Информация-доклад руководителя Тывинского УФАС России О.М. Долгих о соблюдении органами исполнительной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления Республики Тыва антимонопольного законодательства...

 

Информация-доклад руководителя Тывинского УФАС России О.М. Долгих

о соблюдении органами исполнительной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления Республики Тыва

антимонопольного законодательства и требований Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

 

I. Общие показатели правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службой по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) связанные с нарушениями требований антимонопольного законодательства в рамках Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции):

В 2009 г. возбуждено и рассмотрено всего 10 дел по нарушениям требований Закона о защите конкуренции, выдано предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства_8, в том числе:

по статье 15 - «запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» - 1 дело, предписание 1,

по статье 16 — «запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» - не было дел,

по статье 17 — «антимонопольные требования к торгам» - не было дел,

по статье 17.1- «особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества» - 5 дел, выдано предписаний 3, прекращено – 2 дела с добровольным устранением,

по статье 18 — «особенности отбора финансовых организаций» - 2 дела, 2 предписания,

по главе 5 Закона о защите конкуренции — «предоставление государственной и муниципальной преференции» - 2 дела, предписаний 2;

в 2010 г. - возбуждено и рассмотрено всего 18__дел, выдано предписаний__7, подано исков в суд – 1, в том числе:

по статье 15 - 7 дел, из них 2 прекращено по добровольному устранению, выдано 6 предписаний,

по статье 16 - 3 дела, из них 2 дела прекращено в связи с добровольным устранением, предписаний не выдавалось;

по статье 17 - 4 дела, из них 2 дела прекращено в связи с добровольным устранением, предписаний не выдавалось, подано 2 иска в суд, в одном отказано;

по статье 17.1 - 2 дела, 1 предписание, 1 иск подан в суд – Администрация Эрзинского района, решение Комиссии Тывинского УФАС России оставлено в силе, сделка признана незаконной,

по статье 18 — 2 дела, из них 1 дело прекращено в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства, 1 иск подан в суд, иск удовлетворен,

по главе 5 Закона о защите конкуренции нарушения квалифицировались в статью 15 Закона о защите конкуренции;

за 11 месяцев 2011 г. - возбуждено 35 дел, выдано предписаний _17, в том числе:

по статье 15 - 16 дел, из них 3 прекращено с добровольным устранением, выдано 9 предписаний, 4 дела находятся в стадии рассмотрения, в судебном порядке отменено 3 решения и предписания Тывинского УФАС России (поданы жалобы в апелляционную и кассационную инстанции), 1 решение и предписание оставлено в силе; Дела возбуждены в отношении Правительства РТ, Службы по тарифам РТ, Миздравсоцразвитие РТ, Минпромэнерго РТ, мэрия города Кызыла, администрация с. Бай-Хаак Тандинского района;

по статье 16 - 2 дела, 1 предписание, в судебном порядке Арбитражным судом Республики Тыва решение и предписание отменено (готовится апелляционная жалоба), 1 дело находится в стадии рассмотрения; (Минпромэнерго РТ и ГУП ТЭК, мэрия и Служба по тарифам РТ);

по статье 17- 10 дел, 6 исков подано в суд, из них по 3 искам Тывинскому УФАС России отказано в удовлетворении заявленных требований (поданы кассационные жалобы), 3 иска находятся в стадии рассмотрения в Арбитражном суде Республики Тыва, выдано 2 предписания, 1 дело прекращено в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства, 1 дело находится в стадии расмотрения в Тывинском УФАС России; (Госкомлес РТ, ГУ РТ Тываавтодор, Автохозяйство МВД по РТ, ДЗИО мэрии города Кызыла, Эрзинская администрация);

по статье 17.1 - 6 дел, выдано 5 предписаний, 1 дело пркращено в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства; (администрации Кызылского, Тандинского, Пий-Хемского, мэрия города Кызыла);

по статье 18 — 1 дело находится в стадии рассмотрения (ФГУП Почта России).

