Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом

 «УТВЕРЖДАЮ»:
  Руководитель

Тывинского УФАС России

____________ О.М. Долгих

«_________________» 2011 г.





Аналитический отчет
по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на территории Республики Тыва

1. Общие положения

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) в рамках рассмотрения заявления физического лица на обоснованность стоимости авиабилетов ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» по маршруту Кызыл-Красноярск, проведен анализ оценки состояния конкурентной среды на рынке предоставления услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на территории Республики Тыва за 2010 год, 1 квартал 2011 года.
Данный Аналитический отчет выполнен в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5 (далее – Регламент). Структура Аналитического отчета соответствует этапам проведенного анализа, этапы проведения анализа определены пунктом 1.3 Порядка № 220.
В качестве источников исходной информации использовались сведения и информация, представленные Министерством дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва (исх. № ИГ-795-11 от 21.06.2011 г.), информация, представленная ООО «АэроГео» (исх. № 4393 от 08.07.2011 г.), ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» (исх. № 121 от 06.0.2011 г.).



2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно п. 2.1 Порядка № 220, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Целью исследования является определение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом.
На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 2.2 Порядка № 220, необходимо проведение ретроспективного анализа состояния конкуренции на рынке предоставления услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на территории Республики Тыва за 2010 год - 1 квартал 2011 года.
Данный рынок для Республики Тыва является востребованным в связи с тем, что отсутствуют такие виды транспорта, как железнодорожный, водный на территории республики и имеется возможность добраться до соседних регионов только автомобильным транспортом.
Временным интервалом будем считать 2010 год - 1 квартал 2011 года., период, предшествующий установлению возможного нарушения по ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно п. 3.1 Порядка № 220, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
В соответствии с п. 3.2 Порядка № 220, предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается применительно к покупателю продукции, поэтому определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца.
В связи с тем, что заявление поступило на завышенную стоимость авиабилетов ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», а ЗАО «Авиа Менеджмент Групп» осуществляет услуги по пассажирским перевозкам воздушным транспортном по установленному расписанию, предварительно продуктовыми границами будем считать оказание услуг пассажирских авиаперевозок.
В связи с большим количеством пассажиров, провести их репрезентативный опрос, невозможно. То есть, в результате применения метода выборочного опроса покупателей (пассажиров) нельзя получить достаточный объем информации для определения продуктовых и географических границ рынка. Следовательно, п. 3.3 Порядка № 220 не рассматривается.
В соответствии с п. 3.4 Порядка № 220, предварительно определим товар.
Под авиаперевозкой понимается промежуток времени, от прохождения пассажиром предполетного контроля и до момента, когда он покидает аэропорт в месте назначения.
В зависимости от вида, выделяют авиаперевозки: пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Перевозки пассажиров и грузов осуществляются на региональных, межрегиональных и международных линиях.
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (034-2007) авиаперевозки относятся к разделу I – Транспорт и связь; группе 62 – деятельность воздушного транспорта; подгруппе 62.1 – деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию; подгруппе 62.10.1 – деятельность пассажирского воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию.
При этом стоит учитывать, что перевозчиком может называться не каждый желающий, а лишь тот, кто имеет специализированную лицензию на осуществление авиаперевозок.
В соответствии с п. 3.5 Порядка № 220, все авиаперевозки принято подразделять на внутренние и международные. Внутренними называют перевозки, в которых все пункты – отправки, промежуточные, конечные – находятся в пределах одной страны. Международными, когда хотя бы один из пунктов расположен на территории другого государства.
Основным правилом авиаперевозок есть то, что любая перевозка происходит с предварительным заключением договора, в котором в обязательном порядке фиксируются все условия конкретной авиаперевозки.
Согласно п. 3.6 и 3.7 Порядка № 220, одной из наиболее существенных характеристик услуги по пассажирским перевозкам является время перевозки. Авиаперевозки невозможно заменить другим видом перевозок, например транспортными или железнодорожными, в связи с тем, что период времени, затрачивающийся на дорогу при авиаперевозке значительно меньше периода времени, затрачивающийся на любой другой вид перевозок. В частности поездка на автомобиле до ближайшего региона – республики Хакасия занимает от 5 до 8 часов, а на самолете – 40 минут. Следовательно товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемым данному товару не выявлено.
Ввиду того, что товар (услуга) не взаимозаменяем, п. 3.8-3.10 Порядка № 220 не рассматриваем.
Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка подтверждаются продуктовые границы рынка, определенные на предварительном этапе.
Следовательно, продуктовыми границами исследуемого рынка следует признать перевозку пассажиров воздушным транспортом.

