Доклад руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва О.М. Долгих к Координационному совещанию руководителей правоохранительных органов Республики Тыва

 

« О деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва в сфере осуществления контроля за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в 2010 г. и 1 квартал 2011 г.»

 

За период работы 2010 года Тывинским УФАС России рассмотрено 48 жалоб участников размещения заказа, из них:

- признаны необоснованными 21 жалоба на действия государственного (муниципального) заказчика и уполномоченного органа;

- признаны обоснованными 15 жалоб на действия государственного (муниципального) заказчика или уполномоченного органа;

- признаны несоответствующими требованиям статьи 59 Закона о размещении заказов 8 жалоб,

- передано по подведомственности в Федеральную службу по оборонному заказу 1 жалоба,

- отозвано 3 жалобы.

Анализ практики рассмотрения жалоб Тывинским УФАС России в 2010 г. показал, что по сравнению с 2009 г. увеличилось количество жалоб на действия государственных заказчиков и уполномоченных органов при проведении тендерных процедур и запроса котировок на закупку лекарственных средств и медицинского оборудования.

В 2010 г. Тывинским УФАС России проведено 24 проверки в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления на соблюдение требований Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов) , за исключением документарных проверок по поступившим жалобам, из которых:

- 7 плановых выездных проверок в отношении:

- Управления автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства, в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения статьи 15, части 6 статьи 36 Закона о размещении заказов, в отношении виновного лица вынесено постановление о наложении административного наказания;

- Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений положений Закона о размещении заказов не выявлено;

- Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва, в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 25, части 8 статьи 37, части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов, в связи с тем что допущенные нарушения требований Закона о размещении заказов совершены по истечении срока предусмотренного для привлечения виновных лиц к административной ответственности, а так же выявленные нарушения не повлияли на законность итогового решения, административное производство не возбуждалось, государственный заказчик предупрежден о недопущении в будущем выявленных нарушений Закона о размещении заказов;

- Управления по недропользованию по Республики Тыва, в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений положений Закона о размещении заказов не выявлено;

- Государственного учреждения — Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Тыва, в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения статьи 15 Закона о размещении заказов, в связи с тем, что изменения в КоАП РФ внесены 17.07.2009 г., административное производство по факту выявленного в 2009 г. нарушения статьи 15 Закона о размещении заказов не возбуждалось, государственный заказчик предупрежден о недопущении в будущем выявленных нарушений Закона о размещении заказов;.

- Администрации муниципального района «Эрзинский кожуун Республики Тыва», в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения части 1 статьи 10, пункта 1, 4 части 1 статьи 12, подпункта «б» пункта 1 части 2 статьи 35, подпункта «в» пункта 1 части 2 статьи 35, части 2.2 статьи 35, части 3, 6 статьи 36, части 1 статьи 44, части 3, 4 статьи 47, пункт 1, 4 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в отношении виновных лиц вынесены постановления о наложении административного наказания в виде штрафа;

- 12 внеплановых выездных проверок по обращениям в отношении:

- Управления автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства, в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений положений Закона о размещении заказов не выявлено;

- 4 проверки Управления автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства, в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения части 1 статьи 10, пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в отношении должностного лица возбуждено дело об административном правонарушении;

- Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Тыва, в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения части 1 статьи 10, пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в отношении должностного лица возбуждено дело об административном правонарушении;

- Министерства здравоохранения Республики Тыва, в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений положений Закона о размещении заказов не выявлено;

- Государственного учреждения Республики Тыва «Управление капитального строительства», в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 11, пункта 4 части 1, части статьи 12, части 2.2 статьи 35, подпункта «б», пункта 3, части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов, в отношении виновных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях;

- Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Тыва, в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения статьи 43, 44 Закона о размещении заказов, без возбуждения административных дел, в связи с тем что выявленные нарушения не повлияли на законность итогового решения, административное производство не возбуждалось, государственный заказчик предупрежден о недопущении в будущем выявленных нарушений Закона о размещении заказов;

- Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва, в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в отношении должностного лица государственного заказчика вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения;

- Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Тыва», в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения части 11 статьи 41.9, части 8, 9, 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, в отношении должностного лица государственного заказчика возбуждено административное производство с вынесением постановления о наложении административного наказания в виде штрафа;

- Министерства финансов Республики Тыва, в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения части 3 статьи 36, части 2 статьи 47 Закона о размещении заказов, в связи с окончанием контрольного мероприятия 30.12.2010 г. в январе 2011 г. в отношении виновных лиц возбуждено административное производство;

- 5 внеплановых камеральных проверок в отношении:

- Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения части 1 статьи 33, части 5.2 статьи 37 Закона о размещении заказов, в отношении должностного лица государственного заказчика возбуждено административное производство с вынесением постановления о наложении административного наказания в виде штрафа;

