Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг общественного питания на территории города Кызыла

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Тывинского УФАС России

________________________О.М. Долгих

«______»____________2010 года

 

 

Аналитический отчет по результатам анализа и оценки

состояния конкурентной среды на рынке услуг

общественного питания на территории города Кызыла

 

1. Общие положения

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее — Тывинское УФАС России) поступило заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Тыва о даче согласия на предоставление государственной преференции Обществу ограниченной ответственностью Компании инвалидов «Донмас-Суг» (далее — ООО КИ «Донмас-Суг», общество).

Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, а также Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее- Порядок проведения анализа), утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.

Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, установленные пунктом 3 Порядка проведения анализа.

В качестве источников исходной информации использовались сведения, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (долее - Тывастат), информация, приложенная к заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Тыва, информация хозяйствующих субъектов рынка услуг общественного питания, в том числе ООО КИ «Донмас-Суг».

  1.  

    1. Определение временного интервала исследования

      товарного рынка

Согласно пункту 9 Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Целью исследования является учет условий, которые сложатся на рассматриваемом рынке услуг общественного питания после предоставления ООО КИ «Донмас-Суг» государственной преференции в целях социальной защиты населения в виде передачи в аренду имущества, отнесенного к федеральной собственности — первый этаж здания с повальным помещением, общей площадью 296, 4 кв.м и подвальное помещение 60, 0 кв.м, стоимостью 783930,0 тыс. рублей, необходимого для осуществления деятельности по оказанию услуг общественного питания – столовой на территории города Кызыла.

Рынок услуг общественного питания на территории города Кызыла меняется незначительно во времени. В связи с тем, что заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Тыва поступило 29 марта 2010 года, а хозяйствующий субъект ООО КИ «Донмас-Суг» осуществляет свою деятельность на исследуемом рынке на протяжении нескольких лет, то для целей исследования, с учетом требований пункта 10 Порядка проведения анализа, необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка. Исходя из цели исследования, проведен перспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Следовательно, за временной интервал исследования рынка следует принять 2009 год и 1 квартал 2010 года.

С учетом изложенного, а также в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ограничения, устранения или недопущения конкуренции на указанном товарном рынке после предоставления ООО КИ «Донмас-Суг» государственной преференции и положения хозяйствующего субъекта на данном товарном рынке, Тывинским УФАС России проведен анализ рынка услуг общественного питания на территории города Кызыла за 2009 год и 1 квартал 2010 года с целью определения структуры рынка и положения на нем ООО КИ «Донмас-Суг», а также последствия изменения структуры рынка после предоставления указанному хозяйствующему субъекту государственной преференции.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно пункта 5 Порядка проведения анализа при определении продуктовых границ товарного рынка используется один из четырех следующих методов:

- метод, основанный на сведениях, представляемых покупателями данного товара или на результатах выборочного опроса покупателей;

- метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов;

- метод, основанный на экспертных оценках характеристик товаров и особенностей потребления товаров;

- метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данного товара.

Основным методом определения продуктовых границ товарного рынка является метод, основанный на сведениях представляемых покупателями товара. В случае недостаточности информации могут использоваться и другие методы определения продуктовых границ товарного рынка.

В данном аналитическом отчете использовались два метода определения продуктовых границ товарного рынка, основанный на сведениях, представленных покупателями данного товара и основанный на результатах наблюдений за товарными рынками.

Объектом исследования в настоящем анализе является комплекс услуг общественного питания.

В соответствии с Уставом ООО КИ «Донмас-Суг» от 29.09.2008 г. учредителем данного юридического лица является Правление Тувинского регионального отделения общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».

Целями деятельности общества является приобщение к труду инвалидов, создание для них рабочих мест. Оказание помощи инвалидам во всех сферах деятельности, оказание благотворительной помощи детям — инвалидам и сиротам, а также получение прибыли.

В связи с целями деятельности общества численность работающих инвалидов установлена Уставом не менее 50 процентов от общего числа работников общества.