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 4.1 Порядка № 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Предварительное определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.2 Порядка № 220, проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.
Республика Тыва - горная территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин. Железная дорога в регионе отсутствует. Основные природно-климатические зоны - таежные массивы, соединяющиеся со степью и пустыней. До ближайшего региона Республика Хакасия (расстояние около 400 км., до Красноярского края – более 800 км.) можно добраться только по автодороге, либо самолетом. Расстояние из республики до железной дороги, которая находится в соседнем регионе расстояние 400 км. Поэтому в республике пользуется спросом рынок пассажирских перевозок воздушным транспортом.
Заявление поступило по поводу высоких цен на авиабилеты по маршруту г. Кызыл - г. Красноярск, выполняющей рейсы компанией ЗАО «Авиа Менеджмент Групп», которая осуществляет деятельность по авиаперевозкам, в том числе для жителей Республики Тыва по маршруту Кызыл-Красноярск-Кызыл, следовательно предварительно географическими границами данного товарного рынка будем считать авиалинии г. Кызыл - г. Красноярск - г. Кызыл.
Согласно п. 4.3 Порядка № 220, выявим условия обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем. Требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара); организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы не влияют на авиаперевозки по маршруту Кызыл - Красноярск - г. Кызыл.
Согласно п. 4.4 Порядка № 220, стоимость авиабилетов по маршруту Кызыл-Красноярск-Кызыл не изменяется в зависимости от региона продаж данных билетов в связи с тем, что авиарейс по данному маршруту осуществляет только одна авиакомпания ЗАО «Авиа Менеджмент Групп».
Согласно п. 4.5 Порядка № 220, Определим географические границы товарного рынка методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
Приобретатели авиабилетов по маршруту Кызыл-Красноярск-Кызыл в основном жители г. Кызыла Республики Тыва и небольшая часть приезжающих в г. Кызыл в командировку или по другим целям.
В связи с тем, что географические границы товарного рынка установлены методом установления фактических районов продаж «тест гипотетического монополиста» не использовался, следовательно п. 4.6 Порядка № 220 не рассматривается.
Рассматриваемый рынок не относится к сфере услуг субъектов естественных монополий, поэтому п. 4.7 Порядка № 220 не рассматриваем.
Таким образом границами рынка услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом приняты границы авиамаршрута Кызыл-Красноярск -Кызыл.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, а также основные характеристики услуг были выявлены на основании данных, полученных от Министерства дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва, ЗАО «Авиа Менеджмент Групп», ООО «АэроГео». По данным Министерства дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва количество хозяйствующих субъектов, занимающихся авиаперевозками на территории Республики Тыва - ЗАО «Авиа Менеджмент Групп», ООО «АэроГео». Из них только ЗАО «Авиа Менеджмент Групп» осуществляет авиаперевозки по маршруту Кызыл-Красноярск-Кызыл.
В соответствии с п. 5.2 Порядка № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, так как количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 5.3 Порядка № 220, на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные.
Такими хозяйствующими субъектами являются:
- ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», г. Москва, ул. Большая Ордынка, 44 стр. 4.
При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке, не может быть установлен, так как их бесчисленно много, покупателями является неопределенный круг физических и юридических лиц, имеющих потребность в услуге по перевозке пассажиров воздушным транспортном по маршруту г. Кызыл - г. Красноярск - г. Кызыл.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Согласно пункту 6.1 Порядка № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (услуг) на рассматриваемом товарном рынке.
Согласно п. 6.2 Порядка № 220, объем рынка в данном анализе определяется как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию. Объем данного рынка составляет в 2010 году – 1730 билетов (перевезено человек), в 1 квартале 2011 года – 1624 билета (перевезено человек).
Согласно п. 6.3 Порядка № 220, в связи с тем, что на рассматриваемом рынке в географических границах – авиалинии Кызыл-Красноярск-Кызыл ЗАО «Авиа Менеджмент Групп» является единственной, следовательно ее доля составляет 100%.
В соответствии с п. 6.4 Порядка № 220, доля группы лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции отсутствует.
Согласно п. 6.5 Порядка № 220 и частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в 2010 г. - 1 квартале 2011 г. установлено для хозяйствующего субъекта - авиакомпании ЗАО «Авиа Менеджмент Груп».
В соответствии с п. 6.6 Порядка № 220, доля, занимаемая ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» на товарном рынке, считается стабильной в связи с тем, что в 2010 году она составляла 100%, в 1 квартале 2011 года – 100%, в течение 2010 г. - 1 квартала 2011 года сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйственных субъектов, действующих на рынке предоставления услуг по авиаперевозкам пассажиров по маршруту Кызыл-Красноярск-Кызыл.
Рассматриваемый хозяйствующий субъект ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» на данном рынке занимает долю 100 %.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Согласно п. 7.1 Порядка № 220, для определения уровня концентрации товарного рынка используются доля одного хозяйствующего субъекта: ЗАО «Авиа Менеджмент Груп»
Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации (CR):
2010 г. CR = 100%;
1 квартал 2011 г. CR = 100%.

