

В соответствии с п. 5.5 Порядка № 220, при определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их неопределенный круг лиц.

 

6.  Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов товарного рынка

Согласно п. 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

Согласно п. 6.3 Порядка № 220, в связи с тем, что в географических границах города Кызыла Республика Тыва:

на рынке технического обслуживания лифтов ООО «УК «Жилсервис» является единственным хозяйствующим субъектом, следовательно, его доля на указанном рынке составляет 100%;

на рынке технического освидетельствования лифтов ООО «Инжсервис» является единственным хозяйствующим субъектом, следовательно, его доля на указанном рынке составляет 100%;

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует в связи с тем, что отсутствует группа лиц.

В соответствии с п. 6.5 Порядка № 220, совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, составляет 100% и на рынке технического обслуживания лифтов, и на рынке технического освидетельствования лифтов, в связи с тем, что на каждом из рынков действуют по одному хозяйствующему субъекту.

Доминирующее положение в 2010 - 2011 г. установлено:

на рынке по техническому освидетельствованию лифтов - ООО «УК «Жилсервис»;

на рынке по техническому освидетельствованию лифтов – ООО «Инжсервис».

В соответствии с п. 6.6 Порядка № 220, доля, занимаемая ООО УК «Жилсрвис» и ООО «Инжсервис» на рассматриваемых рынках, считается стабильной в связи с тем, что в 2010 году она составляла 100%, в 2011 году – 100%, в течение 2010-2011 годов сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйственных субъектов.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов: ООО «УК «Жилсервис», ООО «Инжсервис».

Рынок по техническому обслуживанию лифтов:

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

2010 г. CR = 100%;

2011 г. CR = 100%.

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

2010 г. HHI = 10000;

2011 г. HHI = 10000.

В  соответствии с п. 7.2 Порядка № 220, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий так как 70% < = CR  <= 100% и 2000 < = HHI < = 10000.

Рынок по техническому освидетельствованию лифтов:

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

2010 г. CR = 100%;

2011 г. CR = 100%.

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

2010 г. HHI = 10000;

2011 г. HHI = 100%.

В  соответствии с п. 7.2 Порядка № 220, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий так как 70% < = CR  <= 100% и 2000 < = HHI < = 10000.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Порядка № 220, определим обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220, опредены барьеры входа на товарный рынок.

Административные:

- получение аккредитации на право технического освидетельствования лифтов;

Также административным ограничением, являются условия прохождения аттестации и получение соответствующего свидетельства на право ведения аварийных, ремонтных работ по обслуживанию лифтов. Лицам, оказывающим данные виды услуг, необходимо быть аттестованным в Ростехнадзоре, Энергонадзоре иметь группу допуска к работам с электричеством.

Экономические:

Для потенциальных участников рынка по техническому обслуживанию лифтов экономическими ограничениями также является необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, а именно необходимы соответствующие средства для осуществления данного вида работ. Лицам, оказывающим данные виды услуг, необходимо пройти соответствующее обучение.

Кроме этого, в связи с тем, что на территории г. Кызыла мало многоэтажных домов, административных зданий для которых необходимы лифты, имеющийся хозяйствующий субъект полностью удовлетворяет спрос предприятий, организаций на услуги по техническому обслуживанию лифтов.

Таким образом, барьеры входа на рассматриваемые рынки и выхода из него существуют, но являются вполне преодолимыми.

Между ООО УК «Жилсервис» и ООО «Инжсервис» заключен договор на проведение работ по оценке соответствия лифтов при эксплуатации в форме периодического технического освидетельствования. По данному договору ООО «Инжсервис» проводит работы по техническому освидетельствованию согласно графика-сметы на текущий год.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов на территории города Кызыла можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынки предоставления услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов являются рынками с высокой концентрацией с существующими, но преодолимыми барьерами.

Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке, не выявлено.

В соответствии с п. 9.4 Порядка № 220, динамика объема рассматриваемого товарного рынка и спроса не изменяется на протяжении 2010 - 2011 гг.

 

Вывод:

Проведенный анализ рынков услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов на территории города Кызыла Республики Тыва показывает, что рассматриваемый рынок является высококонцентрированным.

ООО УК «Жилсервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг по техническому обслуживанию лифтов на территории города Кызыла Республики Тыва.

ООО «Инжсервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг по техническому освидетельствованию лифтов на территории города Кызыла Республики Тыва.

В связи с вышеизложенным, целесообразно рассмотреть вопрос о включении ООО «УК «Жилсервис» в реестр с долей более 35% по услугам по техническому обслуживанию лифтов, ООО «Инжсервис» по услугам по техническому освидетельствованию лифтов.

 

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                         Е.С. Ванькова

 

Начальник отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                        В.А. Сорвачева