Аналитический отчет розничного рынка электрической энергии (мощности)

Сфера деятельности: Электроэнергетика

Утверждаю:
Руководитель
Тывинского УФАС России
_________ О.М. Долгих
«___» __________ 2011 г.

Аналитический отчет
розничного рынка электрической энергии (мощности)

I. Общие положения

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) во исполнение Плана работы по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утверждённого Приказом ФАС России от 07 февраля 2011 г. № 66 и во исполнение поручения ФАС России от 02.12.2010 г. № ЦА/42756 «О проведении анализа розничного рынка электрической энергии (мощности)», провело анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Тыва Данный анализ проводился в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 (далее - Приказ) и Методическими рекомендациями, утвержденными Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков 19.11.2010г. (далее - Методические рекомендации).
Целью проведения анализа розничного рынка электрической энергии является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности), осуществляющих деятельность на территории Республики Тыва, с последующим их включением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
Также в анализе использовались следующие нормативно-правовые акты и информация:
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции);
- Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике);
- Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике»;
- Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила № 530).
- информация, представленная Службой по тарифам Республики Тыва; Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Тыва; хозяйствующими субъектами, ведущими данную деятельность.
Кроме того, использовались данные ранее проведенных Тывинским УФАС России исследований рынка электроэнергии Республики Тыва за 2008г. и 2009г.

II. Временной интервал исследования товарного рынка

Согласно п. 2.1 Порядка и в соответствии с методическими рекомендациями, за Временной интервал исследования розничного рынка электрической энергии берем 2010 год.
Согласно п. 2.2 Порядка, учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке Республик Тыва.

III. Продуктовые границы товарного рынка:
«электрическая энергия (мощность)»

Согласно п. 3.1 Порядка, предварительно определим товар:
Производство, купля-продажа и потребление электрической энергии на розничных рынках осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.
Согласно п. 3.2 мнение покупателей не учитывалось в связи с тем, что целью проведения анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний.
В соответствии с п. 3.4 Порядка, определение товара может быть проведено на основе:
- условий договора, заключенного в отношении товара;
- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;
- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
В данном случае, определение товара было произведено на основе договоров, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики.
Электроэнергия - физический термин, широко распространённый в технике и в быту для определения количества электрической энергии, выдаваемой генератором в электрическую сеть или получаемой из сети потребителем. Основной единицей измерения выработки и потребления электрической энергии служит киловатт-час (и кратные ему единицы). Для более точного описания используются такие параметры, как напряжение, частота и количество фаз (для переменного тока), номинальный и максимальный электрический ток.
Электрическая энергия является также товаром, который приобретают участники оптового рынка (энергосбытовые компании и крупные потребители-участники опта) у генерирующих компаний и потребители электрической энергии на розничном рынке у энергосбытовых компаний.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) установлен Раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», включающий группировку «Торговля электроэнергией» (код 40.13.2), которая предусматривает:
- продажу электроэнергии потребителям;
- деятельность посредников и агентов, которые организуют сделки по продаже, передаваемой по распределительным системам, управляемым другими лицами.
Отличительной чертой электрической энергии является практическая одновременность её генерирования и потребления, т. к. электрический ток распространяется по сетям со скоростью, близкой к скорости света.

Согласно п. 3.5 Порядка: В соответствии с Законом об электроэнергетике и Законом об особенностях функционирования электроэнергетики осуществляется поэтапный переход от государственного регулирования ценообразования в сфере электроэнергетики к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию).
Согласно статье 6 Закона об особенностях функционирования электроэнергетики до 01.01.2011 продажа предельного объема электрической энергии (мощности), по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка – поставщику электрической энергии (мощности) должна быть доведена до 100 процентов электрической энергии и мощности всем категориям потребителей электрической энергии, за исключением объема электрической энергии (мощности), потребляемого населением по договорам энергоснабжения и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения.
Согласно п. 3.6 Порядка, электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемы товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.
Согласно Методическим рекомендациям продуктовые границы товарного рынка определены как «электрическая энергия (мощность)».

