Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций)

«УТВЕРЖДАЮ»:
Руководитель
Тывинского УФАС России

____________ О.М. Долгих

«_________________» 2011 г.




Аналитический отчет
по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории города Кызыла

1. Общие положения

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в связи с рассмотрением дела, возбужденного в отношении МУП «Кызылское автотранспортное предприятие» по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», проведен анализ оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории города Кызыла.
Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.
Также, анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
1.Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;
4. Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее Устав автомобильного транспорта);
6. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 (далее Правила перевозок пассажиров);
7. Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997г. № 2.
В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Порядка № 220, в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные Мэрией города Кызыла Республики Тыва (исх. № 903 от 14.07.2011 г.) и МУП «Кызылское АТП» (исх. № 279 от 10.08.2011 г., исх. № 299 от 22.08.2011 г.).
Понятия, на которые будет опираться настоящий анализ определены Уставом автомобильного транспорта, в том числе:
маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;
остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;
пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира;
перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу;
путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;
расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;




2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно п. 2.1 Порядка № 220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Целью исследования является определение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций).
Для целей данного исследования с учетом требований п 2.2 Порядка № 220 необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимаем 2010 год-1 полугодие 2011 года.
В связи с тем, что автовокзал работает в круглогодичном и круглосуточном режиме, сезонность поставок товара (услуг), стабильность поставок товара (услуг), возможность продавцов изменить время продажи, степень новизны товара (услуг) не влияют на временной интервал (п. 2.3 Порядка № 220).
В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.
За временной интервал исследования рынка принимаем 2010 год-1 полугодие 2011 года.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно п. 3.1 Порядка № 220, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
В соответствии с п. 3.2 Порядка № 220, предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается применительно к покупателю продукции, поэтому определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца.
В связи с тем, что заявление поступило на действия МУП «Кызылское автотранспортное предприятие»», а МУП «Кызылское автотранспортное предприятие» осуществляет услуги автовокзала, предварительно продуктовыми границами будем считать оказание услуг автовокзалов (автобусных станций).
В связи с большим количеством пассажиров, провести их репрезентативный опрос, невозможно. То есть, в результате применения метода выборочного опроса покупателей (пассажиров) нельзя получить достаточный объем информации для определения продуктовых и географических границ рынка. Следовательно, п. 3.3 Порядка № 220 не рассматривается.
В соответствии с п. 3.4 Порядка № 220, предварительно определим товар.
Деятельность автовокзалов (автобусных станций) включает в себя следующие работы (услуги):
- предварительная и текущая продажа билетов;
- хранение ручной клади и багажа;
- обеспечение работы залов ожидания, туалета и др.;
- предоставление комнаты отдыха для водителей;
- обеспечение своевременного отправления автобусов в рейсы по расписанию;
- обеспечение посадки пассажиров, имеющих проездные билеты с остановочных пунктов, находящихся на территории автовокзала;
- информирование пассажиров о видах регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута,
- иные услуги, в том числе: диспетчерские отметки путевых листов выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием;
- дополнительные платные услуги, в том числе: предоставление Перевозчикам платной автостоянки, осуществление технического осмотра автобуса (при необходимости), осуществление медицинского осмотра водителя.
Данные услуги для проведения анализа можно разделить исходя из статуса покупателя:
- услуги автовокзалов (автобусных станций), оказываемые пассажирам;
- услуги автовокзалов (автобусных станций), оказываемые предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (автоперевозчикам).
Заменителей вышеназванных услуг не существует.
Перевозчик обязан соблюдать требования, предусмотренные Уставом автомобильного транспорта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Устава автомобильного транспорта перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Устава автомобильного транспорта перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
Следовательно, заключение Договора пассажирских перевозок с предприятием, предоставляющим услуги автовокзалов (автобусных станций) является для Перевозчика обязательным.
Согласно п. 3.5 Порядка № 220, при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются: функциональное назначение, в том числе цель приобретения товара, качественные и технические характеристики, иные характеристики товара.
Целью услуг автовокзалов является удовлетворение потребности населения в безопасных пассажирских перевозках.
Все услуги автовокзалов предназначены для обеспечения бесперебойного процесса перевозок пассажиров и багажа, согласованности действий всех участников процесса, а также создания комфортных условий пассажирам.
Оказание этих услуг способствует упорядочению процесса пассажирских перевозок наземным транспортом, созданию безопасности и комфортности процесса перевозок.
Согласно п. 3.6 Порядка № 220, товаров потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара не установлено, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2007). Деятельность услуг автовокзалов (автобусных станций) относится к п. 63.21.2 Услуги вспомогательные для автомобильного (автобусного) транспорта прочие.
Согласно п. 3.7 Порядка № 220, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Покупатель, желающий приобрести например билет на автобус, либо отъезжающий или прибывающий в город не готов заменить услуги автовокзалов по продаже билетов, оказание услуг зала ожидания, услуг по регламенту отправления автобусов из одного пункта в другой на другие услуги, в связи с тем, что вышеназванные услуги ему может оказать только автовокзал. Следовательно взаимозаменяемых товаров не установлено.
В следствие того, что товар (услуга) не взаимозаменяем п. 3.8-3.11 Порядка № 220 не рассматриваем.
Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка подтверждаются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.
Следовательно, продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать услуги автовокзала.

