Аналитический отчет анализа конкуренции на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Республики Тыва

УТВЕРЖДАЮ»:
Руководитель
Тывинского УФАС России

____________ О.М. Долгих

«»_______ 2011 г.

Аналитический отчет
анализа конкуренции на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории г. Кызыла Республики Тыва за 2010 год

I. Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории г. Кызыла за 2010г. проведен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) в целях принятия соответствующего решения по поступившему заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла о даче согласия на предоставление муниципальной преференции унитарному предприятию «Аптека №1» г. Кызыла в виде освобождения от арендной платы нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 137, в целях охраны здоровья граждан.
Анализ проведен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220).
В качестве источников исходной информации использовались сведения, представленные Службой по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (исх. № 849 от 12.08.2011г) и информация, предоставленная хозяйствующими субъектами на запрос Тывинского УФАС России от 18.08.2011г. исх. № 4-1769, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности».

II. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно пункту 2.1 Порядка №220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
В соответствии с п 2.2 Порядка № 220 необходимо проведение ретроспективного анализа состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке за 2010г. с целью определения структуры рынка.

III. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно п.3.1 Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
В соответствии с п.п «г» п. 3.4 Порядка № 220 предварительное определение товара произведено на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка являются услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами. Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», в настоящем обзоре использованы следующие основные понятия:
лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции);
лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению;
сертификат качества лекарственного средства - документ, подтверждающий соответствие качества лекарственного средства государственному стандарту качества лекарственных средств;
обращение лекарственных средств - обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств;
субъекты обращения лекарственных средств - физические и юридические лица, осуществляющие обращение лекарственных средств;
фармацевтическая деятельность - деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств;
организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона;
аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Порядок розничной торговли лекарственными средствами определен статьей 32 Федерального закона Российской Федерации от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», согласно которой:
розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями. Разрешена розничная торговля только лекарственными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации;
Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях на территории Российской Федерации регламентированы отраслевым стандартом ОСТ 91500.05.0007-2003 (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска реализации лекарственных средств в аптечных организациях «Основные положения»).
На основании изложенного, а также исходя из целей настоящего обзора, определены продуктовые границы исследуемого товарного рынка: услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в соответствии с кодом ОКВЭД 52.3.

IV. Определение географических границ товарного рынка

Согласно пункту 4.1 Порядка №220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Предварительное определение географических границ товарного рынка, осуществлен в соответствии с пунктом 4.5 Порядка №220, на основании метода установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
Учитывая то, что заявление Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла содержит о даче согласия на предоставление муниципальной преференции МУП «Аптекте № 20» г. Кызыла, осуществляющего розничную торговлю лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории г. Кызыла, то предварительно географические границы рассматриваемого рынка определены как территория г. Кызыла.
Согласно п.п. 4.3. Порядка № 220 при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями) в данном анализе учитывались особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования).
В данном случае г. Кызыл является столицей Республики Тыва - политический, экономический и культурный центр. Здесь находятся правительственные и управленческие органы, следовательно происходит постоянный поток жителей из других муниципальных образований Республики Тыва на территорию г. Кызыла.
Таким образом, в данном анализе не учитывались требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями, возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару, наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара), расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы и условия, правила и обычаи делового оборота, а также не определялись территории, входящие в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
С учетом изложенного, географические границы рассматриваемого товарного рынка за 2010 год определены как территория г. Кызыла

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Согласно представленной Службой по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (исх. № 849 от 12.08.2011г) на территории г. Кызыла в период 2010г. осуществляли деятельность следующие хозяйствующие субъекты:

Перечень хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на розничную торговлю лекарственными средствами.


№ п/п Наименование аптек Юридический адрес Примечание
1 ГУП «РОАБ» РТ 667007, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, д. 71
2 МУП «Аптека № 1 г. Кызыла» 667005, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 137
3 МУП «Фарм-Эм» г. Кызыла 667001, г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 5, помещения с 1 по 17
4 МУП «Аптека № 20 г. Кызыла» 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 24
5 Аптека ЛПУ ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» 667003, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, д. 159
6 ООО «Аржаана-Фарм» 667010, г. Кызыл, ул. Московская, д. 104, помещения с 1 по 7

