Доклад руководителя Тывинского УФАС России к совещанию по вопросам соблюдения администрациями муниципальных образований антимонопольного законодательства ...

 

 

 

ДОКЛАД

к совещанию по вопросам соблюдения администрациями муниципальных образований антимонопольного законодательства и требований Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

 

11 ноября 2011 года

 

В своем выступлении хотела бы озвучить общие статистические данные показателей правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Тыва за 2009 год – 9 месяцев 2011 года, раскрыть более полно и системно имеющиеся проблемы в правоприменении действующего законодательства Российской Федерации муниципальными образованиями республики в области антимонопольного контроля и контроля в сфере размещения заказа, отразить общие тенденции, складывающиеся при осуществлении контрольных функций управления, озвучить наиболее типичные нарушения, выявляемые Тывинским УФАС России.

Так как планом совещания определен вопрос в области двух направлений деятельности антимонопольного управления, то и информация будет представлена в форме двух частей: антимонопольного законодательства и административная ответственность, предусмотренная за его нарушения и законодательства о размещении заказа.

Начну с общих показателей правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службой по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) связанные с нарушениями требований Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции):

В 2009 г. возбуждено и рассмотрено всего 10 дел по нарушению требований антимонопольного законодательства, выдано предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства_8, в том числе по статьям 15 (1 дело, предписание 1),16 (не было), 17 (не было), 17.1 (5дел, выдано предписаний 3, прекращено – 2 дела с добровольным устранением ), 18 (2 дела, 2 предписания), глава 5 (2 дела, предписаний 2) Закона о защите конкуренции,

в 2010 г. - 11__дел, выдано предписаний__7, подано исков в суд – 1, в том числе по статье 15 (8 дел, из них 2 прекращено по добровольному устранению, 6 предписаний), 16 (не было), 17 (1 дело прекращено с добровольным устранением), 17.1 (2 дела, 1 предписание, 1 иск подан в суд- Эрзинская администрация в пользу управления), 18 (не было), глава 5( квалифицируется в статью 15).

за 9 месяцев 2011 г. - 14 дел, выдано предписаний _12, в том числе по статье 15 (9 дел, из них 2 прекращено с добровольным устранением, выдано 7 предписаний), по статье 16 ( 1 дело, 1 предписание), по статье 17( 1 дело, 1 предписание), по статье 17.1 ( 3 дела, 3 предписания), по статье 18, главе 5(не было).

По 35 делам за 2009- 2011 гг, где установлены нарушения, выдано 27 предписаний, прекращено 7 антимонопольных дел в связи с добровольным устранением нарушений до вынесения решения комиссией Тывинского УФАС России, подан 1 иск в суд, решением Арбитражного суда Республики Тыва удовлетворено требование антимонопольного управления.

 

Таким образом, как свидетельствует приведенная статистика нарушения антимонопольного законодательства не снижаются, а наоборот с каждым годом увеличиваются. Дела возбуждаются в основном по результатам проверок, проводимых Тывинским УФАС России, в большинстве случаев признаки нарушений находят свое подтверждение в ходе рассмотрения антимонопольных дел.

 

Сразу хочу отметить, что в большинстве случаев выданные управлением предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства исполняются администрациями муниципальных образований. Но все-таки имеются случаи их неисполнения.

На основании вынесенных решений и выданных предписаний привлечено к административной ответственности за неисполнение в установленный срок законных предписаний Тывинского УФАС России за период 2009 - 9 мес. 2011 г. – 5 должностных лица.

В 2010 г. - 2 должностных лица органа местного самоуправления по ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ, за не исполнение в установленный срок законного предписания Комиссии Тывинского УФАС России с наложением административного штрафа в размере 8 000 руб. (глава Тоджинского района, глава с. Хову-Аксы).