Согласно Устава от 29.09.2008г. ООО КИ «Донмас-Суг» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и отвечающие целям данного общества, включает в себя :

  • производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции,

  • общественное питание,

  • производство и реализация товаров промышленного и бытового назначения,

  • производство продуктов питания, фармацевтических препаратов, предметов санитарии и гигиены,

  • купля-продажа всех видов движимого и недвижимого имущества, механизмов и промышленного оборудования, сырья и полуфабрикатов, запчастей и деталей,

  • иные виды деятельности.

    В соответствие с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № 128 от 18.02.2010 основным видом экономической деятельности юридического лица ООО КИ «Донмас-Суг» является код ОКВЭД 55.51 - деятельность столовых при предприятиях и учреждениях

Согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК-029-2007, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее по тексту – ОКВЭД), рассматриваемая услуга общественного питания определяется кодом:

55.51 — деятельность столовых при предприятиях и учреждениях

В соответствии с указанным кодом ОКВЭД ООО КИ «Донмас-Суг» является продавцом услуг общественного питания.

В соответствие с действующим Постановлением Госстандарта России от 05.04.95 N 200 «Об утверждении ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие положения», настоящий стандарт устанавливает классификацию услуг общественного питания, общие требования к качеству услуг и обязательные требования по безопасности услуг, оказываемых в сфере общественного питания.

Настоящий стандарт распространяется на предприятия общественного питания всех форм собственности, различных типов и классов, а также граждан - предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания.

Стандарт применяется предприятиями общественного питания и гражданами - предпринимателями, а также для осуществления сертификации общественного питания в соответствии с Законами Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг" с целью обеспечения безопасности для жизни и здоровья потребителей и охраны окружающей среды.

Также в сфере общественного питания действуют следующие нормативные документы:

- ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения;

- ГОСТ Р 50647-94 Общественное питание. Термины и определения;

- СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения;

- СанПиН N 42-123-4117-86 Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов;

- СанПиН N 42-123-5777-91 Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое;

- МБТ N 5061-89 Медико - биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и пищевых продуктов.

В соответствии с указанным стандартом:

услуга общественного питания — это результат деятельности предприятий и граждан - предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга;

процесс обслуживания в общественном питании - это совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга;

условия обслуживания представляют собой совокупность факторов, воздействующих на потребителя в процессе получения услуги;

качество услуги - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя;

безопасность услуги - комплекс свойств услуги (процесса), при которых она под влиянием внутренних и внешних опасных (вредных) факторов оказывает воздействие на потребителя, не подвергая его жизнь, здоровье и имущество риску.

Помимо основных понятий в сфере общественного питания необходимо соблюдать требования охраны окружающей среды представляющей защиту окружающей среды от неблагоприятного воздействия свойств услуги, продукции, а также экологичность продукции (услуг), т.е комплекс свойств продукции, услуг, при которых оказывается воздействие на окружающую среду, не подвергая ее риску.

Рынок общественного питания классифицируется по услугам общественного питания на:

1. Услуги, предоставляемые потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, а также граждан - предпринимателей, которые подразделяются на:

- услуги питания;

- услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

- услуги по организации потребления и обслуживания;

- услуги по реализации кулинарной продукции;

- услуги по организации досуга;

- информационно - консультативные услуги;

- прочие услуги.

2. Услуги питания представляют собой услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия и подразделяются на:

- услуга питания ресторана;

- услуга питания бара;

- услуга питания кафе;

- услуга питания столовой;

- услуга питания закусочной.

Согласно установленной классификации:

- Услуга питания ресторана представляет собой услугу по изготовлению, реализации и организации потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных видов сырья, покупных товаров и винно - водочных изделий, оказываемую квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально - технического оснащения в сочетании с организацией досуга.

- Услуга питания бара представляет собой услугу по изготовлению и реализации широкого ассортимента напитков, закусок, кондитерских изделий, покупных товаров, по созданию условий для их потребления у барной стойки или в зале.

