Аналитический отчет по результатам анализа рынка розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-92 на территории Сут-Хольского района Республики Тыва

1. Общие положения

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) с целью исполнения государственной функции по проведению анализа состояния конкуренции на товарных рынках Республики Тыва, проведен анализ  оценки состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-92 на территории Сут-Хольского района Республики Тыва.

Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.

Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);

В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные: Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва (выписка из ЕГРИП), Прокуратурой Сут-Хольского района (исх. № 4-258 в/11 от 02.05.2011г.), Администрацией Сут-Хольского района (исх. № 631 от 21.09.2011г.), Индивидуальным предпринимателем «…»

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно п. 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в соответствии с п. 2.2 Порядка № 220, необходимо проведение ретроспективного анализа состояния конкуренции на рынке розничной реализации нефтепродуктов. В связи с тем, что по закону о защите конкуренции наименьший временной интервал должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год, а возможное нарушение антимонопольного законодательства совершено в 2011 году и в период 2010-2011 годов не изменялся состав хозяйствующих субъектов, действующий на территории района, за временной интервал следует принять 2010 год.

Данный рынок для Республики Тыва является востребованным в связи с тем, что отсутствуют такие виды транспорта, как железнодорожный, водный на территории республики и имеется возможность добраться до соседних регионов и между районами республики только автомобильным транспортом, который необходимо заправлять бензином и соответственно спрос на нефтепродукты всегда актуален.

Временным интервалом определен 2010 год.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно п. 3.1 Порядка № 220, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с п. 3.2 Порядка № 220, мнение покупателей определено в результате предоставленной информации от Администрации Сут-Хольского района.

Наиболее востребованной маркой бензина на территории Республики Тыва является бензин марки АИ-92.  Это связано со структурой автомобильного парка Республики Тыва в целом.  В силу технических характеристик современных автомобильных двигателей как российского,  так и иностранного производства,  бензины марок А-80,  АИ-92,  АИ-95  и дизельное топливо не являются взаимозаменяемыми между собой видами автомобильного топлива.

В соответствии с п. 3.3 Порядка № 220 на рассматриваемом рынке действуют покупатели единичного товара, в связи с тем, что на автозаправках приобретают нефтепродукты население и организации для личного использования, нефтебаз и нефтехранилищ на территории Республики Тыва не имеется.

В соответствии с п. 3.4 Порядка № 220, предварительно определим товар:

Бензины - легковоспламеняющиеся бесцветные или слегка желтые (при отсутствии специальных добавок) жидкости, имеющие плотность 700-780 кг/м. Бензины имеют высокую летучесть, и температуру вспышки в пределах 20-40 градусов по Цельсию. Температура кипения бензинов находится в интервале от 30 до 200 C. Температура застывания - ниже минус 60 градусов. При сгорании бензинов образуется вода и углекислый газ. При концентрациях паров в воздухе 70—120 г/м образуются взрывчатые смеси.

Для улучшения эксплуатационных свойств бензинов производители повышают их октановое число. Это достигается путем добавления к бензинам некоторых высокооктановых компонентов.

Октановое число – показатель детонационных свойств моторного топлива. Детонацией называют такой характер горения, при котором воспламенение горючей смеси происходит в нескольких точках цилиндра или по всему объему сразу. Октановое число – наиболее важная характеристика бензина. Если октановое число бензина равно 92 означает, что топливо при нормальных условиях работы в стандартном двигателе, работает также как и смесь, которая состоит из 92 частей изооктана и восьми частей n-гептана. Октановое число бензина после первичной перегонки нефти обычно не превышает 70. По этому для повышения качества низкосортных бензинов помимо компаундирования используют антидетонаторы (до 0,3%).

В соответствии с общероссийским классификатором продукции (КДЕС Ред. 1) используется код 23.20.11 Топливо моторное, включая бензин автомобильный и бензин авиационный.

В соответствии с п. 3.5 Порядка № 220, автомобильные бензины в силу своих физико-химических характеристик должны обладать следующими свойствами:
• Однородность смеси;
• Плотность топлива - при +20 "С должна составлять 690-750 кг/м;
• Небольшую вязкость - с ее увеличением затрудняется протекание топлива через жиклеры, что ведет к обеднению смеси. Вязкость в значительной степени зависит от температуры. При изменении температуры от +40 до -40 °С расход бензина через жиклер меняется на 20-30%;
• Испаряемость - способность переходить из жидкого состояния в газообразное. Автомобильные бензины должны обладать такой испаряемостью, чтобы обеспечивались легкий пуск двигателя (особенно зимой), его быстрый прогрев, полное сгорание топлива, а также исключалось образование паровых пробок в топливной системе;
• Давление насыщенных паров - чем выше давление паров при испарении топлива в замкнутом пространстве, тем интенсивнее процесс их конденсации. Стандартом ограничивается верхний предел давления паров летом - до 670 ГПа и зимой - от 670 до 930 ГПа. Бензины с более высоким давлением склонны к образованию паровых пробок, при их использовании снижается наполнение цилиндров и теряется мощность двигателя, увеличиваются потери от испарения при хранении в баках автомобилей и на складах;
• Низкотемпературные свойства - способность бензина выдерживать низкие температуры;
• Сгорание бензина. Под «сгоранием» применительно к автомобильным двигателям понимают быструю реакцию взаимодействия углеводородов топлива с кислородом воздуха с выделением значительного количества тепла. Температура паров при горении достигает 1500-2400 °С