За 9 месяцев 2011 г. - 3 должностных лица органа местного самоуправления по ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ, за не исполнение в установленный срок законного предписания Комиссии Тывинского УФАС России с передачей материалов административного производства в суд.(глава Эрзинского района, сумона Бай-Хаак, ДЗИО мэрии города Кызыла)

В отношении 2 должностных лиц в настоящее время проводится процедура возбуждения административного производства( Чихачев – Кызылсский район, Иусов- Пий-Хемский район).

 

Меры административного воздействия очень часто применяются к главам муниципальных образований за непредставление информации по запросу Тывинского УФАС России в рамках проводимых мониторингов рынков.

В целом за рассматриваемый период по части 5 статьи 19.8 КоАП привлечено к административной ответственности 17 глав муниципальных образований, наложено всего штрафных санкций в размере 290 000 рублей. К некоторым главам администраций по данной статье применены дважды меры административного наказания в виде наложения штрафа.

В 2009 г. - 5 должностных лица органа местного самоуправления, с наложением административного штрафа на общую сумму 80 000 рублей по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за непредставление антимонопольному органу запрашиваемой информации (глава Чаа-Хольского района 15 000 руб., заместитель председателя Тес-Хемского района 2 раза по 30 000 руб., глава Барун-Хемчикского района 10 000 руб., глава Бай-Тайгинского района 15 000 руб.);

В 2010 г. - 2 должностных лица органа местного самоуправления с наложением административного штрафа на общую суму 30 000 рублей по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за непредставление антимонопольному органу запрашиваемой информации (глава Тере-Хольского района 15 000 руб., глава Сут-Хольского района 15 000 руб.)

За 9 месяцев 2011 г. - 10 должностных лиц органов местного самоуправления с наложением административного штрафа на общую сумму 180 000 рублей по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за непредставление антимонопольному органу запрашиваемой информации (глава Тандинского района 3 дела 10 000 + 15 000 +15 000 руб., глава сумона Сукпакский Кызылского района 10 000 руб., глава Тес-Хемского района 3 дела 10 000 + 15 000 + 15 000 руб., глава Улуг-Хемского района 2 дела 10 000 + 10 000 руб., глава Овюрского района 2 дела 10 000 + 10 000 руб., глава Дзун-Хемчикского района 2 дела 10 000 +10 000 руб., глава Эрзинского района 2 дела 10 000 + 10 000 руб., глава Барун-Хемчикского района 10 000 руб.)

 

В 99 % случаях административные производства в отношении глав муниципальных образований возбуждены по причине не предоставления информации на запросы Тывинского УФАС России во исполнение поручений ФАС России от 17.02.2011 г. № АЦ/3983 и от 05.03.2011 г. № АЦ/7841 о ежеквартальном мониторинге выделения органами местного самоуправления земельных участков и принятых органами местного самоуправления решений о развитии застроенных территорий.

 

В связи с принятием изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивших в силу с августа 2009 года (ФЗ от 17.07.2009 № 160-ФЗ) введена статья 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления», которая предусматривает административную ответственность в отношении должностных лиц в размере от 15,0 до 30,0 тыс. рублей по части 1 указанной статьи и частью 2 данной статьи за повторность аналогичных административных правонарушений размер штрафа установлен от 30,0 до 50,0 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет.

Основанием привлечения к административной ответственности должностных лиц по статье 14.9 КоАП служит вступившее в силу решение комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, по результатам рассмотрения антимонопольных дел и вынесенных решений комиссий Тывинского УФАС России по статье 14.9 КоАП, предусматривающей ответственность за действия (бездействие) должностных лиц, в том числе органов местного самоуправления, повлекшие за собой (могущие повлечь) ограничение, устранение конкуренции:

В 2010 г. привлечено к административной ответственности 1 должностное лицо (начальник ДЗИО мэрии),

За 9 месяцев 2011 г. привлечено к административной ответственности 3 должностных лица органов местного самоуправления с наложением административного штрафа на общую сумму 45 000 руб. (глава Тоджинского района 15 000 руб., глава Эрзинского района 15 000 руб., глава сумона Сукпакский Кызылского района 15 000 руб.),

в отношении 1 должностного лица составлен протокол об административном правонарушении и направлен в районный суд для вынесения решения,

в отношении 2 должностных лиц возбуждены административные дела,

в отношении еще 2 глав администраций направлены уведомления о прибытии на составление протокола об административном правонарушении.