- Управления культуры и информационной политики администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун», в ходе проведении контрольного мероприятия выявлены нарушения части 5 статьи 9, части 1 статьи 33, части 6 статьи 35, части 6 статьи 36 Закона о размещении заказов, в отношении должностных лиц муниципального заказчика возбуждено административное производство с вынесением постановлений о наложении административного наказания в виде штрафа;

- Министерства финансов Республики Тыва, в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений положений Закона о размещении заказов не выявлено;

- Пограничного управления ФСБ России по Республике Тыва, в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения части 4 статьи 47 Закона о размещении заказов, государственному заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о размещении заказов, предписание исполнено;

- Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения части 4, 7.1 статьи 47 Закона о размещении заказов, в связи с окончанием контрольного мероприятия 31.12.2010 г. в январе 2011 г. в отношении виновных лиц возбуждено административное производство.

За 12 месяцев 2010 года Тывинским УФАС России рассмотрено 17 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков хозяйствующих субъектов:

- 7 обращений возвращено в связи с несоответствием статье 19 Закона о размещении заказов и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2007 г. № 292;

  • по 3 обращениям Тывинским УФАС России проведены внеплановые проверки и вынесены решения об отказе в удовлетворении заявлений о включении в реестр недобросовестных поставщиков;

  • 7 хозяйствующих субъектов, а именно ОАО ДЭП № 355, СПК «Тербе-Даш», ООО «ИнтерСтиль», ООО «СибЛес», ИП Г..., ООО ПК «Тувакомплект», ИП Д... включены в реестр недобросовестных поставщиков.

По результатам проведения плановых, внеплановых проверок и поступивших материалов прокуратуры Республики Тыва и районных прокуратур в 2010 г. возбуждено 87 административных дел по нарушениям Закона о размещении заказов на общую сумму — 1761,4 тысяч рублей, из которых прекращено 18 административных производств, 11 отменены судами различных инстанций, взыскано в бюджеты различных уровней

1 674,2 тысяч рублей.

Привлечено к административной ответственности:

  1. по статье 7.29 КоАП РФ 19 должностных лиц,

  2. по статье 7.30 КоАП РФ 31 должностное лицо,

  3. по статье 20.25 КоАП РФ в отношении 9 должностных лиц за неисполнение постановлений Тывинского УФАС России о наложении административного штрафа за нарушение законодательства о размещении заказов составлено 9 протоколов, которые направлены по подсудности в суды общей юрисдикции. По результатам рассмотренных судом материалов административных дел: 1 дело прекращено, по 1 вынесено постановление о наложении штрафа в двойном размере, по 7 делам вынесены постановления о наложении административного наказания в виде ареста на 1 сутки.

Основной проблемой, с которой сталкивается Тывинское УФАС России при привлечении лиц к административной ответственности является их надлежащее извещение, так как зачастую лицо, привлекаемое к административной ответственности проживает и осуществляет свою служебную деятельность за пределами административного центра.

Наиболее часто встречающиеся административные нарушения в сфере размещения государственного (муниципального) заказа в 2010 г. явились нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ связанные с необоснованным отказом в допуске участнику размещения заказа к участию в процедуре открытого аукциона и конкурса, а так же административные правонарушения ответственность за которые предусмотрена статьей 7.29 КоАП РФ связанные с неправильным выбором способа размещения заказов, которые составляют около 90 % от общего числа возбужденных административных дел.

Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами постановлений о наложении административного штрафа Тывинского УФАС России в сфере размещения заказа отражает правильность выводов Тывинского УФАС России, отраженных при вынесении соответствующих решений, так за 12 месяцев 2010 г. из 44 обжалованных постановлений Тывинского УФАС России за нарушения в сфере размещения заказов, решениями судов Республики Тыва отменено 10, что соответственно отражает законность и обоснованность решений антимонопольного управления. Основной причиной отмены является негативная судебная практика, сложившаяся на территории Республики Тыва, связанная с прекращением производства по делам об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенных административных правонарушений (ст. 2.9 КоАП РФ) в случае если лицо, привлекаемое к административной ответственности добровольно устранило выявленные в ходе проверки нарушения, то есть исполнило предписание Тывинского УФАС России в установленный срок. Тогда как составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушения федерального законодательства о размещении заказов по своей конструкции являются формальными, то есть ответственность наступает за само деяние вне зависимости от наступивших последствий. Такие обстоятельства как личность лица привлекаемого к административной ответственности, добровольное устранение последствий противоправных действий (бездействия) может служить лишь обстоятельством смягчающим административную ответственность, однако данные обстоятельства в связи со значительными суммами штрафов, предусмотренные большинством составов КоАП РФ, предусматривающих ответственность за нарушение федерального законодательства о размещении заказов оцениваются судами первой и кассационной инстанции, как обстоятельства малозначительности совершенного административного правонарушения.