IV. Географические границы товарного рынка

Согласно методическим рекомендациям, географические границы товарного рынка должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (Правила № 530).
В случае если на территории субъекта Российской Федерации осуществляет деятельность несколько энергосбытовых компаний, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, географическими границами деятельности данных компаний являются границы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
По представленной информации, Службой по тарифам Республики Тыва:
На территории Республики Тыва в границах электрических сетей сетевой организации - открытого акционерного общества «Тываэнерго» (далее – ОАО «Тываэнерго»), действует одна организация, являющаяся гарантирующим поставщиком электрической энергии - открытое акционерное общество «Тываэнергосбыт» (далее - ОАО «Тываэнергосбыт»), являющееся субъектом оптового рынка электрической энергии и осуществляющее продажу электроэнергии потребителям Республики Тыва.
Согласно п. 4.2 Порядка: Между ОАО «Тываэнергосбыт», продавцами электрической энергии и ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» в 2010 г. действовали трехсторонние регулируемые договора купли-продажи электрической энергии и мощности.
Продавцами электрической энергии и мощности ОАО «Тываэнергосбыт» являются: ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания» (ТГК-13); ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»; ОАО «Иркутскэнерго»; ОАО «Новосибирскэнерго»; ОАО «ОГК-3»; ОАО «ОГК-4»; ОАО «РусГидро», ОАО «Красноярская ГЭС»; ЗАО «ЦФР»; ОАО «Кызылская ТЭЦ».
В соответствии с Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 11.04.2007 № 59 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Тываэнергосбыт», определены следующие границы зон деятельности данного общества:
- г. Кызыл Республики Тыва;
- Кызылский кожуун Республики Тыва, кроме арбан Уш-Белдир в составе городского поселения Каа-Хем;
- г. Туран Пий-Хемский кожуун Республика Тыва;
- Пий-Хемский кожуун Республики Тыва, кроме сумона Севи, сумона Хут;
- г. Шагонар Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва;
- Улуг-Хемский кожуун Республика Тыва;
- Чаа-Хольский кожуун Республика Тыва;
- Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва;
- г. Ак-Довурак Барун-Хемчикский кожуун Республика Тыва;
- г. Чадан Дзун-Хемчикский кожуун Республика Тыва;
- Дзун-Хемчикский кожуун Республика Тыва;
- Сут-Хольский кожуун Республика Тыва;
- Овюрский кожуун Республика Тыва;
- Тандинский кожуун Республика Тыва;
- Эрзинский кожуун Республика Тыва;
- Чеди-Хольский кожуун Республика Тыва;
- Тес-Хемский кожуун Республика Тыва;
- Каа-Хемский кожуун Республика Тыва;
- Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва.
Также в отдельных населенных пунктах Республики Тыва действуют дизельные электростанции, имеющие статус гарантирующего поставщика электроэнергии, границы зон балансовой принадлежности которых определены постановлениями Службы по тарифам Республики Тыва.
Таким образом, в данном анализе рассмотрен розничный рынок купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Республики Тыва, географические границы которого совпадают с границами зон деятельности ОАО «Тываэнергосбыт», также рассмотрены локальные рынки электроэнергии в пределах территории Республика Тыва, на которых действуют дизельные электростанции.
Для организаций, являющихся участниками оптового рынка, зона деятельности определятся по точкам (группам точек) поставки, зарегистрированным на оптовом рынке электрической энергии.
Для организаций не являющихся участниками оптового рынка, зона деятельности определятся по границе балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации), к сетям которой присоединены потребители.
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с методическими рекомендациями, географические границы анализируемого рынка определены границами зон деятельности соответствующих гарантирующих поставщиков Республики Тыва.

V. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке электроэнергии

Согласно п. 5.1 Порядка определим состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.
В соответствии с п. 5.2 Порядка, количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 5.3 Порядка, хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную поставку электрической энергии на территории Республики Тыва являются:

1. Муниципальное унитарное предприятие «Дизель» сельского поселения Сизим Каа-Хемского района Республики Тыва
668416, Каа-Хемский кожуун, с. Сизим, ул. Центральная 20

2. Муниципальное унитарное предприятие дизельная электростанция «Качык»
668386, Эрзинский кожуун, с. Эрзин, ул. Комсомольская, 29

3. Государственное унитарное предприятие «Тываэнергоремонт»
667000, г. Кызыл, ул. Калинина, 1 б, офис 304

4. Муниципальное унитарное предприятие «Севинская дизельная электростанция» Администрация сумона Севинский Пий-Хемского кожууна 668516, Пий-Хемский кожуун, с. Хут, ул. Гагарина, 10

5. Муниципальное унитарное предприятие «Тоджинская дизельная электростанция»
668530, Тоджинский кожуун, с. Тоора-Хем, ул. Правобережная, 1а

6. Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Тере-Хольского района
667903, Тере-Хольский кожуун, с. Кунгуртуг, ул. Комсомольская, 19

7. ОАО «Тываэнергосбыт»
667000, г. Кызыл, ул. Заводская 2а
В соответствии с п. 5.4 Порядка, наличие собственного производства данного товара для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке:
Дизельные электростанции осуществляют производство и продажу электроэнергии. ОАО «Тываэнергосбыт» осуществляет только продажу.

В соответствии с п. 5.5 Порядка, покупателями электроэнергии являются юридические и физические лица.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

В соответствии с п. 6.1 Порядка, расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (кВт/ч).
В соответствии с п. 6.2 Порядка, объем розничного рынка электрической энергии определяется как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками) данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на территории Республики Тыва в 2010 году

Наименование ХС Наименование товара, работ, услуг Объем продаж (поставок), кВт/ч Доля ХС, % Географические границы товарного рынка
ОАО «Тываэнергосбыт» Купля-продажа (поставка) электрической энергии <…> 97,9 Указаны в п. IV аналитического отчета
ГУП «Тываэнергоремонт» Купля-продажа (поставка) электрической энергии <…> 0,4 с. Мугур-Аксы и
с. Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского района Республики Тыва
МУП «Тоджинская ДЭС» продажа (поставка) электрической энергии <…> 1,14 с. Тоора-Хем;
с. Адыр-Кежиг;
с. Ий;
с. Ырбын;
с. Сыстыг-Хем;
с. Хамсара Тоджинского района Республики Тыва
МУП ЖКХ Тере-Хольского района продажа (поставка) электрической энергии <…> 0,15 с. Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва
МУП ДЭС «Качык» Эрзинского района продажа (поставка) электрической энергии <…> 0,02 с. Качык Эрзинского района Республики Тыва
МУП «Севинская дизельная электростанция» Пий-Хемского района продажа (поставка) электрической энергии <…> 0,01 с. Хут и с. Севи Пий-Хемского района Республики Тыва
МУП «Дизель» Каа-Хемского района продажа (поставка) электрической энергии <…> 0,03
с. Усть-Ужеп Сизимского сельского поселения Каа-Хемского района Республики Тыва
ОАО «28 электрическая сеть» Купля-продажа (поставка) электрической энергии <…> 0,35 Потребители министерства обороны (Иннокентьевская КЭЧ) на территории Республики Тыва
Всего: <…> 100

Общий объем продажи электроэнергии потребителям Республики Тыва составил <…> кВт/ч.
Необходимо отметить, что дизельные электростанции осуществляют передачу и продажу электроэнергии только в пределах своих границ балансовой принадлежности электрических сетей. Высоковольтные линии электропередач сетевой организации ОАО «Тываэнерго» не подсоединены к дизельным электростанциям Республики Тыва.
Доля ОАО «Тываэнергосбыт» на розничном рынке электроэнергии Республики Тыва в 2010 году составила 97,9 %.