- Услуга питания кафе представляет собой услугу по изготовлению и реализации кулинарной продукции и покупных товаров в ограниченном ассортименте по сравнению с предприятиями других типов и в основном несложного изготовления, а также по созданию условий для их потребления на предприятии.

- Услуга питания столовой представляет собой услугу по изготовлению кулинарной продукции разнообразной по дням недели или специальных рационов питания для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.), а также по созданию условий для реализации и организации их потребления на предприятии.

- Услуга питания закусочной представляет услугу по изготовлению узкого ассортимента кулинарной продукции, в том числе из определенного вида сырья, а также созданию условий для ее реализации и потребления.

3. Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий включают:

- изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе в сложном исполнении и с дополнительным оформлением на предприятиях общественного питания;

- изготовление блюд из сырья заказчика на предприятии;

- услугу повара, кондитера по изготовлению блюд, кулинарных и кондитерских изделий на дому.

4.Услуги по организации потребления продукции и обслуживания включают:

- организацию и обслуживание торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий;

- организацию питания и обслуживание участников конференции, семинаров, совещаний, культурно - массовых мероприятий в зонах отдыха и т.д.;

- услугу официанта (бармена) по обслуживанию на дому;

- доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе в банкетном исполнении;

- доставку кулинарной продукции, кондитерских изделий и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;

- доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам и обслуживание потребителей в пути следования пассажирского транспорта (в том числе в купе, каюте, салоне самолета);

- доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам и обслуживание в номерах гостиниц;

- бронирование мест в зале предприятия общественного питания;

- продажу талонов и абонементов на обслуживание скомплектованными рационами;

- организацию рационального комплексного питания.

Перечень услуг, предоставляемых предприятием общественного питания, может быть расширен в зависимости от его типа, класса и специфики обслуживаемого контингента потребителей.

Услуги общественного питания, обеспечивающие удовлетворение потребностей и гармонизацию интересов потребителей и предприятий (предпринимателей), предоставляющих эти услуги, должны отвечать требованиям действующих нормативных документов:

- соответствия целевому назначению;

- точности и своевременности предоставления;

- безопасности здоровью населения и экологичности;

- эргономичности и комфортности;

- эстетичности;

- культуры обслуживания;

- социальной адресности;

- информативности (Требование информативности предполагает использование разнообразных видов рекламы).

Услуги общественного питания и условия их предоставления должны быть безопасны для жизни и здоровья потребителей, обеспечивать сохранность их имущества и охрану окружающей среды.

Сырье и продовольственные товары, используемые для производства кулинарной продукции, а также условия ее производства, хранения, реализации и организации потребления должны отвечать требованиям соответствующей нормативно - технической документации (Сборникам рецептур блюд и кулинарных изделий, стандартам СанПиН N 42-123-5777-91 и N 42-123-4117-86), а также санитарно - гигиеническим, микробиологическим и медико - биологическим показателям, утвержденным Минздравмедпромом России.

Использования торгово - технологического и холодильного оборудования, посуды, приборов и инвентаря, других предметов материально - технического оснащения должны соответствовать материалам, разрешенных Минздравмедпромом России для контакта с пищевыми продуктами, и отвечать требованиям СанПиН N 42-123-5777-91, эксплуатационной документации заводов - изготовителей и нормам технического оснащения предприятий общественного питания.

Производственный и обслуживающий персонал должен иметь соответствующую специальную подготовку и обеспечивать соблюдение санитарных требований и правил личной гигиены при производстве, хранении, реализации и организации потребления кулинарной продукции.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, согласно пункта 15 Порядка проведения анализа анализируется: функциональное назначение, в том числе цель потребления товара, качественные и технические характеристики товара.

Функциональным назначением услуг столовых, кафе, ресторанов является предоставление услуг общественного питания от продавца-изготовителя до потребителя данных услуг. При этом потребитель для получения услуг общественного питания должен иметь желание получить данную услугу и финансовую возможность в виде оплаты оказанной услуги общественного питания.

По своей физической сущности, перечню используемых основных средств, назначению, это вид услуги идентичен услугам не только столовых, но и кафе, ресторанов, но с разным уровнем обслуживания и стоимостным выражением.

