Об особенностях рекламы лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Федеральный закон «О рекламе» предъявляет определенные требования к деятельности и  рекламе услуг медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Наиболее частые нарушения при рекламировании медицинской техники и изделий медицинского назначения:

1. Ссылки на конкретные случаи излечения людей (пункт 2 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе»).

Закон запрещает в рекламе лекарств и медицинской техники указывать конкретные случаи излечения от болезни, улучшения состояния здоровья человека в результате применения рекламируемого средства, даже если такое событие не выдумка «рекламщиков», а факт.

2. Отзывы и благодарности людей (пункт 3 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе»).

Выражение благодарности лицами после использования рекламируемого лекарства предполагает ненавязчивую агитацию потребителя к приобретению товара. Говорящий якобы убедился в эффективности средства на собственном опыте. Единственное отличие от предыдущей позиции Закона - информирование от первого лица.  Благодаря эмоциональной окраске, слушатель, зритель или читатель способен прочувствовать те ощущения, что испытывает человек из рекламы.

Такой психологический прием при рекламировании запрещен.

3. Практически всегда реклама содержит утверждение о положительном действии медицинских средств на течение заболеваний. Создается впечатление, что обращаться к специалистам и врачам нет никакой необходимости (пункты 7, 8 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе»).

Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения медицинской техники допускается только в пределах показаний из инструкции по применению. Такие инструкции применения и использования медицинского товара должны быть утверждены в установленном порядке.

4. Не указываются противопоказания, отсутствует предупреждение о необходимости консультации со специалистом (часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе»).

Одно из самых серьезных нарушений, поскольку здесь речь идет уже о причинении вреда здоровью. Для надлежащей эксплуатации медицинской техники законодатель обязывает рекламораспространителей размещать дополнительную информацию. Антимонопольная служба разъясняет, что само содержание предостережения  рекламодатель может выбрать в зависимости от характера рекламируемого объекта из альтернативных вариантов. Это может быть предостережение о существовании противопоказаний к применению, предупреждение о необходимости ознакомится с инструкцией, либо текст о важности обращения к врачу перед использованием медицинской техники.

Все вышеперечисленные нарушения вводят в заблуждение потребителей рекламы и противоречат действующему законодательству.

Часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает за нарушение законодательства о рекламе наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Часть 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает за нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого
законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Часть 3 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает за превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

Часть 4 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает за прерывание рекламой при кино- и
видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с
демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее
наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи - влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на
юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Тывинское УФАС России напоминает, что у каждого потребителя есть право на получение добросовестной и достоверной информации!