Информация - доклад руководителя Тывинского УФАС России О.М. Долгих по вопросу 3 повестки заседания Совета руководителей территориальных органов ФАС России в Сибирском Федеральном округе 11 октября 2011 г.

 

 

 

«Действия антимонопольного органа для установления возможного ограничения конкуренции при предоставлении государственной (муниципальной) преференции. Практика основания отказа в предоставлении государственной (муниципальной) преференции, если она может привести к устранению или недопущению конкуренции. Необходимость проведения исследования рынка и составления аналитического отчета в соответствии с Приказом ФАС России № 220».

 

 

Одной из государственных функций Федеральной антимонопольной службы является рассмотрение заявлений о даче согласия на предоставление государственной (муниципальной) преференции.

Главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) предусмотрен порядок предоставление государственной и муниципальной преференции исключительно по указанным в статье 19 целям.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции (федеральный закон о бюджете с конкретным получателем, средства резервного фонда, не выше установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между ЮЛ по одной сделке не чаще одного раза в год одному лицу).

Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении государственной или муниципальной преференции установлен статьей 20 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 16.12.2009 г. № 841.

Анализ рассмотрения заявлений органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Тыва показывает, что практически каждое заявление, поданное в Тывинское УФАС России по своей форме или приложенным документам не соответствует, установленным законодательством требованиям в связи, с чем подлежит возврату заявителю, а так же что предметом преференции является в 90 % случаев недвижимое имущество (его часть).

Тывинским УФАС России за 2 с половиной года с 2009 по июль 2011 г. рассмотрено 21 заявление, из них 8 возвращено в виду несоответствия требованиям статьи 20 Закона о защите конкуренции, по 4 заявлениям заявителю дан ответ об отсутствии необходимости согласования с антимонопольным органом, по 9 заявлением дано согласие предоставление государственной (муниципальной) преференции в сведением ограничения срока или цели.

Однако это все статистика, хотелось бы обсудить те вопросы, с которыми сталкивается Тывинское УФАС России в ходе применения главы 5 Закона о защите конкуренции и Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 16.12.2009 г. № 841.

В частности часть 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции и пункт 3.19 указанного Административного регламента перечисляют виды решений, которые могут быть приняты антимонопольным органом по итогам рассмотрения соответствующих заявлений. Из содержания указанных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно принимает то или иное решение, предусмотренное указанными нормами, исходя из установления в ходе рассмотрения заявления факта возможного влияния предоставленной преференции на конкуренцию. Наличие конкуренции на том или ином рынке устанавливается путем его исследования с последующим составлением определенного документа, который отражает результаты исследования, проведенные антимонопольным органом, и содержит выводы о концентрации на том или ином рынка, возможные барьеры, в том числе административные и экономические, преодоление которых необходимо для осуществления хозяйственной деятельности на рынке.

В свою очередь хотелось бы отметить, что ни Закон о защите конкуренции, ни Административный регламент не содержит механизм (порядок) соответствующего исследования, но исходя из содержания части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции он должен проводится антимонопольными органами.

Исходя из опроса территориальных органов Сибирского Федерального округа процедура изучения состояния конкуренции и вынесения решения о даче согласия либо отказа в предоставлении государственной (муниципальной) преференции складывается не единообразно.

К примеру, некоторые управления проводят анализ рынка в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (Тывинское, Забайкальское, Красноярское УФАС России), другие управления при рассмотрении заявлений исходят из анализа деятельности хозяйствующих субъектов, конкурирующих на определенном товарном рынке по их экономическим показателям (Кемеровское, Алтайское республиканское УФАС России).

Так как в Административном регламенте № 841 не предусмотрено проведение исследований рынка и составления аналитического отчета по состоянию конкуренции, возникает проблема единообразной практики исполнения государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставления государственной (муниципальной) преференции.

Тывинское УФАС России при рассмотрении заявлений, в целях определения возможных последствий при предоставлении преференций проводит анализ рынка в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220, что значительно увеличивает срок рассмотрения указанных заявлений, создает дополнительную нагрузку на хозяйствующих субъектов, в части необходимости предоставления запрашиваемой информации. Но в тоже время такая процедура дает возможность определения состояния конкуренции и принятия решения в случае отказа в обоснованной форме.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 20 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает решение об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Федерального закона О защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции, о чем может зафиксировано в аналитическом отчете по состоянию конкуренции на товарном рынке, составление аналитического отчета дает возможность оценить предполагаемое ограничение конкуренции при предоставлении государственной (муниципальной) преференции.

Практика принятия решения о даче согласия на предоставление государственной (муниципальной) преференции с введением ограничений в отношении государственного (муниципального) имущества или другого вида предоставления преференции дает возможность для обеспечения уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию. Одним из основных видов ограничения является предельный срок предоставления государственной (муниципальной) преференции в основном на короткий срок, т.е. не более одного года и не более одного раза в отношении одного хозяйствующего субъекта.