Данная услуга может быть оказана при наличии у хозяйствующего субъекта в собственности либо на ином праве определенного профессионального оборудования, навыков и профессиональных знаний работников.

Согласно пункту 17 Порядка проведения анализа определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Согласно статьи 17 Федерального закона от 30.03.1999 (в ред. От 30.12.2008) № 52-ФЗ «О санитарном и эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения предусматривают:

  1. При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.

  2. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

  3. При установлении минимальных социальных стандартов уровня жизни населения, гарантируемых государством, должны учитываться физиологические нормы питания человека.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 (в ред. от 30.12.2008) № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями в сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.

В соответствии с действующим законодательством качество изготавливаемых продуктов на предприятиях общественного питания регулируется самими субъектами рынка в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, установление цен на услуги общественного питания, стоимость приготовленных изделий, продуктов также утверждается самими субъектами рынка исходя из понесенных затрат на приобретение продовольственных товаров с учетом установленной розничной надбавки.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации и лицензирования отдельных видов деятельности» деятельность услуг общественного питания не включена в перечень обязательных для лицензирования видов деятельности.

Рассматриваемый вид услуг в совокупности на момент исследования может быть сравним по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам. Покупатель в процессе потребления может заменять товары, услуги внутри группы между собой и имеет такую возможность за пределами классификации вида предприятий общественного питания в зависимости от уровня социальной и финансовой обеспеченности.

Но в то же время, услуга общественного питания непосредственно в предприятии по типу столовой в совокупности не может быть заменима на другой тип предприятия, так как помимо качества и безопасности, основным критерием является ценовой фактор оказываемых услуг, категория потребителей, поэтому является самостоятельным товарным рынком.

Таким образом, товаров (работ, услуг) заменителей, способных удовлетворить потребность потребителей (населения и предприятий), предусмотренных услугой общественного питания разного типа, в ходе исследования выявлено достаточно.

На основании вышеизложенного, в связи с отсутствием товаров, услуг, работ – заменителей, услуга по предоставлению услуг общественного питания столовой является самостоятельной товарной группой.

Также при исследовании товарного рынка учитывается заявленная цель предоставления государственной преференции — социальная защита населения.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Согласно статьи 1 указанного закона понятие "инвалид"- это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 172-ФЗ)

В соответствии со статьей 2 данного Федерального закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В нормах указанного закона занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Согласно статьи 1 Закона гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Статья 2 Закона дает понятие занятых граждан, которыми считаются граждане в частности:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели),(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 367-ФЗ)

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей),(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ);

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, из действующих предприятий общественного питания разных форм организационно-правовой собственности на территории города Кызыла зарегистрировано одно юридическое лицо, дающее право на реализацию равного доступа к жизни общества, в том числе к трудовой деятельности граждан, имеющих отклонения физического здоровья. Исходя из представленной информации ООО КИ «Донмас-Суг» численность работников в данном микропредприятии с ограниченными возможностями составляет 57 % об общего количества работающих.

 

  1. 4. Определение географических границ товарного рынка

    1. Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определят сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель (покупатель) может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Покупателю рассматриваемая услуга оказывается в месте ее получения, а именно, в здании, в котором расположено помещение ООО «Донмас-Суг». Следовательно, географическими границами рынка рассматриваемой услуги общественного питания будет непосредственно здание.

Однако в связи с особенностями рассматриваемого рынка, наличием возможности продавца (в том числе и потенциальных продавцов) без существенных финансовых и временных затрат (в ходе исследования их выявлено не было) в пределах одного населенного пункта организовать оказание рассматриваемой услуги покупателю в месте получения услуги, географические границы рынка рассматриваемых услуг целесообразно расширить до границ населенного пункта.

В связи с вышеизложенным географическими границами товарного рынка услуги по оказанию общественного питания на возмездной основе следует определить границы муниципального образования городского округа — территория города Кызыла.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

    В соответствии с пунктом 31 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (предоставляющие) в границах одного товарного рынка рассматриваемый товар (услугу) в пределах определенного временного интервала.