7 ООО «Манла» 667011, г. Кызыл, ул. Лопсанчапа,
42-1
8 ООО «Ачылыг» 667000, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 30, пом. с 1 по 6
9 ОАО «ГААО-2» 667007, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, д. 54, литер 53
10 ООО «Идегел» 667003, г. Кызыл, ул. Кечил-оола, д. 7, кв. 1, помещения с 1 по 8
11 ООО «Таки» 667000, г. Кызыл, ул. Кечил-оола, д. 5, пом. с 1 по 4
12 ООО ПФК «Кристалл-Фарма» 667000, г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, д. 64
13 ООО «Стрела» 667000, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 127
14 ООО «Амитаюс» 667000, г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, д. 61, помещение 31а, 32 Фактически не действует
15 ООО «Ремикс» 667000, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 102, помещения № 33, 34/1, 24/2
16 ООО «Улу» 667000, г. Кызыл, ул. Комсомольская, 23 Фактически не действует
17 ООО «Серин» 667004, г. Кызыл, ул. Новоселов, д. 18, литер А-1 (помещение № 12)
18 ООО «Концерн+» 667003, г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, д. 66, литер В (помещения № 4, 5, 6, 6а, 7) Фактически не действует
19 ООО «Киш-Кулаа» 667010, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 5, пом. с 1 по 9
20 ООО «Депшилге» 667000, г. Кызыл, ул. Щетинкина – Краченко,66,литер Б Фактически не действует
21 ИП <…> 667003, г. Кызыл, ул. Калинина, 8-<…>
22 ИП <…> 667001, г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 11

23 ИП <…> 667000, г. Кызыл, ул. Титова, д. 35
24 ИП <…> 667005, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 99, помещение с 1 по 6
25 ИП <…> 667000, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 137, литер А, место № 59
26 ИП <…> 667000, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 2, помещения 1-6
27 ИП <…> 667000, г. Кызыл, ул. Титова, д. 23, помещения с 1 по 4
28 ИП <…> 667010, г. Кызыл, ул. Ангарский бульвар, д. 27, помещение с 1 по 10

Итого: 28 хозяйствующих субъектов. Фактически действуют на рассматриваемом товарном рынке 24 хозяйствующих субъекта.


VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка № 220 расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:
- объем продаж;
- объем поставок (отгрузок);
- объем выручки;
- объем перевозок;
- объем производства;
- объем производственных мощностей;
- объем запасов ресурсов;
- объем товара в соответствии с заключенными договорами.
Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке определен согласно пункту 6.1 Порядка № 220, согласно которому основным показателем для расчета является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Сведения
об объемах розничной продажи лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, а также доля в розничном товарообороте аптек в общем объеме товарооборота на территории г. Кызыла Республики Тыва за 2010 год.

№ пп Наименование аптек Объем продаж, тыс.руб. Доля %
1 ГУП «РОАБ» РТ <…> 3,78
2 МУП «Аптека № 1 г. Кызыла» <…> 2,42
3 МУП «Фарм-Эм» г. Кызыла <…> 2,17
4 МУП «Аптека № 20 г. Кызыла» <…> 0,009
5 Аптека ЛПУ ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» - -
6 ООО «Аржаана-Фарм» <…> 8,64
7 ООО «Манла» <…> 9,06
8 ООО «Ачылыг» <…> 0,009
9 ОАО «ГААО-2» <…> 0,37
10 ООО «Идегел» <…> 19,83
11 ООО «Таки» <…> 13,85
12 ООО ПФК «Кристалл-Фарма» <…> 2,9
13 ООО «Стрела» <…> 6,46
14 ООО «Серин» <…> 0,49
15 ООО «Киш-Кулаа» <…> 1,38
16 ИП <…> <…> 0,10
17 ИП <…> <…> 6,7
18 ИП <…> <…> 0,32
19 ИП <…> <…> 2,9
20 ИП <…> <…> 5,45
21 ИП <…> <…> 0,98
22 ИП <…> <…> 3,32
23 ИП <…> <…> 3,13

24 ООО «Ремикс» <…> 5,5
Итого общий объем продаж на территории г. Кызыла составил – <…> руб. 100 %
Из анализа долей хозяйствующих субъектов наибольшую долю занимают:

Наименование Объем продаж, в тыс.руб. Доля в %
1 ООО «Идегел» <…> 19,83
2 ООО «Таки» <…> 13,85
3 ООО «Манла» <…> 9,06

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для оценки уровня развития конкуренции, необходим расчет коэффициента рыночной концентрации CR.
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации CR выделяются три уровня концентрации рынка: высокий (при CR от 70 % до 100 %), умеренный (при CR от 45 % до 70 %), и низкий (при CR меньше 45 %)
Хозяйствующие субъекты, имеющие наибольшую долю на рассматриваемом рынке.