 

Хотелось бы отметить, что во всех случаях должностные лица органов местного самоуправления привлечены к административной ответственности за нарушения порядка предоставления во временное владения или пользования муниципального имущества в нарушении порядка предусмотренного статьей 17.1 и главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Исходя из приведенного анализа выявленных нарушений наиболее часто встречающимися нарушениями требований Закона о защите конкуренции являются – нарушения при передаче муниципального имущества в аренду хозяйствующим субъектам без проведения процедуры торгов (статья 17.1), а также нарушения главы 5 Закона о защите конкуренции в предоставлении муниципальной преференции хозяйствующим субъектам без согласования с антимонопольным органом.

 

Хочу отметить такой момент, когда Тывинским УФАС России в рамках адвокатирования (разъяснения) антимонопольного законодательства по собственной инициативе и на безвозмездной основе проводятся семинары-совещания для муниципальных образований и органов власти, то желающих принять участие минимальное, но когда за нарушение антимонопольного законодательства возбуждаются дела административного характера, то главы администраций высказывают свои недовольства и ссылаются на незнание законодательства.

К примеру проведены:

- 22.10.2009 г. семинар на тему «Разъяснения положений статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества», на котором присутствовали представители Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла, Администрации г. Ак-Довурак, Администрации Дзун-Хемчикского района, Администрации Чеди-Хольского района, Администрации Монгун-Тайгинского района (5 представителей районов из 19);

- 26.08.2010 г. семинар на тему «Разъяснения главы 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления государственных и муниципальных преференций» с участием представителей Мэрии г. Кызыла, Администрации г. Ак-Довурак, Администрации Тандинского района, Администрации Эрзинского района, Администрации Пий-Хемского района (5 представителей районов из 19);

- 18.05.2011 г. проводился семинар - совещание на тему «Разъяснение применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»» с участием представителей Администрации Улуг-Хемского района, Администрации Кызылского района, Администрации Тере-Хольского района, ДЗИО Мэри г. Кызыла, Администрации Монгун-Тайгинского района, Администрации Пий-Хемского района, Администрации Тоджинского района, Администрации Чеди-Хольского района, Администрации Тандинского района, Администрации Дзун-Хемчикского района (10 представителей районов из 19).

Количество представителей органов местного самоуправления на проводимых Тывинским УФАС России семинарах показывает реальную картину в части заинтересованности органов местного самоуправления Республики Тыва в соблюдении требований антимонопольного законодательства. Однако это явление временное и о важности соблюдения всех требований законодательства о защите конкуренции и об ответственности за его нарушения показывает указанная выше статистика лиц привлеченных к административной ответственности и это только начало применения Тывинским УФАС России административных мер воздействия в отношении правонарушителей, причем при повторном нарушении требований антимонопольного законодательства Тывинское УФАС России вынуждено обращаться в судебные инстанции при рассмотрении дел применения в отношении виновных лиц, такой меры наказания как дисквалификация.

 

Вторая часть моего выступления отразит выявленные нарушения законодательства о размещении заказа.

И опять начну со статистики. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва привлечено к административной ответственности за нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов) в 2009, 2010 - 9 месяцев 2011 г. – 32 должностных лица муниципальных образований с наложением общей суммы штрафов в размере 1 160,0 тыс.рублей.