    Исходя из особенностей рассматриваемого товарного рынка следует, что продавцами на рынке услуг общественного питания на возмездной основе являются хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы — владельцы столовых, кафе, ресторанов,баров, расположенных и действующих на территории города Кызыла.

    В соответствии с пунктом 31 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, могут быть включены индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) без дополнительных издержек могут войти на товарный рынок (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся на более, чем 10 % от сложившейся средневзвешенной рыночной цены).

    1. Вход на рынок услуг общественного питания на возмездной основе достаточно свободен, деятельность по оказанию услуг общественного питания не лицензируемая, а только носит уведомительный характер при начале открытия деятельности и регистрации в налоговом органе. Поэтому состав хозяйствующих субъектов не ограничен перечнем действующих на данном товарном рынке хозяйствующих субъектов, имеющих определенные основные средства для организации предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания на территории города Кызыла.

      1. Определение хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке осуществлено на основании данных представленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее — Тывастат).

        Согласно информации представленной Тывастат на территории города Кызыла действует 21 юридическое лицо, оказывающее услуги общественного питания согласно основному виду деятельности по ОКВЭД, в том числе 14 ресторанов, кафе, 2 бара, 5 столовых при предприятиях и учреждениях. Из указанного количества юридических лиц 3 предприятия имеют учредителя мэрию города Кызыла: МУП ОП «Огонек», МУП «Школьник», МУУП ОП «Комбинат школьного питания», 17 хозяйствующих субъектов частной формы собственности, в которых учредителем выступают частные физические лица, 1 общество с ограниченной ответственностью имеет учредителя общественную организацию - Правление Тувинского регионального отделения общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» - ООО КИ «Донмас-Суг».

        Индивидуальных предпринимателей на территории города Кызыла на рассматриваемом товарном рынке действует в 1 квартале 2010 года -163, для сравнения в 2009 году было - 135.

        1. Состав крупных, средних и малых хозяйствующих субъектов (продавцов), зарегистрированных как юридическое лицо на рассматриваемом товарном рынке приведен в таблице:

 

 

 


№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес осуществления деятельности

1

ООО «Сенги»

г. Кызыл, ул. Калинина,3

2

МУП ОП «Огонек»

г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 а

3

ООО «АКД»

г. Кызыл, ул. Кочетова, 97

4

ООО «Буян»

г. Кызыл, ул. Магистральная, 34 а

5

ООО «Астория»

г. Кызыл, ул. Комсомольская, 23

6

ООО «Парадиз»

г. Кызыл, ул. Кочетова, 35

7

ООО «Геста»

г. Кызыл, ул. Московская, 100/1

8

ООО «Китайская стена»

г. Кызыл, ул. Кечил-оола, 63 а

9

ООО «Алантос»

г. Кызыл, ул. Дружба, 70

10

ООО «Изабелла»

г. Кызыл, ул. Бай-Хаакская, 6

11

ООО «Нойон»

г. Кызыл, ул. Горная, 35

12

ООО «Трио-Лак»

г. Кызыл, ул. Комсомольская, 23

13

ООО «Эртине Булаа»

г. Кызыл, ул. Калинина, 11 а

14

ООО «АРТ Центр Азас»

г. Кызыл, ул. Комсомольская, 26/4

15

ООО «Луна»

г. Кызыл, ул. Кочетова, 168

16

ООО «РЦПТМ»

г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, 10/8

17

ООО КИ «Донмас-Суг»

г. Кызыл, ул. Кечил-оола, 13

18

МУУП ОП «Комбинат школьного питания»

г. Кызыл, ул. Чапаева, 1

19

ООО «Интекс»

г. Кызыл, ул. Мира, 13

20

МУУП «Школьник»

г. Кызыл, ул. Чапаева,1

21

ООО «Кафе дома печати»

г. Кызыл, ул. Красноармейская, 100

Покупателями будут выступать физические лица, проживающие на территории города Кызыла, желающие воспользоваться услугами общественного питания, в помещениях хозяйствующих субъектов, деятельность которых осуществляется в границах рассматриваемого рынка.