№ пп Хозяйствующий субъект Объем товарной массы, тыс. руб. Доля хозяйствующего субъекта в % от общего объема товарной массы
1 ООО «Идегел» <…> 19,83
2 ООО «Таки» <…> 13,85
3 ООО «Манла» <…> 9,06
СR3 <…> 42,74

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются доли хозяйствующих субъектов имеющих наибольшую долю на рассматриваемом рынке: ООО «Идегел» - 19.83 %, ООО «Таки» - 13,85 % и ООО «Манла» - 9,06 %.
Коэффициент рыночной концентрации CR3 в 2010 году определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке составил 42,74 % .
Следовательно уровень концентрации на исследуемом рынке умеренный, так как CR3 = 42,74 %.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) составил 667,08 – на рынке (19,83*19,83 + 13,85*13,85 + 9,06*9,06).
Учитывая, что коэффициент рыночной концентрации СR3 = 42,74%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) меньше 1000, то рынок относится к рынку с умеренно-низким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п.п. 8.1. Порядка № 220 процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:
- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.
Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами и поведение хозяйствующих субъектов фармацевтической отрасли, является наличие барьеров входа на указанный рынок. Барьеры являются факторами и обстоятельствами правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера и препятствуют новым хозяйствующим субъектам вступить на исследуемый товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующим субъектами, оказывающими услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.
Из рассматриваемых барьеров входа на фармацевтический рынок республики, экономические ограничения являются наиболее непреодолимыми для малых хозяйствующих субъектов. Также препятствием входа на рынок услуг розничной продажи лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения являются административные барьеры. Данные барьеры входа на фармацевтический рынок республики служат существенным фактором для входа новых хозяйствующих субъектов.
Экономические барьеры сводятся к:
 низкой платежеспособности населения, проживающего в сельской местности с одновременным увеличением цен на лекарственные средства, препараты медицинского назначения и сопутствующие товары, зачастую не позволяющей использовать в процессе лечения новые дорогие препараты.
Основные административные барьеры сводятся в получении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в частности:
 завышенные требования и условия к хозяйствующим субъектам, желающим заняться предпринимательской деятельностью на розничном фармацевтическом рынке при получении лицензии;
 сложность и длительность процедуры согласований и разрешений для осуществления фармацевтической деятельности в органах надзора и местного самоуправления.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке
По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории г. Кызыла Республики Тыва за 2010 год
можно сделать вывод о том, что рассматриваемый товарный рынок на территории г. Кызыла Республики Тыва является рынком с достаточно развитой конкуренцией с умеренным уровнем концентрации с существующими, но преодолимыми барьерами.
Соотношение численности населения г. Кызыла и количества аптечных учреждений

Муниципальное образование Количество аптек, аптечных киосков, шт. Численность населения, тыс. чел. По состоянию на 01.01.2010г. Соотношение жителей на 1 аптеку, тыс. чел.
г. Кызыл 35 109, 986 (городское) 3,14

Как видно, из соотношения действующих аптечных учреждений в г. Кызыле к количеству проживающего населения, уровень обеспеченности населения г. Кызыла аптечными услугами с высокой плотностью.

Вывод

С учетом, изложенного можно сделать вывод о том, что не целесообразно удовлетворение заявления Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла о даче согласия на предоставление муниципальной преференции унитарному предприятию «Аптека №1» г. Кызыла в виде освобождения от арендной платы нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 137, в целях охраны здоровья граждан, поскольку приведет к дискриминационным условиям на рынке розничной торговли лекарственных средств, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории г. Кызыла, при котором другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории г. Кызыла по сравнению с МУП «Аптека №1» г. Кызыла будут поставлены в неравное положение, следовательно приведет к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в части освобождения от арендной платы.


Специалист- эксперт
отдела антимонопольного
контроля и рекламы /Оюн А.М./

Согласовано:
Заместитель руководителя – начальник
отдела антимонопольного контроля и рекламы /Ф.А. Хаджиев/