Таким образом, как свидетельствует приведенная статистика нарушения антимонопольного законодательства не снижаются, а наоборот с каждым годом увеличиваются. Дела возбуждаются в основном по результатам проверок, проводимых Тывинским УФАС России, в большинстве случаев признаки нарушений Закона о защите конкуренции находят свое подтверждение в ходе рассмотрения антимонопольных дел комииссией Тывинского УФАС России.

В большинстве случаев выданные управлением предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства исполняются администрациями муниципальных образований. Но все-таки имеются случаи их неисполнения либо исполннения с нарушением срока установленного Тывинским УФАС России.

На основании вынесенных решений и выданных предписаний привлечено к административной ответственности за неисполнение в установленный срок законных предписаний Тывинского УФАС России за период 2009 - 11 мес. 2011 г. – 5 должностных лиц (Председатель Эрзинского района, председатель администрации с. Бай-Хаак, председатель администрации п. Хову-Аксы, начальник Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла, председатель администрации Тоджинского района).

 

В отношении 2 должностных лиц в настоящее время проводится процедура возбуждения административного производства(Ч... – Кызылский район, … - Пий-Хемский район).

 

Меры административного воздействия очень часто применяются к главам муниципальных образований за непредставление информации по запросу Тывинского УФАС России в рамках проводимых мониторингов рынков.

В целом за рассматриваемый период по части 5 статьи 19.8 КоАП привлечено к административной ответственности 17 глав муниципальных образований, наложено всего штрафных санкций в размере 290 000 рублей. К некоторым главам администраций по данной статье применены дважды меры административного наказания в виде наложения штрафа.

В 2009 г. - 5 должностных лица органа местного самоуправления, с наложением административного штрафа на общую сумму 70 000 рублей по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за непредставление антимонопольному органу запрашиваемой информации (глава Чаа-Хольского района 15 000 руб., заместитель председателя Тес-Хемского района 2 раза по15 000 руб., глава Барун-Хемчикского района 10 000 руб., глава Бай-Тайгинского района 15 000 руб.);

В 2010 г. - 2 должностных лица органа местного самоуправления с наложением административного штрафа на общую суму 30 000 рублей по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за непредставление антимонопольному органу запрашиваемой информации (глава Тере-Хольского района 15 000 руб., глава Сут-Хольского района 15 000 руб.)

За 11 месяцев 2011 г. - 10 должностных лиц органов местного самоуправления с наложением административного штрафа на общую сумму 180 000 рублей по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за непредставление антимонопольному органу запрашиваемой информации (глава Тандинского района 3 дела 10 000 + 15 000 +15 000 руб., глава сумона Сукпакский Кызылского района 10 000 руб., глава Тес-Хемского района 3 дела 10 000 + 15 000 + 15 000 руб., глава Улуг-Хемского района 2 дела 10 000 + 10 000 руб., глава Овюрского района 2 дела 10 000 + 10 000 руб., глава Дзун-Хемчикского района 2 дела 10 000 +10 000 руб., глава Эрзинского района 2 дела 10 000 + 10 000 руб., глава Барун-Хемчикского района 10 000 руб.)

 

В 99 % случаях административные производства в отношении глав муниципальных образований возбуждены по причине не предоставления информации на запросы Тывинского УФАС России во исполнение поручений ФАС России от 17.02.2011 г. № АЦ/3983 и от 05.03.2011 г. № АЦ/7841 о ежеквартальном мониторинге выделения органами местного самоуправления земельных участков и принятых органами местного самоуправления решений о развитии застроенных территорий.

 

В связи с принятием изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивших в силу с 22 августа 2009 года (ФЗ от 17.07.2009 № 160-ФЗ) введена статья 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления», которая предусматривает административную ответственность в отношении должностных лиц в размере от 15,0 до 30,0 тыс. рублей по части 1 указанной статьи и частью 2 данной статьи за повторность аналогичных административных правонарушений размер штрафа установлен от 30,0 до 50,0 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет.