  1. Приобретение рассматриваемой услуги покупателями осуществляется непосредственно через продавцов услуг, расположенных в территориально-административной границе города Кызыла, в которой непосредственно осуществляет деятельность ООО КИ «Донмас-Суг».

Поскольку хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги общественного питания на территории города Кызыла в достаточном количестве, но с разными параметрами качества и ценовым критерием, социальной направленностью, то рынок услуг общественного питания столовых представляют только 5 хозяйствующих субъектов, а с учетом численности работающих на предприятии инвалидов в количестве 8 человек от общей численности работающих 14 чел., занимает только один хозяйствующий субъект — ООО КИ «Донмас-Суг».

 

  1. Объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

    на рынке

Согласно представленной информации, помимо ООО КИ «Донмас-Суг»» на территории города Кызыла действует еще 4 хозяйствующих субъектов, способных оказать услуги общественного питания населению на базе столовых при предприятиях и учреждениях. Объемы реализации услуг, оказываемые ООО КИ «Донмас-Суг» приведены в таблице в сравнении с общими объемами оборота услуг общественного питания за 2009 год и 1 квартал 2010 года:

 


Оборот общественного питания

2009 год

(млн. руб.)

Доля %

1 квартал 2010 года

(млн. руб)

Доля %

Кол-во хозяйствующих субъектов

Всего по г. Кызылу

194,3

 

100

48,31

100

184

В т.ч. по крупным , средним и малым предприятиям

100,9

51,9

18, 367

 

38,0

 

21

В т.ч. индивидуальные предприниматели

93,4

 

48,1

29, 940

 

62,0

 

163

В т.ч. из общего оборота ООО КИ «Донмас-Суг»

2, 955

 

1,52

0,942

 

1,95

 

В т.ч. из оборота крупных, средних и малых предприятий ООО КИ «Данмас-Суг»

2,955

 

2,93

0,94

5,1

 

 

 

На основании приведенных показателей реализации услуг общественного питания можно сделать вывод о том, что ООО КИ «Донмас-Суг» занимает долю на рынке услуг по оказанию услуг общественного питания – около 1,5 %. При доле 5 % на рынке крупных, средних и малых предприятий коэффициент рыночной концентрации составляет менее 45 %, индекс рыночной концентрации Герфендаля-Гиршмана (HII) составляет менее 1000, что характеризует уровень концентрации рассматриваемого товарного рынок как низко концентрированный.

 

7. Барьеры входа на рынок и основные проблемы его функционирования

После предоставления ООО КИ «Донмас-Суг» государственной преференции в виде предоставления в аренду имущества федеральной собственности - помещение общей площадью 296,4 к.м и подвальное помещение 60,0 кв.м сроком на 5 лет, общество укрепит свои позиции на рынке, создаст социальную защищенность работающих инвалидов. Другие хозяйствующие субъекты, вновь входящие на данный товарный рынок и действующие могут составить достойную конкуренцию ООО КИ «Донмас-Суг», так как общество занимает долю на рынке всего – 1,5%.

Большого изменения конкурентной среды, а также входа или выхода из указанного товарного рынка не произойдет, ситуация на рынке услуг общественного питания существенным изменениям не подвергнется.

Для формирования конкурентных отношений на рынке услуг общественного питания, на котором осуществляет деятельность ООО КИ «Донмас-Суг», существуют барьеры:

  • экономические - создание объектов инфраструктуры требует определенных затрат на оснащение профессиональным технологическим оборудованием, подготовки кадров, что, в свою очередь, требует привлечения инвестиционного капитала и определенных временных затрат, связанных с реализацией требований к предприятиям общественного питания и вводом объектов в эксплуатацию, выполнением санитарных норм;

  • административные – связанные с согласованием условий строительства новых объектов с соответствующими органами, получение согласований деятельности с Роспотребнадзором в части СаНПин -нормами.

