Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию

1. Общие положения

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в рамках рассмотрения заявления физического лица на обоснованность стоимости услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию, проведен анализ  оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию на территории Республики Тыва за 2011 год.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка № 220 состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.

Анализ товарного рынка проводится в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Гражданским кодексом Российской федерации (далее – ГК РФ);

3. Письмо Росздравнадзора от 14.06.2005 № 02И-262/05 «О лицензировании медицинской деятельности»;

4. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 N 5487-1;

5. Письмо от 14.03.2008 N 537-12 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В качестве источников исходной информации использовались сведения и информация, представленные Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва (далее – Минздрав РТ исх. № 6594 от 19.10.2011 г.), Республиканским государственным учреждением здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер» (далее – РГУЗ «Реснаркодиспансер» исх. № 8-1-19/367-11 от 29.12.2011 г.)

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно п. 2.1 Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Целью исследования является определение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в соответствии с п. 2.2 Порядка № 220, необходимо проведение ретроспективного анализа состояния конкуренции на  рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию. В связи с тем, что по информации РГУЗ «Реснаркодиспансер» услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию оказываются с марта 2011 года,  оценить объемы оказанных услуг возможно лишь за период с марта по декабрь 2011 года.

Данный рынок для населения является востребованным в связи с тем, что для получения водительского удостоверения, обмена водительского удостоверения, устройства на работу, получения разрешения для ношения оружия, поступления в учебные заведения, для выездной визы необходимо получить справку из наркологического диспансера.

Временным интервалом принят 2011 год, период, в котором установлено возможное нарушение по ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно п. 3.1 Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В связи с тем, что заявление поступило на завышенную стоимость услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию РГУЗ «Реснаркодиспансер», а РГУЗ «Реснаркодиспансер» осуществляет услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию, предварительно продуктовыми границами определено оказание услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.

Деятельность по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию возможна только при наличии лицензии на указанную деятельность.

В соответствии со ст. 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 к полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).

В письме от 14.03.2008 N 537-12 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации разъяснило, что в частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами. Данная норма позволяет относить к частной системе здравоохранения частные организации иного профиля, например, образовательные, социальные и другие, осуществляющие медицинскую деятельность, вне зависимости от их наименования.

Из Письма Росздравнадзора от 14.06.2005 N 02И-262/05 «О лицензировании медицинской деятельности» для проведения медицинских осмотров с последующей выдачей медицинских справок для получения водительских удостоверений юридическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы должно иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности.

При условии включения юридическим лицом в состав комиссии по проведению периодических и предварительных медицинских осмотров психиатра и психиатра-нарколога и при наличии у организации лицензии на выполнение таких работ и услуг в рамках амбулаторно-поликлинической помощи, как "психиатрия" и "психиатрия-наркология", названными специалистами проводится освидетельствование водителей автотранспортных средств в рамках проведения медицинских осмотров.

Учитывая изложенное, организация, имеющая лицензию на проведение экспертизы профпригодности, а также периодических и предварительных медицинских осмотров, имеет право заниматься проведением медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, в том числе мотоблоков, с последующей выдачей медицинских справок для получения водительских удостоверений, право на ношения оружия, поступления на работу и т.д.

В связи с большим количеством потребителей данной услуги, провести их репрезентативный опрос, невозможно. То есть, в результате применения метода выборочного опроса покупателей нельзя получить достаточный объем информации для определения продуктовых и географических границ рынка. Следовательно, п. 3.3 Порядка № 220 не рассматривается.

В соответствии с п. 3.4 Порядка № 220, предварительно определим товар.

Действующее российское законодательство не дает определения медицинскому осмотру или освидетельствованию, но этимология данного словосочетания, а также назначение рассматриваемого мероприятия позволяют выявить его смысл: медицинский осмотр означает исследование показателей здоровья человека профессиональным медицинским работником. Термин «освидетельствование» предполагает профессиональное, экспертное подтверждение выводов о состоянии здоровья осматриваемого; определенное закрепление результата осмотра, то есть выдачу соответствующего «свидетельства».

Согласно положению о порядке проведения медицинских осмотров РГУЗ «Реснаркодиспансер» медицинские осмотры проводятся для установления наличия или отсутствия наркологических расстройств.

Согласно п. 3.5 Порядка № 220, функциональным назначением медицинских (наркологических) осмотров является установление наличия или отсутствия наркологических расстройств.

Применением товара является получение медицинского заключения.