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 4.1 Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля. Хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля – МУП «Кызылское АТП», которое, согласно уставу, осуществляет следующую деятельность: оказание услуг по перевозке пассажиров на межобластных, междугородних, пригородных, городских (в г. Кызыле) маршрутах автобусами, маршрутными такси, обслуживание предприятий, организаций, служебным транспортом в соответствии с заключенными договорами, осуществление иных видов деятельности, отвечающих целям предприятия, в которые входит деятельность автовокзала в г. Кызыле (Код ОКВЭД 60.21.1 Деятельность автомобильного пассажирского транспорта, подчиняющего расписанию).
На основании п. 4.3 Порядка № 220, на этапе выявления условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:
- требования к условиям транспортировки товара;
- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;
- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;
- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);
- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;
- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);
- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);
- условия, правила и обычаи делового оборота.
Республика Тыва - горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин. Отсутствие железной дороги в регионе. Основные природно-климатические зоны - таежные массивы, соединяющиеся со степью. До ближайшего региона можно добраться только по автодороге, либо самолетом. Расстояние из республики до железной дороги, которая находится в соседнем регионе Республике Хакасия - 400 км. Стоимость авиабилетов значительно превышает стоимость автоперевозок, поэтому в республике пользуется спросом рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
В соответствии с п. 4.4 Порядка № 220 рассматриваемый товар (услуги автовокзала) невозможно получить от продавцов, расположенных на каких-либо других территориях. Так как они оказываются непосредственно на автовокзале, расположенном на территории г. Кызыла.
Для проведения данного анализа, в соответствии с п. 4.5 Порядка № 220, использовался метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.
Географические границы рынка предоставления услуг автовокзалов (автобусных станций) определяют территорию, на которой потребители (Пассажиры и Перевозчики) имеют возможность приобрести данные услуги.
МУП «Кызылское АТП» осуществляет деятельность на локальном рынке, границы которого совпадают с административно-территориальными границами городского округа, на территории которого находится автовокзал (на территории г. Кызыла в настоящее время действует автовокзал).
В связи с тем, что город Кызыл – столица Республики Тыва, прибывающий автотранспорт (автобусы, такси) из близлежащих регионов прибывает именно на автовокзал в г. Кызыле. Поэтому географическими границами определяем территориальные границы города Кызыла.
В данном анализе «тест гипотетического монополиста» не использовался, поэтому п. 4.6 Порядка № 220, не рассматривается.
В связи с тем, что данная сфера не субъект естественных монополий, п. 4.7 Порядка № 220, также не рассматриваем.
Таким образом, географическими границами товарного рынка – услуг автовокзалов (автобусных станций) определены административно-территориальные границы г. Кызыла.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
По данным Мэрии г. Кызыла Республики Тыва, услуги автовокзала оказывает одно предприятие – МУП «Кызылское АТП».
Здание автовокзала – муниципальное имущество, МУП «Кызылское АТП» арендует его.
В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 5.3 Порядка № 220 на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные:
Состав хозяйствующих субъектов:
- МУП «Кызылское АТП», Кызыл, ул. Дружба, 55.
Таким образом, продавцом на рынке предоставления услуг автовокзалов (автобусных станций) является МУП «Кызылское АТП», покупателями – Пассажиры и Перевозчики.
Согласно п. 5.4 Порядка № 220 группы лиц, действующих на исследуемом товарном рынке не установлено.
В соответствии с п. 5.5 Порядка № 220, при определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их неопределенный круг лиц.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов товарного рынка