Появление на данном товарном рынке новых субъектов потребует привлечение частных инвестиций в строительство новых объектов общественного питания, закуп современного торгового технологического оборудования, обучение кадрового потенциала, рекламирования своих услуг. Также предполагается решение вопроса целесообразности ввода новых объектов при достаточно развитой конкуренции.

При входе на данный рынок существует риск не удовлетворения требований определенного спроса покупателей.

На сегодняшний день на территории города Кызыла параллельно осуществляют один вид деятельности в сфере услуг общественного питания 21 юридическое лицо и 163 индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают услугами общественного питания население города, это говорит о развитии рынка и возможности преодоления существующих барьеров, так как деятельность каждого из них эффективна и приносит определенный доход.

Для входа на рынок и осуществления услуг общественного питания имеются следующие барьеры:

- административные – объем первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок: организация требует специальной подготовки, приобретения специального оборудования, расходных материалов и продуктов питания для работ в ежедневном режиме, расходы, связанные с формированием спроса на услуги субъектов рынка.

Отработав современный маркетинг и менеджмент, организовав систему взаимодействия с поставщиками товаров, взаиморасчетов, многие хозяйствующие субъекты займут достойное положение на рынке и в короткий срок смогут преодолеть существующие барьеры.

В настоящее время как таковых проблем развития конкуренции на данном рынке не существует.

При существовании перечисленных барьеров есть реальная возможность передачи существенной доли в деятельности, осуществляемой ООО КИ «Донмас-Суг» новым хозяйствующим субъектам, вошедшим на рынок, с учетом превосходства оказания услуг по качеству, мобильности, современным тенденциям и веяниям, тем самым составить достойную конкуренцию среди хозяйствующих субъектов.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Рассматриваемый рынок можно оценить как низкоконцентрированный. На территории города Кызыла рассматриваемая услуга оказывается достаточным количеством продавцов, кроме ООО КИ «Донмас-Суг».

Факторов, ограничивающих конкуренцию, барьеры входа на рынок услуг общественного питания, практически не существуют, учитывая положение на рынке ООО КИ «Донмас-Суг» получившее 1,5 % долю на данном рынке.

В результате предоставления ООО КИ «Донмас-Суг» государственной преференции, данная ситуация не изменит стабилизацию ценовой политики на товарном рынке, не приведет к устранению или недопущению конкуренции на данном товарном рынке. Население города Кызыла будет получать комплекс услуг, предусмотренный в сфере общественного питания, а также будет решаться вопрос социальной защищенности работающих инвалидов, создания дополнительных рабочих мест в степени расширения предпринимательской деятельности общества, приведет данную сферу деятельности к более развитой и доходной.

Несмотря на прогресс, развитие сервисного обслуживания, повышения качества услуг общественного питания, применения современных технологий и улучшения качества жизни населения, качество предоставляемых услуг и отношение к потребителям не достаточно эффективно в данной сфере обслуживания и в настоящее время имеется значительный потенциал входа на рынок новых хозяйствующих субъектов. Увеличение с 2009 года хозяйствующих субъектов данного товарного рынка способствует нормальному развитию здоровой конкуренции.

В сфере деятельности средних и малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания на территории города Кызыла, имеются достаточные резервы развития и вхождения новых хозяйствующих субъектов, которыми будут предприняты попытки получить определенную долю на рынке, используя резервы и методы сервисного современного обслуживания, ценовой категории для разных слоев населения по уровню доходов.

Анализ количественных показателей, характеризующих рассматриваемый товарный рынок, свидетельствует о его стабильности.

Исходя из проведенного анализа Тывинским УФАС России принято решение удовлетворить заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Тыва дав разрешение на оказание государственной преференции ООО КИ «Донмас-Суг» сроком на 5 лет, в течение которого может измениться ситуация на товарном рынке.

 

 

 

 


  • Специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы

  •  

  • У. В. Тихомирова

  •  

  •  

  •  

  • Согласовано: Руководитель Тывинского УФАС России

  •  

  •  

  •  

  • О.М. Долгих

  •