Основанием привлечения к административной ответственности должностных лиц по статье 14.9 КоАП служит вступившее в силу решение комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, по результатам рассмотрения антимонопольных дел и вынесенных решений комиссий Тывинского УФАС России по статье 14.9 КоАП, предусматривающей ответственность за действия (бездействие) должностных лиц, в том числе органов местного самоуправления, повлекшие за собой (могущие повлечь) ограничение, устранение конкуренции:

В 2010 г. привлечено к административной ответственности 1 должностное лицо (начальник ДЗИО мэрии г. Кызыла),

За 11 месяцев 2011 г. привлечено к административной ответственности 7 должностных лиц органов местного самоуправления и органов исполнительной власти с наложением административного штрафа на общую сумму 105 000 руб. (глава Тоджинского района 15 000 руб., глава Эрзинского района 2 раза по 15 000 руб., глава сумона Сукпакский Кызылского района 15 000 руб., глава администрации с. Бай-Хаак 15 000 руб, мэр города Кызыла 15 000 руб., руководитель Роспотребнадзора по РТ 15 000 руб.),

в отношении 1 должностного лица составлен протокол об административном правонарушении и направлен в районный суд для вынесения решения,

в отношении 2 должностных лиц возбуждены административные дела,

в отношении еще 2 глав администраций направлены уведомления о прибытии на составление протокола об административном правонарушении.

 

Хотелось бы отметить, что во всех случаях должностные лица органов местного самоуправления привлечены к административной ответственности за нарушения порядка предоставления во временное владения или пользования муниципального имущества в нарушении порядка предусмотренного статьей 17.1 и главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Исходя из приведенного анализа выявленных нарушений наиболее часто встречающимися нарушениями требований Закона о защите конкуренции являются – нарушения при передаче муниципального имущества в аренду хозяйствующим субъектам без проведения процедуры торгов (статья 17.1), а также нарушения главы 5 Закона о защите конкуренции в предоставлении муниципальной преференции хозяйствующим субъектам без согласования с антимонопольным органом.

 

II. Выявленные нарушения законодательства о размещении заказа.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва привлечено к административной ответственности за нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов) в 2009, 2010 - 9 месяцев 2011 г. – 26 должностных лица муниципальных образований с наложением общей суммы штрафов в размере 1 205,0 тыс.рублей и 26 специалистов муниципальных образований- членов комиссий с наложением общей суммы административных штрафов в размере 572 444 рублей.

В 2009 г. 7 глав муниципальных образований за нарушение Закона о размещении заказов, в части неправомерного выбора способа размещения муниципального заказа, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.29 КоАП РФ, общая сумма наложенных штрафов составила 270 000 рублей (глава сельского поселения с. Дурген Тандинского района 50 000 руб., глава сельского поселения Бай-Хаак Тандинского района 50 000 руб., председатель сельского поселения Бара-Тара Сут-Хольского района 30 000 руб., председатель сельского поселения Ишкин Сут-Хольского района 30 000 руб., председатель сельского поселения Суг-Аксы Сут-Хольского района 30 000 руб., председатель сельского поселения Алдын-Маадыр Сут-Хольского района 30 000 руб., председатель Администрации Тоджинского района 50 000 руб.);

В 2010 г. привлечено к административной ответственности 13 глав муниципальных образования за нарушение Закона о размещении заказов, в части неправомерного выбора способа размещения муниципального заказа, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.29 КоАП РФ, общая сумма наложенных штрафов составила 695 000 рублей (начальник финансового Управления Администрации Чеди-Хольского района 50 000 руб., председатель администрации сельского поселения Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Бояровский Каа-Хемского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Барун-Хемский Каа-Хемского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Кок-Хаакский Каа-Хемского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Кунгустский Каа-Хемского района 30 000 руб., председатель Администрации Тоджинского района 50 000 руб., председатель Администрации Эрзинского района (2 раза ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ – 30 000 руб., ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ – 15 000 руб.), председатель администрации сельского поселения Сарыг-Бурунский Эрзинского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Моренский Эрзинского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Бай-Тагский Эрзинского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Нарынский Эрзинского района 30 000 руб., Мэр г. Кызыла по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ 5х50 000 руб.);