В 2009 г. 7 глав муниципальных образований за нарушение Закона о размещении заказов, в части неправомерного выбора способа размещения муниципального заказа, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.29 КоАП РФ, общая сумма наложенных штрафов составила 270 000 рублей (глава сельского поселения с. Дурген Тандинского района 50 000 руб., глава сельского поселения Бай-Хаак Тандинского района 50 000 руб., председатель сельского поселения Бара-Тара Сут-Хольского района 30 000 руб., председатель сельского поселения Ишкин Сут-Хольского района 30 000 руб., председатель сельского поселения Суг-Аксы Сут-Хольского района 30 000 руб., председатель сельского поселения Алдын-Маадыр Сут-Хольского района 30 000 руб., председатель Администрации Тоджинского района 50 000 руб.);

В 2010 г. привлечено к административной ответственности 13 глав муниципальных образования за нарушение Закона о размещении заказов, в части неправомерного выбора способа размещения муниципального заказа, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.29 КоАП РФ, общая сумма наложенных штрафов составила 650 000 рублей (начальник финансового Управления Администрации Чеди-Хольского района 50 000 руб., председатель администрации сельского поселения Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Бояровский Каа-Хемского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Барун-Хемский Каа-Хемского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Кок-Хаакский Каа-Хемского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Кунгустский Каа-Хемского района 30 000 руб., председатель Администрации Тоджинского района 50 000 руб., председатель Администрации Эрзинского района (2 раза ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ – 30 000 руб., ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ – 15 000 руб.), председатель администрации сельского поселения Сарыг-Бурунский Эрзинского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Моренский Эрзинского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Бай-Тагский Эрзинского района 30 000 руб., председатель администрации сельского поселения Нарынский Эрзинского района 30 000 руб., Мэр г. Кызыла по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ 5х50 000 руб.);

За 9 месяцев 2011 г. привлечено к административной ответственности 6 глав муниципальных образования, из них за нарушение Закона о размещении заказов, в части неправомерного выбора способа размещения муниципального заказа, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.29 КоАП РФ - 5 лиц, общая сумма наложенных штрафов составила 210 000 рублей (начальник Департамента капитального строительства Мэрии г. Кызыла 50 000 руб., начальник отдела культуры Администрации Тандинского района 30 000 руб., глава сельского поселения Кочетово Тандинского района 30 000 руб., и.о. председателя Администрации Кызылского района 50 000 руб., председатель Администрации Барун-Хемчикского района 50 000 руб.), в части нарушения срока размещения муниципального заказа, ответственность за которое предусмотрена ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ 1 должностное лицо, общая сумма наложенного штрафа составила 30 000 руб. (председатель Администрации Эрзинского района).

Озвученные данные о практике привлечения к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления показывают, что основным и превалирующим нарушением в сфере размещения заказов является выбор должностными лицами органов местного самоуправления способа размещения заказа в нарушении требований Закона о размещении заказов.

Наиболее часто встречающимися нарушениями в этой сфере в 2009 и 2010 г. хотелось бы отметить заключение должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных контрактов (договоров) на сумму свыше 100 000 рублей на поставку угля с ООО «Тувинская горнорудная компания» без проведения торгов или запроса котировок. Причем при рассмотрении данной категории дел лица, привлекаемые к административной ответственности, безосновательно утверждали, что указанный выше хозяйствующий субъект является субъектом естественной монополи, что в свою очередь в последствии ложилось в основу поданных жалоб в судебные инстанции. Однако по указанным основаниям не одно постановление Тывинского УФАС России о наложении административного наказания не было отменено судами, в связи с тем, что ООО «Тувинская горнорудная компания» не является субъектом естественной монополии.

Снижение количества должностных лиц привлекаемых к административной ответственности в 2011 г. по нашему мнению связано:

Во-первых, с включением меньшего количества в ежегодный план проверок Тывинского УФАС России плановых выездных мероприятий в отношении органов местного самоуправления;

Во-вторых, с наработанной Тывинским УФАС России практикой, которая кроме карательной функции является и превентивной;

В- третьих, с переходом всех государственных и муниципальных заказчиков на единую систему электронных торгов.