Согласно п. 3.6 и 3.7 Порядка № 220, одной из наиболее существенных характеристик услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию является получение заключения. Услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию невозможно заменить другим видом услуг в связи с тем, что для поступления на работу, учебу, получения водительского удостоверения и т.п. необходимо заключение именно врача нарколога. Следовательно услуг, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данной услуги не выявлено.

Ввиду того, что товар (услуга) не взаимозаменяем, п. 3.8-3.11 Порядка № 220 не рассматриваются.

Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка уточняются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 220, проводится на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с целью анализа, целесообразно рассматривать данные услуги в географических границах Республики Тыва. Это основано на том, что населению Республики Тыва нецелесообразно обращаться за медицинским освидетельствованием в соседние регионы. Для обращения за освидетельствованием в соседние регионы необходимо потратить дополнительно от 1000 рублей на оплату проезда.

На этапе выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), таких условий не выявлено.

Приобретателями являются граждане Республики Тыва, проживающие и имеющие регистрацию по месту жительства на территории республики, которым необходимо медицинское заключение для тех или иных целей.

В данном анализе определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления местоположения приобретателей, поэтому «тест гипотетического монополиста» не использовался, следовательно п. 4.6 Порядка № 220 не рассматривается.

В связи с тем, что изучается рынок услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию, который не относится к сфере субъектов естественных монополий, п. 4.7 Порядка № 220 также не рассматривается.

Таким образом, географическими границами рынка услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию установим географические границы Республики Тыва.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Товаром на данном рынке являются услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.

Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке был выявлен на основании данных, полученных от Минздрава РТ и хозяйствующих субъектов.

По информации Минздрава РТ лицензия на осуществление деятельности по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию на территории Республики Тыва имеется у одного хозяйствующего субъекта – РГУЗ «Реснаркодиспансер».

В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные. Таким хозяйствующим субъектом является РГУЗ «Реснаркодиспансер».

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их неопределенный круг лиц.

  • Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Согласно п. 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как общая сумма принятых денежных средств хозяйствующим субъектом, действующем на рассматриваемом товарном рынке. Объем данного рынка составляет 852405 руб..

Согласно п. 6.3 Порядка № 220, в связи с тем, что на рассматриваемом рынке в географических границах – Республика Тыва РГУЗ «Реснаркодиспансер» является единственным, следовательно его доля составляет 100%.

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.

Согласно п. 6.5 Порядка № 220 и частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в 2011 г. установлено для хозяйствующего субъекта – РГУЗ «Реснаркодиспансер».

В соответствии с п. 6.6 Порядка № 220, доля, занимаемая РГУЗ «Реснаркодиспансер» на товарном рынке, считается стабильной в связи с тем, что в течение 2011 года она составляла 100%, в течение рассматриваемого временного интервала сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке предоставления услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию на территории Республики Тыва.

Таким образом, рассматриваемый хозяйствующий субъект РГУЗ «Реснаркодиспансер»  на данном рынке занимает долю 100 %.

  • Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доля одного хозяйствующего субъекта: РГУЗ «Реснаркодиспансер»

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

CR = 100%.

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

HHI = 10000.

В  соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 уровень концентрации на исследуемом рынке высокий, так как CR = 100% и HHI = 10000.

  • Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.

Административные:

- необходима лицензия на оказание услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.

Экономические:

- высокая стоимость первоначального капитала (помещение, соответствующее санитарным нормам и правилам, профессионально подготовленные медицинские кадры, современная медицинская техника);

- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.

  • Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию на территории Республики Тыва является рынком с высокой концентрацией с существующими, но преодолимыми барьерами.

Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.

В соответствии с п. 9.4 Порядка № 220, динамика цен на рассматриваемом товарном рынке: до марта 2011 года такая услуга не оказывалась. Цена на справку о наличии (отсутствии) на учете в РГУЗ «Реснаркодиспансер», которая предоставлялась вместо услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию составляла 70 рублей, с марта 2011 года приказом Минздрава РТ утверждена платная услуга по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию, в стоимость услуги включен обязательный прием врача-нарколога и составляет она 570 рублей, что на 714,3% выше предыдущей стоимости.

Вывод

По результатам проведения анализа оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию на территории Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий. Хозяйствующие субъекты с наибольшей долей на рассматриваемом товарном рынке на протяжении 2011 года остаются одни и те же. Барьеры входа на данный рынок преодолимые.

На сегодняшний день на рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию на территории Республики Тыва РГУЗ «Реснаркодспансер» занимает долю 100 %. В связи с этим, целесообразно рассмотреть вопрос  о включении РГУЗ «Реснаркодспансер» в реестр с долей более 35%.

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                               Е.С. Ванькова

Согласовано:

начальник отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                              В.А. Сорвачева