За 9 месяцев 2011 г. привлечено к административной ответственности 6 глав муниципальных образований, наложена общая сумма штрафов 240 000 руб, из них за нарушение Закона о размещении заказов, в части неправомерного выбора способа размещения муниципального заказа, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.29 КоАП РФ - 5 лиц, общая сумма наложенных штрафов составила 210 000 рублей (начальник Департамента капитального строительства Мэрии г. Кызыла 50 000 руб., начальник отдела культуры Администрации Тандинского района 30 000 руб., глава сельского поселения Кочетово Тандинского района 30 000 руб., и.о. председателя Администрации Кызылского района 50 000 руб., председатель Администрации Барун-Хемчикского района 50 000 руб.), в части нарушения срока размещения муниципального заказа, ответственность за которое предусмотрена ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ 1 должностное лицо, общая сумма наложенного штрафа составила 30 000 руб. (председатель Администрации Эрзинского района).

Приведенные данные о практике привлечения к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления показывают, что основным и превалирующим нарушением в сфере размещения заказов является выбор должностными лицами органов местного самоуправления способа размещения заказа в нарушении требований Закона о размещении заказов.

Наиболее часто встречающимися нарушениями в этой сфере в 2009 и 2010 г. хотелось бы отметить заключение должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных контрактов (договоров) на сумму свыше 100 000 рублей на поставку угля с ООО «Тувинская горнорудная компания» без проведения торгов или запроса котировок. Причем при рассмотрении данной категории дел лица, привлекаемые к административной ответственности, безосновательно утверждали, что указанный выше хозяйствующий субъект является субъектом естественной монополи, что в свою очередь в последствии ложилось в основу поданных жалоб в судебные инстанции. Однако по указанным основаниям не одно постановление Тывинского УФАС России о наложении административного наказания не было отменено судами, в связи с тем, что ООО «Тувинская горнорудная компания» не является субъектом естественной монополии.

Снижение количества должностных лиц муниципальных образований привлекаемых к административной ответственности в 2011 г. по мнению Тывинского УФАС России связано:

- во-первых, с включением меньшего количества в ежегодный план проверок Тывинского УФАС России плановых выездных мероприятий в отношении органов местного самоуправления;

- во-вторых, с наработанной Тывинским УФАС России практикой, которая кроме карательной функции является и превентивной;

- в- третьих, с переходом всех государственных и муниципальных заказчиков на единую систему электронных торгов в какой -то части сократило нарушение законодательства о размещении заказов без проведении процедуры торгов.

 

Так же, следует отметить вторую группу нарушений, которые связаны с работой конкурсных, аукционных, котировочных комиссий или единых комиссий (далее Комиссии), которые созданы при всех без исключения органах местного самоуправления, причем возглавляют указанные Комиссии зачастую заместители глав муниципальных образований, а членами являются специалисты указанных органов местного самоуправления. Причем в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каждый член такой комиссии несет ответственность за свои действия, как должностное лицо вне зависимости от должности, занимаемой в органе местного самоуправления.

За рассматриваемый период к административной ответственности за нарушение порядка отбора участников торгов, необоснованный отказ от участия в торгах, отклонения котировочных заявок по основаниям, не предусмотренных законодательством о размещении заказов привлечено 26 должностных лиц администраций районов - членов конкурсных, аукционных, котировочных комиссий или единых комиссий.

В 2009 г. привлечено к административной ответственности 14 должностных лиц по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение порядка отбора участников торгов, то есть необоснованный отказ участнику размещения заказа к участию в торгах, 8 членов Комиссии, из которых с Администрации Тандинского района - 3 члена комиссии, общая сумма наложенных штрафов 90 000 рублей, Администрации Улуг-Хемского района 3 члена комиссии, общая сумма наложенных штрафов 90 000 рублей, Администрации Тоджинского района 2 члена комиссии, общая сумма наложенного штрафа 12 000 рублей (причина уменьшения размера штрафа внесенные изменения в санкцию части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.)