 

Так же, следует отметить вторую группу нарушений, которые связаны с работой конкурсных, аукционных, котировочных комиссий или единых комиссий (далее Комиссии), которые созданы при всех без исключения органах местного самоуправления, причем возглавляют указанные Комиссии зачастую заместители глав муниципальных образований, а членами являются специалисты указанных органов местного самоуправления. Причем в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каждый член такой комиссии несет ответственность за свои действия, как должностное лицо вне зависимости от должности, занимаемой в органе местного самоуправления.

За рассматриваемый период к административной ответственности за нарушение порядка отбора участников торгов, необоснованный отказ от участия в торгах, отклонения котировочных заявок по основаниям, не предусмотренных законодательством о размещении заказов привлечено 26 должностных лиц администраций районов - членов конкурсных, аукционных, котировочных комиссий или единых комиссий.

В 2009 г. привлечено к административной ответственности 14 должностных лиц по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение порядка отбора участников торгов, то есть необоснованный отказ участнику размещения заказа к участию в торгах, 8 членов Комиссии, из которых с Администрации Тандинского района - 3 члена комиссии, общая сумма наложенных штрафов 90 000 рублей, Администрации Улуг-Хемского района 3 члена комиссии, общая сумма наложенных штрафов 90 000 рублей, Администрации Тоджинского района 2 члена комиссии, общая сумма наложенного штрафа 12 000 рублей (причина уменьшения размера штрафа внесенные изменения в санкцию части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.)

В 2010 г. - 8 должностных лиц привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение порядка отбора участников торгов, то есть необоснованный отказ участнику размещения заказа к участию в торгах, 4 члена Комиссии Овюрского района, общая сумма наложенных штрафов составила 120 000 рублей; по части 6 статьи 7.30 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за отклонение членом котировочной или единой комиссии котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд 4 члена Комиссии Эрзинского района, общая сумма наложенных штрафов составила 164 844 рублей (каждое лицо из указанных членов Комиссии было привлечено к административной ответственности дважды 23 085 + 18126 х 4).

В 2011 г. привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение порядка отбора участников торгов то есть необоснованный отказ участнику размещения заказа к участию в торгах, 4 члена Комиссии Тере-Хольского района, общая сумма наложенного штрафа составила 95 600 рублей (23 900 х 4).

 

И снова хочу отметить тот факт, что по инициативе Тывинского УФАС России в целях адвокатирования (разъяснения) положений законодательства о размещении заказов, предупреждения, пресечения нарушений законодательства также в каждом году проведены семинары-совещания :

- в 2009 г. семинар на тему: «Изменения в законодательстве Российской Федерации о размещении заказов с российскими товаропроизводителями» с участием представителей Чеди-Хольского района, Улуг-Хемского района, Кызылского района, Тес-Хемского района, Каа-Хемского района, Мэрии г, Кызыла, Пий-Хемского района (7 представителей районов из 19);

- в 2010 г. семинар на тему: «Разъяснение норм законодательства о размещении заказа в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства»;

- в 2011 г. семинар - совещание «Электронные торги: практика выявления нарушений Тывинским УФАС России, порядок оформления и подачи жалоб на действия государственных (муниципальных) заказчиков» с участием представителей Администрации Кызылского района, Администрации Сут-Хольского района, Администрации Чаа-Хольского района, Администрации Могун-Тайгинского района, Администрации Эрзинского района, Мэрии г. Кызыла (6 районов из 19).

 

В заключении хотелось бы отметить в целом сложившуюся положительную правоприменительную практику Тывинского УФАС России, которая в 65-85 % случаев в зависимости от норм соответствующего законодательства судами разных инстанций поддерживается.

Поэтому хочу обратить внимание присутствующих глав муниципальных образований не игнорировать требования антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов, вникать лично в действующее законодательства, находить взаимопонимание с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва, тем самым можно избежать существенные суммы штрафов и создать все необходимые условия на своих территориях по развитию здорового конкурентного бизнеса.

 

Спасибо за внимание.