Рассчитаем индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
2010г. HHI = 10000;
1 квартал 2011 г. HHI = 10000.
В соответствии с п. 7.2 Порядка № 220 уровень концентрации на исследуемом рынке высокий и в 2010 г. и в 1 квартале 2011 г., так как CR = 100% и HHI = 10000.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно п. 8.1 Порядка № 220 определим обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
В соответствии с п. 8.2 Порядка № 220 определим барьеры входа на товарный рынок.
В ходе исследования установлены следующие барьеры входа на рынок услуг авиаперевозок пассажиров:
Экономические:
• высокая стоимость первоначального капитала;
• ограничения по спросу: снижение покупательской способности, низкая платежеспособность населения;
• высокие цены на авиатопливо.
Административные:
• в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по осуществлению пассажирских перевозок воздушным транспортом подлежит лицензированию;
• высокая степень монополизации рынка;
• в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ авиационный персонал подлежит обязательной сертификации;
• в соответствии с «Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации» для выхода на конкурентную авиалинию (воздушную линию) необходимо получить разрешение на использование воздушного пространства.
В ближайшей перспективе российские власти не собираются полностью отказываться от регулирования рынка авиаперевозок, и допуск любой авиакомпании на линии будет осуществляться только по решению лицензионной комиссии. А значит, барьеры входа на рынок, как внутренние, так и внешние остаются, и степень конкурентности направлений также будет различаться.
В ряде случаев компании уходят с рынка, когда государство из-за несоответствия сертификационным требованиям аннулирует их сертификаты. Так было с 36 компаниями в 2001 году, с 42 компаниями в 2002 году. В ближайшее время процесс ужесточения правил сертификации и лицензирования продолжится. На государственном уровне будут поощряться процессы слияния и укрупнения. Правда, до сих пор не разработаны действенные механизмы, стимулирующие слияние авиакомпаний на добровольной основе, создание альянсов. Да и сам уход с рынка не всегда осуществляется естественным рыночным путем.
Спрос на внутренние авиаперевозки резко сократился с начала 90-х годов из-за стремительного роста тарифов на авиаперевозки. За первые 2 года реформ воздушным транспортом стало пользоваться гораздо меньшее количество населения (произошло падение в 2 раза) и снизился грузооборот (почти в 4 раза).
На сегодняшний день внутренний рынок - это в основном рынок деловых пассажирских перевозок. Из-за низкой конкурентоспособности российского туризма и невысоких цен на железнодорожные билета, население предпочитает не пользоваться услугами воздушного транспорта в личных целях.
В то же время командировки оплачиваются организациями, а не самими гражданами, поэтому цена при выборе транспорта перестает быть фактором, определяющим спрос. На первое место выходят частота перевозок и удобство маршрутов.
Согласно данным, приведенным в отчете "Гражданская авиация в России: регулярные сообщения 2010", результаты финансовой деятельности российских авиакомпаний показывают, что в условиях экономического кризиса падение объема рынка в денежном выражении в 2009 году составило около 13%. Падение доходов заметнее падения показателей в натуральном выражении (пассажиропоток сократился лишь на 8%). Такая разница вызвана тарифной политикой авиакомпаний, снижающих цены на авиаперевозки в попытке удержать спрос
Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. Это подтверждает и ухудшение экономического положения некоторых авиаперевозчиков, уход с рынка.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке предоставления услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на авиалинии Кызыл-Красноярск-Кызыл можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией.
В соответствии с п. 9.2 Порядка № 220, рынок предоставления услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом на авиалинии Кызыл-Красноярск-Кызыл является рынком с высокой концентрацией с существующими, и тяжело преодолимыми барьерами.
Согласно п. 9.3 Порядка № 220, фактов предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям не установлено, соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, не выявлено.
По информации с официального сайта Республики Тыва, развитие авиасообщения в Республике Тыва – одна из главных задач органов власти республики. В 2008 году завершено строительство здания нового аэропорта, длившееся 12 лет, также были приняты меры, позволившие избежать полного банкротства предприятия и распродажи имущества. Органы власти Республики Тыва не раз поднимали вопрос сохранения межрегиональных рейсов для республики с помощью дотирования авиаперевозок на уровне федерального центра. Правительство Республики Тыва ведет работу по защите федеральных средств в рамках госпрограммы развития транспортной инфраструктуры для строительства новой взлетно-посадочной полосы.
На исследуемом товарном рынке существуют следующие ограничения в развитии конкуренции:
- Технологическое превосходство уже действующих на рынке организаций над вновь вошедшими на данный рынок;
- Низкая платежеспособность потребителей;
- Дефицит квалификационных кадров.
В дальнейшем власти республики планируют увеличить количество комфортабельных самолетов в Республике Тыва.
Два самолета Pilatus PC-12 будут сданы республике в лизинг сроком на 3 года. В течение этого времени авиакомпания "Dexter" будет обеспечивать выполнение авиарейсов. В целях обеспечения мобильности людей и транспортной доступности республики два швейцарских самолета будут приобретены у компании «Dexter» в собственность региона на кредитных условиях. Пока проходят многочисленные процедуры оформления соответствующих документов, Министерства дорожного транспорта и связи Республики Тыва совместно с авиакомпанией «Dexter», у которой приобретаются самолеты, проводит обучение летно-технического состава из числа служащих предприятия РКП «АК «Тува Авиа».

Вывод

По результатам проведения анализа оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту Кызыл-Красноярск-Кызыл можно сделать вывод, что исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией, уровень концентрации на исследуемом рынке высокий. Хозяйствующие субъекты с наибольшей долей на рассматриваемом товарном рынке на протяжении 2010 - 1 квартала 2011 годов остаются одни и те же. Барьеры входа на данный рынок трудно преодолимые.
На сегодняшний день на рынке авиаперевозок пассажиров по маршруту Кызыл-Красноярск-Кызыл авиакомпания ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» занимает долю 100 %. В связи с этим, целесообразно рассмотреть вопрос о включении ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» в реестр с долей более 35%.



Старший специалист 2 разряда
отдела антимонопольного
контроля и рекламы Ванькова Е.С.