VII. Определение уровня концентрации

Объем полезного отпуска электроэнергии ОАО «Тываэнергосбыт» потребителям за 2010 г. составил <…> кВт/ч
Согласно п. 7.1 и 7.2 Порядка, определим уровень концентрации товарного рынка:
CR=<…>, 70% <= CR <= 100%

индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана:
ННI= <…>, 2000 <= HHI <= 10000
следовательно анализируемый рынок является рынком высокой концентрации.





VIII. Барьеры входа на розничный рынок
электрической энергии (мощности)

Согласно п. 8.2 Порядка, определим барьеры:
1) экономические барьеры:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для создания энергосбытовой организации;
- необходимость соблюдения требований пункта 76 Правил № 530, в соответствии с которыми при переходе на обслуживание от гарантирующего поставщика к иной энергосбытовой организации потребитель обязан возместить убытки гарантирующего поставщика, в связи с чем маловероятно перезаключение договоров на поставку электроэнергии на розничных рынках в течение календарного года;
- несвоевременная оплата потребителями покупаемой электроэнергии;
- наличие проблемы бездоговорного или безучетного потребления электроэнергии;
2) административные барьеры:
- требование постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 996, согласно которому первый очередной конкурс на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика по каждой определенной в установленном порядке зоне деятельности гарантирующего поставщика проводится не ранее 2010 года;
3) технологические барьеры:
- отсутствие у энергосбытовых организаций автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии, которая необходима для входа на оптовый рынок электроэнергии, что дает значительное преимущество энергосбытовой компании при работе на розничном рынке.
Согласно п. 8.4 Порядка, преодолимость барьеров входа на товарный рынок оценивается на основе сроков и величины затрат на преодоление таких барьеров.
Экономические и технологические барьеры входа на розничные рынки электроэнергии не преодолимы в короткие сроки, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

IX. Оценка состояния конкурентной среды на розничных рынках электроэнергии

Согласно п. 9.1 Порядка, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в Республике Тыва розничный рынок электрической энергии – рынок высокой концентрации с неразвитой конкуренцией, доминирующее положение в 2010 году занимает ОАО «Тываэнергосбыт».
В течение ноября, декабря 2010 г. органами исполнительной власти Республики Тыва были предприняты действия, направленные на фактический выход на рынок электроэнергии ГУП «Тувинская энергетическая компания» (далее – ГУП «ТЭК» в интересах бюджетных учреждений Республики Тыва.
Между тем, Тывинское УФАС России при рассмотрении дел о нарушении требований Закона о защите конкуренции (по статьям 14 - в отношении ГУП «ТЭК» и 15 - в отношении Правительства Республики Тыва) установило, следующее:
Договорные отношения между ГУП «ТЭК» и ОАО «Тываэнергосбыт» отсутствуют, в действиях унитарного предприятия содержатся признаки недобросовестной конкуренции, выразившееся в направлении писем бюджетным учреждениям Республики Тыва о переходе на обслуживание к энергосбытовой компании независимо от имеющейся задолженности перед ОАО «Тываэнергосбыт», чем и были нарушены законные права и интересы ОАО «Тываэнергосбыт» и потребителей электроэнергии.
Правительство Республики Тыва было признано нарушившим пункт 3, 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части совершения действий направленных на ограничение конкуренции хозяйствующего субъекта ОАО «Тываэнергосбыт» по продаже электрической энергии бюджетным учреждениям Республики Тыва и установление для бюджетных учреждений Республики Тыва ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые осуществляют продажу электрической энергии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с одной стороны действия органов власти направлены на создание новой организации и вывода ее на рынок, но с другой стороны данные действия имеют характер навязывания перехода от одной энергосбытовой организации к другой в нарушение требований действующего законодательства.

X. Выводы и предложения по внесению изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов

ОАО «Тываэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке сбыта электроэнергии в Республике Тыва. Данный хозяйствующий субъект уже включен в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов на розничном рынке электроэнергии.






Ведущий специалист-эксперт
отдела антимонопольного контроля
и рекламы Тывинского УФАС России А.И. Сватиков