В связи, с чем Тывинское УФАС России предлагает внести соответствующие изменения в Административный регламент ФАС России, утвержденный приказом ФАС России от 16.12.2009 г. № 841 в части установления порядка проведения исследования рынка, думается что данный порядок должен сводится только к запросу информацию от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, во избежание излишней нагрузки по необходимости предоставления информации от хозяйствующих субъектов, определения экономических и административных барьеров на основании общедоступной информации и анализа действующих нормативно-правовых актов.

Так же, по мнению Тывинского УФАС России в целях расширения допуска хозяйствующих субъектов к праву пользования государственным и муниципальным имуществом и сокращения заявлений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении государственной (муниципальной) преференции в виде заключения договоров аренды или иных договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества необходимо внести изменения в пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, который предусматривает заключение договоров аренды государственного (муниципального) имущества в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно дополнить его словами «в случае признания конкурса или аукциона не состоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок участников либо принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе (аукционе) всех заявителей».

Соответственно внести изменения в раздел 3 Административного регламента № 841, в части определения механизма (порядка) проведения аналитического исследования рынка или деятельности хозяйствующих субъектов на котором рассматривается заявление о предоставлении государственной (муниципальной) преференции с указанием необходимости либо отсутствия необходимости в соответствии с Приказом ФАС России № 220, а также выделить в отдельный пункт случаи обращения с заявлениями о предоставлении преференции путем передачи недвижимого имущества взяв за основу порядок, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 N 124 "Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)".

Указанные изменения нормы приведут:

- во-первых - к обязательному проведению соответствующих торгов со стороны органов власти и органов местного самоуправления до обращения с соответствующим заявлением о предоставлении государственной или муниципальной преференции;

- во-вторых - отпадает необходимость в проведение глубокого анализа того или иного рынка, так как органом государственной власти или органом местного самоуправления проведены соответствующие процедуры по привлечению не ограниченного круга хозяйствующих субъектов к пользованию государственным или муниципальным имуществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставление государственной (муниципальной) преференции

 

 

Тывинским УФАС России за 2 с половиной года с 2009 по июль 2011 г. рассмотрено 21 заявление, из них 8 возвращено в виду несоответствия требованиям статьи 20 Закона о защите конкуренции, по 4 заявлениям заявителю дан ответ об отсутствии необходимости согласования с антимонопольным органом, по 9 заявлением дано согласие предоставление государственной (муниципальной) преференции в сведением ограничения срока или цели.

В 2009 г. 3 заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о представлении государственной преференции:

1. ООО «Водопроводно - канализационные системы» в виде предоставления указанному хозяйствующему субъекту водопроводно-канализационных систем в аренду в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, решением Тывинского УФАС России от 29.05.2009 г. заявление удовлетворено;

2. ООО «Найырал», в виде предоставления указанному хозяйствующему субъекту нежилого помещения в аренду в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, решением Тывинского УФАС России от 12.10.2009 г. заявление удовлетворено с введением ограничения по цели использования имущества;

3. ООО «Строительное управление № 48», в виде предоставления указанному хозяйствующему субъекту комплекса производственных помещений в аренду в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, решением Тывинского УФАС России от 29.12.2009 г. заявление удовлетворено с введением ограничения по сроку использования имущества.

В 2010 году 11 заявлений органов государственной власти и органов местного самоуправления:

1. Заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва о предоставлении государственной преференции индивидуальному предпринимателю О... в виде предоставления в аренду нежилой площади, в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, решением Тывинского УФАС России от 17.03.2010 г. заявление удовлетворено;

2. Заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва о предоставлении государственной преференции ООО «Компании инвалидов «Домас-Суг» в виде предоставления в аренду нежилого помещения, в целях социальной защиты населения, решением Тывинского УФАС России от 13.05.2010 г. заявление удовлетворено с введением ограничения по сроку использования имущества, с учетом заявленной цели и предмета деятельности;

3. Заявление Федерального государственного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства о предоставлении государственной преференции ФГУ ДЭП № 363, ФГУ ДЭП 367, ФГУ ДЭП № 364 и ООО «Восток» в виде предоставления движимого имущества абонентского терминала в количестве 6 штук в целях объективного контроля и повышения эффективности расходования бюджетных средств на содержания автомобильных дорог в рамках заключенных государственных контрактов, 17.06.2010 года заявителю дан ответ об отсутствии необходимости согласования с антимонопольным органом;

4. Заявление Администрации Дзун-Хемчикского района Республики Тыва о предоставлении муниципальной преференции ООО «Тувинская горнорудная компания» в виде передачи земельного участка без указания цели, решение Тывинского УФАС России от 10.08.2010 г. заявление возвращено в связи с несоответствием его требованиям статьи 20 Закона о защите конкуренции;

5. Заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва о предоставлении государственной преференции ГУП РТ «Аэропорт» в виде предоставления в аренду аэродрома «Кызыл», в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, решением Тывинского УФАС России от 10.08.2010 г. заявление удовлетворено с введением ограничения по сроку использования имущества, с учетом заявленной цели и предмета деятельности;

6. Заявление Муниципального учреждения «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла» о предоставлении муниципальной преференции индивидуальному предпринимателю М... в виде предоставления в аренду нежилого помещения, в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, решением Тывинского УФАС России от 23.08.2010 года заявление возвращено в связи с несоответствием его требованиям статьи 20 Закона о защите конкуренции;

7. Заявление Муниципального учреждения «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла» о предоставлении муниципальной преференции индивидуальному предпринимателю М... в виде предоставления в аренду нежилого помещения, в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, решением Тывинского УФАС России от 29.09.2010 года заявление удовлетворено с введением ограничений по сроку аренды и заявленной цели по виду деятельности;

8. Заявление Муниципального учреждения «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла» о предоставлении муниципальной преференции ООО «Южный» в виде предоставления в аренду нежилого помещения, в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, решением Тывинского УФАС России от 20.10.2010 года заявление возвращено в связи с несоответствием его требованиям статьи 20 Закона о защите конкуренции;

9. Заявление Администрации Улуг-Хемского района Республики Тыва о дачи муниципальной преференции ЗАО «Капитал Медицинское страхование» филиалу в г. Кызыле в виде предоставления в аренду нежилого помещения без указания цели, Решением Тывинского УФАС России заявление возвращено в связи с несоответствием его требованиям статьи 20 Закона о защите конкуренции;

10. Заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о даче государственной преференции ООО «Строительное управление № 48», в виде предоставления указанному хозяйствующему субъекту комплекса производственных помещений в аренду в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, решением Тывинского УФАС России от 10.11.2010 г. заявление возвращено в связи с несоответствием его требованиям статьи 20 Закона о защите конкуренции;

11. Заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о даче государственной преференции ООО «Строительное управление № 48», в виде предоставления указанному хозяйствующему субъекту комплекса производственных помещений в аренду в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, решением Тывинского УФАС России от 06.12.2010 г. заявление удовлетворено с введением ограничения по сроку использования имущества.

За первое полугодие 2011 году 7 заявлений органов государственной власти и органов местного самоуправления:

1. Заявление Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Тувинский государственный университет» о предоставлении государственной преференции ИП Б..., в виде предоставления указанному хозяйствующему субъекту в аренду нежилой площади в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, 17.01.2011 г. заявителю дан ответ об отсутствии необходимости согласования с антимонопольным органом;

2. Заявление Муниципального учреждения «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла» о предоставлении муниципальной преференции Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Полина», в виде предоставления в аренду нежилого помещения, 19.01.2011 г. заявителю дан ответ об отсутствии необходимости согласования с антимонопольным органом;

3. Заявление Муниципального учреждения «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла» о предоставлении муниципальной преференции ООО «Южный» в виде 50 % льготы по оплате арендных платежей за арендуемый земельный участок в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, решением Тывинского УФАС России от 09.08.2011 г. заявление удовлетворено с введением ограничения по сроку использования имущества;

4. Заявление Министерства внутренних дел по Республике Тыва о предоставлении государственной преференции ИП Б..., в виде предоставления указанному хозяйствующему субъекту в аренду нежилой площади в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, 17.01.2011 г. заявителю дан ответ об отсутствии необходимости согласования с антимонопольным органом;

5. Заявление Муниципального учреждения «Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла» о предоставлении муниципальной преференции МУП «Аптека № 1», виде освобождения от арендной платы за нежилое помещение без указания цели, Решением Тывинского России от 16.05.2011 г. заявление возвращено в связи с несоответствием его требованиям статьи 20 Закона о защите конкуренции;

6. Заявление Государственного автономного учреждения «Информационный центр туризма Республики Тыва» о предоставлении государственной преференции ООО «Лесозаготовительной фирме «ТТ», в виде передачи в аренду незавершенного строительством объекта в целях развития физической культуры и спорта, Решением Тывинского России от 15.06.2011 г. заявление возвращено в связи с несоответствием его требованиям статьи 20 Закона о защите конкуренции;

7. Заявление Администрации Кызылского района Республики Тыва о предоставлении муниципальной преференции ЗАО «Капитал Медицинское страхование» филиалу в г. Кызыле, в виде предоставления в аренду нежилого помещения без указания цели, Решением Тывинского УФАС России от 16.05.2011 заявление возвращено в связи с несоответствием его требованиям статьи 20 Закона о защите конкуренции.