Согласно п. 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию. Объем данного рынка составляет в 2010 году– <…> рублей, в 1 полугодии 2011 года – <…> руб.
Согласно п. 6.3 Порядка № 220, в связи с тем, что на рассматриваемом рынке в географических границах – город Кызыл МУП «Кызылское АТП» является единственным, следовательно, его доля составляет 100%.
В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.
В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, составляет 100%, в связи с тем, что на данном рынке только один хозяйствующий субъект - МУП «Кызылское АТП».
Согласно п. 6.5 Порядка № 220 и частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в 2010 г. - 1 полугодии 2011 г. установлено для хозяйствующего субъекта - МУП «Кызылское АТП».
В соответствии с п. 6.6 Порядка № 220, доля, занимаемая МУП «Кызылское АТП» на товарном рынке, считается стабильной в связи с тем, что в 2010 году она составляла 100%, в 1 полугодии 2011 года – 100%, в течение 2010 г. - 1 полугодия 2011 года сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйственных субъектов, действующих на рынке автовокзалов (автобусных станций).
На территории г. Кызыла Республики Тыва на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) действует только один продавец – МУП «Кызылское АТП». Объем ресурса услуг рассматриваемого рынка определяется объемом услуг, оказанных автовокзалом пассажирам и Перевозчикам. Доля МУП «Кызылское АТП» в указанных границах города Кызыла республики Тыва составляет 100%.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли следующих хозяйствующих субъектов: МУП «Кызылское АТП».
Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):
2010 г. CR = 100%;
1 полугодие 2011 г. CR = 100%.
Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
2010 г. HHI = 10000;
1 полугодие 2011 г. HHI = 100%.
В соответствии с п. 7.2 Порядка № 220, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий так как 70% < = CR <= 100% и 2000 < = HHI < = 10000.
Таким образом, рынок является высококонцентрированным, тип – чистая монополия.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Порядка № 220, определим обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220, определим барьеры входа на товарный рынок.
Основные барьеры входа на рынок – экономические, в том числе:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
- более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
В соответствии со статьей 7 Устава автомобильного транспорта требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров. В соответствии со статьей 26 Устава автомобильного транспорта пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры. Порядок № 220 такого бесплатного пользования определяется правилами перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 19 Правил перевозок пассажиров остановочный пункт размещается на территории автовокзала, если согласно общему расписанию для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен этот остановочный пункт, максимальный интервал отправления транспортных средств по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок превышает 2 часа, а общее количество отправляемых из остановочного пункта пассажиров по этим маршрутам больше 1000 человек в сутки.
Административные барьеры:
- оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации (Утвержденные Приказом Минтранса России 1 ноября 2010 г. N 234).
В соответствии с пунктом 28 Правил перевозок пассажиров в основном здании автовокзала размещаются указатели расположения основных служб, в том числе зала ожидания, комнаты матери и ребенка, пунктов питания, пункта медицинской помощи, камер хранения, туалетов, а также мест ожидания прибытия и отправления транспортных средств на перронах и посадочных площадках.
В соответствии с пунктом 50 Правил перевозок пассажиров продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Таким образом, автовокзалы (автобусные станции) должны быть оборудованы в соответствии с требованиями Устава автомобильного транспорта и Правил перевозок пассажиров. На автовокзале (автобусной станции) должны быть залы ожидания, кассы продажи билетов, комнаты матери и ребенка, пункты питания, пункты медицинской помощи, камеры хранения, туалеты. На территории, прилегающей к автовокзалам должны быть перроны для входа пассажиров в автобусы и таксомоторы и выхода из них, оборудованные указателями и ограждающими устройствами, а также площадки для стоянки автобусов и таксомоторов, места ожидания прибытия и отправления транспортных средств на перронах и посадочных площадках.
Таким образом, существует труднопреодолимый барьер – барьер капитальных затрат.
МУП «Кызылское АТП» работает в здании автовокзала на правах аренды, следовательно для данного предприятия не существовало барьера капитальных затрат. Таким образом, администрацией г. Кызыла оказана помощь в осуществлении деятельности услуг автовокзалов МУП «Кызылскому АТП» для того, чтобы предприятие оказывало услуги автовокзала населению и перевозчикам в полном объеме.

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов на территории города Кызыла можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией.
В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок предоставления услуг автовокзалов является рынком с высокой концентрацией с существующими, труднопреодолимыми барьерами.
МУП «Кызылское АТП» - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для оказания услуг пассажирам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, таких как: информирование пассажиров о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, схемах маршрутов регулярных перевозок; правилах пользования услугами автовокзала, продажа билетов пассажирам, организация мест ожидания прибытия и отправления транспортных средств как внутри объекта, так и на перронах и посадочных площадках.
МУП «Кызылское АТП» - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для оказания услуг перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, таких как: продажа билетов пассажирам, обеспечение посадки и высадки пассажиров, обеспечение проведения необходимых технического осмотра автобуса и медицинского осмотра водителя, обеспечение возможности предоставления отдыха водителям.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение МУП «Кызылское АТП» на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) в границах города Кызыла Республики Тыва признается доминирующим.
Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.
В соответствии с п. 9.4 Порядка № 220, динамика объема рассматриваемого товарного рынка и спроса не изменяется на протяжении 2010 - 1 полугодия 2011 гг.
Согласно п. 9.5 Порядка № 220, к факторам, способствующим ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке относится доминирующее положение вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке. МУП «Кызылское АТП» являясь муниципальным предприятием, работающим от администрации г. Кызыла, занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов.
Изменение состояния конкурентной среды на данном рынке не планируется. Дополнительный автовокзал для межрегиональных перевозок был построен и функционировал, но недолго.
По информации с сайта Республики Тыва в марте 2011 года проведено заседание республиканской Антитеррористической комиссии, где министр дорожно-транспортного комплекса и связи отметил, что прорабатывается вопрос о возрождении единого центра обслуживания пассажироперевозок, которым являлся второй автовокзал. Однако это потребует немало времени и финансовых средств.

Вывод:

Проведенный анализ рынка услуг автовокзалов на территории города Кызыла Республики Тыва показывает, что рассматриваемый рынок в пределах определенных географических границ, является, высококонцентрированным.
В настоящее время МУП «Кызылское АТП» занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг автовокзалов на территории г. Кызыла.
Рынок представляет собой монополию, следовательно, необходим контроль антимонопольных органов за поведением хозяйствующего субъекта на указанном рынке.



Старший специалист 2 разряда
отдела антимонопольного
контроля и рекламы Ванькова Е.С.