В 2010 г. Тывинским УФАС России подано 1 исковое заявление о признании недействительным государственного контракта, заключенного в связи с неправильным выбором способа размещения заказа. Исковое заявление Тывинского УФАС России решением Арбитражного суда Республики Тыва удовлетворено в полном объеме.

При исполнении возложенных полномочий по осуществлению государственного контроля в сфере размещения заказов возникают проблемы в недостаточно качественном направлении материалов органами, проводившими проверки, что в свою очередь создает дополнительное прорабатывание вопросов в форме запроса недостающих документов для вынесение решения. Документы в Тывинское УФАС России для рассмотрения поступают с истекающими сроками либо уже с истекшим сроком по привлечению к административной ответственности и соответственно происходит нарушение административной процедуры, что в последствии ведет к отмене постановлений о наложении административного наказания.

Достаточно часто встречаются случаи неверного указания в направленных материалах для возбуждения административного производства частей, статей по которым привлекаются должностные лица к административной ответственности, что приводит к возвращению материалов в органы их направившие либо вынесения постановления о прекращении дела.

За первый квартал 2011 г. в адрес Тывинского УФАС России поступило 11 жалоб на действия (бездействие) государственных и муниципальных заказчиков, отозвана заявителем 1 жалоба, признаны необоснованными 5 жалоб, признаны обоснованными 5 жалоб, выдано предписаний 5, исполнено без судебного обжалования 4 предписания, 1 предписание обжалуется в Арбитражном суде Республики Тыва.

Проведено 6 проверок:

  1. Плановых выездных федеральных органов государственной власти – 2,

  2. Внеплановых выездных федеральных органов государственной власти – 2;

  3. Внеплановых камеральных федеральных органов государственной власти – 1;

  4. Внеплановая камеральная проверка органа местного самоуправления – 1.

В ходе проведения плановых и внеплановых проверок инспекциями Тывинского УФАС России проверено 88 заказов, из которых выявлено 27 заказов с нарушениями требований Закона о размещении заказов.

Наиболее часто встречающимися нарушениями, допускаемые государственными и муниципальными заказчиками является нарушение порядка отбора участников торгов, запроса котировок, а так же нарушение способа размещения заказов.

Следует отметить, что в связи с переходом на электронные торги участились случаи обращения в адрес Тывинского УФАС России государственных заказчиков, которые в силу отсутствия необходимого опыта допускают технические ошибки при работе с электронными площадками, в связи, с чем Тывинское УФАС России вынуждено проводить проверочные мероприятия и в случае подтверждения фактов выдавать предписания об их устранения. За текущий период 2011 г. поступило 2 подобных заявления, по итогам 2010 г. рассмотрено всего 1 аналогичное заявление.

По результатам проведения плановых и внеплановых проверок, а так же по результатам рассмотрения административных материалов, направленных в адрес Тывинского УФАС России прокуратурами Республики Тыва вынесено 50 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 1744,8 тыс. рублей, взыскано 678,1 тыс. рублей, из которых:

1. По статье 7.29 КоАП РФ – 23, на общую сумму 970 тыс. рублей, из которых взыскано в бюджеты различных уровней 346,1 тыс. рублей, 7 постановлений обжалуются в судах различных уровней;

2. По части 2 статьи 7.30 КоАП РФ – 16, на общую сумму 434,7 тыс. рублей, из которых взыскано в бюджеты различных уровней 194,6 тыс. рублей, 1 постановлений обжалуются в суде;

3. По части 6 статьи 7.30 КоАП РФ – 4, на общую сумму 82,4 тыс. рублей, из которых взыскано в бюджеты различных уровней 87,4 тыс. рублей (с учетом поступлений за 2010 г.);

4. По части 8 статьи 7.30 КоАП РФ – 2, на общую сумму 60 тыс. рублей, 1 постановление отменено Кызылским городским судом Республики Тыва, 1 постановление в стадии исполнения;

5. По статье 7.32 КоАП РФ – 3, на общую сумму 97,7 тыс. рублей, из которых взыскано в бюджеты различных уровней 50 тыс. рублей, 1 постановлений обжалуются в суде, 1 постановление в стадии исполнения;

6. По статье 19.5 КоАП РФ – 2, на общую сумму 100 тыс. рублей, из которых 1 обжалуется в Кызылском городском суде Республики Тыва, 1 в стадии принудительного исполнения.

Из общего количества вынесенных постановлений о наложении административного штрафа за январь-март 2011 г. обжаловано в судебном порядке 24 постановления Тывинского УФАС России, оставлено в силе 15 постановлений, 9 постановлений находятся в стадии рассмотрения судами.

Исходя из анализа, рассмотренных Тывинским УФАС России административных дел за 2009 г., 2010 г. следуют, что большинство нарушений допускаемых государственными и муниципальными заказчиками составляют нарушения, допущенные в ходе отбора участников торгов и запроса котировок, а так же при определении способа размещения заказа, данные нарушения не теряют своей актуальности и в текущем периоде 2011 г.

 

 

 

Руководитель управления О.М.Долгих