Функциональное назначение, применение, качественные, технические и иные характеристики, позволяют выделить для целей проводимого исследования автомобильные бензины следующих товарных групп: автомобильный бензин А-76, АИ-80; автомобильный бензин АИ-92; автомобильный бензин АИ-95 и их аналоги, и Дизельное топливо.

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка № 220, розничный рынок бензина автомобильного и дизельного топлива как вид деятельности описывается классификационной группировкой по коду 50.50 «Розничная торговля моторным топливом» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД). Они сходны по функциональному назначению – моторное топливо, и предназначены для использования в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания (далее – ДВС). Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а использование автомобильного бензина - для дизельного двигателя. Бензины предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТы по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002). Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82 и ГОСТ Р 52368-2005).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) на каждой ступени классификации (группа, подгруппа) деление осуществлено по «наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам». В соответствии с ОКП «дизельное топливо» (код ОКП 025102), «автомобильные бензины» (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100, 025101). ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. Состав физико-химических показателей в ГОСТах по автомобильным бензинам и дизельному топливу разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении автомобильных бензинов и дизельного топлива.

На практике единственным показателем, классифицирующим автобензины с точки зрения конечного потребителя, является октановое число. В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 марочные группы автобензинов: «нормальный» (ОЧ=80), «регулярный» (ОЧ=91/92/93), «премиальный» (ОЧ=95) и «супер» (ОЧ=98).

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

Согласно п. 3.7 и 3.8 Порядка № 220, автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для ДВС.

Вместе с тем бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя. Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.

Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, установлены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив:

- дизельное топливо;

- автомобильный бензин марок А-76 (80), АИ-92, АИ-95, АИ-98.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях.

Если для замены товара другими товарами в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки (превышающие 10% от цены товара), то такие товары не должны относиться к взаимозаменяемым.

По ценовой характеристике бензин автомобильный марки А-80 не является взаимозаменяемым с бензинами автомобильных марок АИ-92 и АИ-95, АИ-98, т.к. при замене указанных марок бензинов один другим покупатель несет значительные издержки, превышающие 10% от их цены.

Ввиду того, что существуют автотранспортные средства, у которых техническими характеристиками предусмотрено применение бензина с октановым числом не менее 95 (по исследовательскому методу), бензин автомобильный марки АИ-92 также не является взаимозаменяемым с бензином марки АИ-95.

Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, продуктовыми границами товарного рынка определена розничная реализация товарной группы, используемой в качестве моторного топлива - бензин автомобильный марки АИ-92.

Ввиду того, что «тест гипотетического монополиста» и расчет показателя перекрестной эластичности спроса не проводились, п. 3.9-3.11 Порядка № 220 не рассматриваем.

Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка уточняются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.

Продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать розничную реализацию бензина автомобильного марки АИ-92.

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 220, проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.

Республика Тыва - горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин. Железная дорога в регионе отсутствует. Основные природно-климатические зоны - таежные массивы, соединяющиеся со степью и пустыней. До ближайшего региона Республика Хакасия (расстояние около 400 км.) можно добраться только по автодороге.

В состав Республики Тыва входит 19 муниципальных образований. Достаточно развитая инфраструктура Республики Тыва, в том числе и ряда муниципальных образований, а также имеющаяся производственная база хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию бензина автомобильного и дизельного топлива через сеть АЗС, позволяет в полной мере удовлетворить спрос потребителей на указанные нефтепродукты практически на всех локальных рынках республики. Но имеются и труднодоступные районы, добраться до которых по автодороге очень сложно в связи с отсутствием асфальтного дорожного полотна, что увеличивает затраты на доставку.

Согласно п. 4.3 и 4.4 Порядка № 220, выявим условия обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем.

На территории Республики Тыва отсутствует оптовое звено горюче-смазочных материалов в связи с отсутствием нефтеперерабатывающих заводов (нефтебаза, нефтехранилище), где был бы создан определенный резерв топлива на случай ремонтных или каких-либо иных ситуаций, возникающих в работе нефтеперерабатывающих компаний Сибири. Доставка нефтепродуктов в полном объеме производится из-за пределов Республики Тыва автомобильным транспортом, в виду отсутствия в Республике Тыва железной дороги. Доставка основной части нефтепродуктов в Республику Тыва осуществляется от оптовых поставщиков Республики Хакасия и Красноярского края - ближайшего крупного железнодорожного узла, обладающего необходимой для хранения и отгрузки нефтепродуктов инфраструктурой.