В 2010 г. - 8 должностных лиц привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение порядка отбора участников торгов, то есть необоснованный отказ участнику размещения заказа к участию в торгах, 4 члена Комиссии Овюрского района, общая сумма наложенных штрафов составила 120 000 рублей;

по части 6 статьи 7.30 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за отклонение членом котировочной или единой комиссии котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд 4 члена Комиссии Эрзинского района, общая сумма наложенных штрафов составила 164 844 рублей (каждое лицо из указанных членов Комиссии было привлечено к административной ответственности дважды 23 085 + 18 126 х 4).

За 9 месяцев 2011 г. привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение порядка отбора участников торгов, то есть необоснованный отказ участнику размещения заказа к участию в торгах, 4 члена Комиссии Тере-Хольского района, общая сумма наложенного штрафа составила 95 600 рублей (23 900 х 4).

 

В отношении должностных лиц органов исполнительной власти Республики Тыва, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений:

в 2010 г. привлечено к административной ответственности всего 27 должностных лиц:

2 руководителя федеральных бюджетных учреждений за нарушение Закона о размещении заказов, в том числе:

- 1 должностное лицо Федерального государственного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства привлечено за нарушение Закона о размещении заказов, в части неправомерного выбора способа размещения муниципального заказа, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.29 КоАП по 4 фактам, общая сумма наложенного штрафа составила 200 000 рублей;

- 1 должностное лицо Федерального государственного учреждения ««Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения»» привлечено за нарушение Закона о размещении заказов, в части неправомерного изменения условий исполнения государственного контракта, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.32 КоАП, на должностное лицо наложен административный штраф в размере 20 000 рублей.

 

25 должностных лиц за нарушение Закона о размещении заказов связанные с работой конкурсных, аукционных, котировочных комиссий или единых комиссий (далее Комиссии):

- за нарушение порядка отбора участников размещения заказа привлечено к административной ответственности членов Комиссии республиканских органов – 17, общая сумма наложенного штрафа составила 670 000 рублей; членов Комиссий территориальных управлений федеральных органов 8, общая сумма наложенного штрафа составила 138 221 рублей.

За 9 месяцев 2011 г. привлечено к административной ответственности 20 должностных лиц, том числе 7 должностных лиц бюджетных учреждений:

4 руководителя федеральных бюджетных учреждений и органов власти (Управление МЧС по РТ, ТувГУ, Тывинская таможня, ФГУ Тываводмелиорация) за нарушение Закона о размещении заказов, в части неправомерного выбора способа размещения муниципального заказа, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.29 КоАП , общая сумма наложенного штрафа составила 160 000 рублей;

2 руководителя республиканского бюджетного учреждения и министерства ( ГУ Дерзиг-Аксынский психоневрологический интернат, замминистра здравоохранения РТ) за нарушение Закона о размещении заказов, в части неправомерного выбора способа размещения заказа, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.29 КоАП , общая сумма наложенного штрафа составила 80 000 рублей;

1 руководитель республиканского министерства (министр сельского хозяйства РТ) за сокращение должностным лицом заказчика сроков подачи заявок на участие, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.30 КоАП, общая сумма наложенного штрафа составила 30 000 рублей.

13 государственных служащих за нарушение Закона о размещении заказов, связанные с работой конкурсных, аукционных, котировочных комиссий или единых комиссий (далее Комиссии):

- за нарушение порядка отбора участников размещения заказа привлечено к административной ответственности членов Комиссии республиканских органов – 12 государственных служащих, общая сумма наложенного штрафа составила 304 000 рублей; членов Комиссий территориальных органов исполнительной власти федеральных органов 1, общая сумма наложенного штрафа составила 12 603 рублей.

Практически 90 % постановлений о наложении административного штрафа за нарушения законодательства о размещении заказов должностными лицами обжалуется в судебном порядке.

В целом же сложилась положительная правоприменительная практика Тывинского УФАС России, которая в 65-85 % случаев в зависимости от норм соответствующего законодательства - антимонопольного, о размещении заказов, административного, судами разных инстанций поддерживается.