Географические границы локального рынка Сут-Хольского муниципального образования определены исходя из расположенных на его территории АЗС, с учетом протяженности маршрута следования до АЗС в соседних районах, а также минимальных временных затрат и транспортных расходов, связанных с приобретением нефтепродуктов на АЗС, расположенных в соседних районах.

Расстояние от АЗС в Сут-Хольском районе до ближайшей АЗС в Дзун-Хемчикском районе – 26 км. По информации Администрации района, для розничного покупателя нецелесообразно, с экономической точки зрения,  приобретать автомобильное топливо за пределами районов, в которых они проживают (на поездку затрачивается большое количество автомобильного топлива).

Таким образом,  географические границы совпадают с административными границами Сут-Хольского района Республики Тыва.

Согласно п. 4.5 Порядка № 220, определим географические границы товарного рынка методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Географические границы определены в соответствии с информацией, представленной Администрацией муниципального образования и Прокуратурой Сут-Хольского района.

В соответствии с п. 4.6 Порядка № 220,  покупателям в установленных географических границах локальных рынков республики невыгодно приобретать нефтепродукты в соседних районах в связи с тем, что для передвижения в соседний район и обратно требуется затратить те же самые нефтепродукты, что теряет смысл, даже при повышении цены на рынке нефтепродуктов локально взятого района на ... %. Также при повышении цены на товар не произойдет большого снижения объема продаж в связи с тем, что отказаться от передвижения на автомобильном транспорте, а также заправки топливом автомобильный транспорт у покупателей не имеется возможности в силу отсутствия других средств передвижения и видов топлива.

Рассматриваемый рынок не относится к сфере услуг субъектов естественных монополий, поэтому п. 4.7 Порядка № 220 не рассматриваем.

Таким образом, границами рынка розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-92 на территории Сут-Хольского района Республики Тыва, приняты географические границы Сут-Хольского района Республики Тыва.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар  в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на рынке розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-92 на территории Сут-Хольского района был выявлен на основании данных, полученных от Прокуратуры района, Администрации района, а также хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

На территории Сут-Хольского района действует одна АЗС и один хозяйствующий субъект.

В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.

Таким хозяйствующим субъектом является ИП «…», Сут-Хольский район, с. Суг-Аксы, …

Согласно п. 5.4 Порядка № 220, указанные хозяйствующие субъекты не входят в группу лиц.

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их бесчисленно много, покупателями является неопределенный круг физических и юридических лиц, имеющих потребность в нефтепродуктах.

  • Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Согласно пункту 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (услуг) на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара. Объем продаж рассматриваемого рынка составляет ... руб.

 Согласно п. 6.3 Порядка № 220, в связи с тем, что на рассматриваемом рынке в географических границах Сут-Хольского района ИП «…» является единственной, следовательно ее доля составляет 100%.

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц на рассматриваемом рынке, в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, отсутствует.

Согласно п. 6.5 Порядка № 220 и частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в 2010 г. установлено для ИП «…»

В соответствии с п. 6.6 Порядка № 220, доля, занимаемая ИП «…», на рынке розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-92 в Сут-Хольском районе, считается стабильной в связи с тем, что в течение всего 2010 года она составляла 100%. Сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйственных субъектов, действующих на рынке розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-92 на территории Сут-Хольского района Республики Тыва.

ИП «…» на рынке розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-92 на территории Сут-Хольского района занимает доминирующее положение.

  • Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доля ИП «…»

Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):

CR = 100%.

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

HHI = 10000%.

В  соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 уровень концентрации на исследуемом рынке высокий, так как 70% <= CR <= 100% и 2000 <= HHI <= 10000.

  • Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Порядка № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.

В ходе исследования установлены следующие барьеры входа на рынок  розничной реализации нефтепродуктов:

Экономические:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.

Административные:

- отсутствие дорог с приемлемым полотном для доставки нефтепродуктов в районы республики;

- получение земельного участка под строительство АЗС.

В соответствии с п. 8.3 и 8.4 Порядка № 220 по информации хозяйствующих субъектов, для бесперебойного снабжения населения и организаций республики моторным топливом необходимо наличие нефтебазы, которая позволит осуществлять запасы нефтепродуктов в республике.

  • Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-92 на территории Сут-Хольского района Республики Тыва, можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-92 на территории Сут-Хольского района Республики Тыва является рынком с высокой концентрацией с существующими но преодолимыми барьерами.

Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.

Вывод

По результатам проведения анализа  оценки состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-92 на территории Сут-Хольского района Республики Тыва можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий. Хозяйствующие субъекты с наибольшей долей на протяжении 2010 года остаются одни и те же. Барьеры входа на данный рынок преодолимые.

Старший специалист 2 разряда

отдела антимонопольного

контроля и рекламы                                                                                 Е.С.Ванькова

Согласовано:

Начальник отдела антимонопольного

контроля и рекламы