ДОКЛАД руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва О.М. Долгих о состоянии законности по факту установления монопольно высоких цен на горюче-смазочные материалы...

 

ДОКЛАД

руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва О.М. Долгих

о состоянии законности по факту установления монопольно высоких цен на горюче-смазочные материалы в городе Кызыле в период с 04 по 08 июля 2008 года

(25.09.2008 г. для совещания в Прокуратуре РТ)

 

В период с 20 июня по 04 июля 2008 года в г. Кызыле наблюдалось повышение розничных цен на нефтепродукты в пределах от 23,5 до 26 рублей за 1 литр марки АИ -92, особенно резкий скачок цен горюче - смазочных материалов (далее - ГСМ) произошел в период с 4 по 7 июля 2008г. – до 37-39 рублей за 1 литр марки АИ-92, при этом, стоимость на аналогичные виды ГСМ в соседних регионах не отмечена.

Исходя из проводимого мониторинга, цены на горюче-смазочные материалы за месяц постепенно увеличились на 1,5 рубля. Розничная цена топлива достигла: бензин марки АИ-92 - 25,0 рублей, бензин марки А-80 -19,0 рублей, дизельное топливо - 24,0-25,0 рублей за один литр. В период с 04.07.2008 г. по 07.07.2008 г. цены на горюче-смазочные материалы резко возросли, все виды топлива подорожали сразу на 10 –11 рублей или 38-40 процентов и составили: АИ-92 35,0-36,0 рублей, А-80 24,0 рубля, АИ-95 38,0-39,0 рублей, дизельное топливо 28,5 рубля.

  • На многих автозаправочных станциях отпуск бензина был прекращен, как устно пояснили работники АЗС, ввиду отсутствия запаса горючего либо до установления более высокой цены на имеющийся запас топлива на автозаправках города. Данный факт послужил основанием для установления обстоятельств повышения стоимости ГСМ.

С целью выявления причин резкого повышения цен на горюче-смазочные материалы на территории Республики Тыва Правительством республики создана межведомственная рабочая группа в состав которой включены Тывинское УФАС России, МВД по Республике Тыва, Служба по тарифам РТ, Управление Федеральной налоговой службы по РТ, для проведения совместной проверки нескольких авто – заправочных станций в г. Кызыле (далее - АЗС), таких как ООО «Юпитер», ОАО «ГААО 2», АЗС «Капитал», АЗС «Сибнефть», АЗС – 4, АЗС «Ажыкай», АЗС «Сайлыг».

Проведенные совместные контрольные мероприятия хозяйствующих субъектов показали, что в период первой декады июля 2008 г. цены на горюче-смазочные материалы оптовыми поставщиками не увеличивались. Основные поставки топлива в республику осуществляются от оптовых поставщиков г.Абакана Республика Хакасия (ИП Г..., ИП М..., ООО «Роснефтепродуктснаб», ООО «Сибнефть») и г.Минусинска Красноярского края (ИП К...). Отпускные цены от указанных поставщиков в период с 1 июля по 7 июля 2008 года были в пределах: бензин марки АИ-92 20,0-22,3 рублей, АИ-80 18,0 -19,5 рублей, дизельное топливо - 21,0 рубль за один литр.

  • Таким образом, увеличение розничных цен при продажи горюче-смазочных материалов установлено хозяйствующими субъектами - владельцами автозаправочных станций г. Кызыла и республики в целом.
  • В связи с тем, что вновь образованное 01.07.2008 года управление по Республике Тыва на тот момент не имело правового статуса и укомплектованного штата сотрудников, так как еще не прошло регистрацию, поэтому контрольные мероприятия по проверкам хозяйствующих субъектов были продолжены сотрудниками соответствующих подразделений МВД по Республике Тыва. По договоренности с министром внутренних дел Республики Тыва материалы проверок будут представлены в Тывинское УФАС России для проведения экспертизы документов на соответствие требованиям антимонопольного законодательства и обоснованности роста цен у розничных продавцов горюче-смазочных материалов.

Необходимо отметить эффективность совместных действий Службы по тарифам, Министерства внутренних дел, Управления Федеральной налоговой службы и Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ, которые привели к снижению стоимости ГСМ уже 08 июля 2008 года. За период работы межведомственной рабочей группы розничные цены по состоянию на 15 июля 2008 года снизились и составили: АИ-95 - 30,0 рублей, АИ-92 от 26,5 до 29,0 рублей, А-80 - 24,0 рубля, дизельное топливо - 28,0-28,5 рубля.

По информации поступившей 12 августа 2008 года от МВД Республики Тыва Управлением были направлены запросы в адрес нескольких владельцев АЗС, у которых было зафиксировано установление высоких цен на ГСМ. Многие владельцы АЗС запрос о предоставлении информации проигнорировали. В то же время по результатам анализа документов, представленных МВД Республики Тывы, выявлено, что установление высокой стоимости носило постепенный и в то же время «нарастающий» характер, приведшее к увеличению стоимости ГСМ в период с 04 по 07 июля в г. Кызыле на 35-40%. При этом установлено увеличение оптовых цен у поставщиков из соседних регионов всего на 5-7 %. Напрашивается вывод о том, что веских оснований для повышения розничных цен на территории республики не было и действия хозяйствующих субъектов можно расценивать как параллельные согласованные действия в установлении единого ценового шага.

Данный факт подтверждает согласованность действий владельцев АЗС в нарушение пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в несоблюдении запретов, предусмотренных главой 2 данного Закона, а именно: во первых, пункта 1 части 1 статьи 10, запрещающего действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта направленные на установление и поддержание монопольно высокой цены товара, во вторых пункта 1 части 1 статьи 11, запрещающего согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.

В связи с тем, что в Республике Тыва не существует оптового рынка ГСМ, а по причине банкротства ОАО «Тыванефтепродукт» определенного резервного запаса нефтепродуктов не имеется, необходимо отметить, что увеличение розничной стоимости ГСМ привело к массовому спросу на данный вид товара, тем самым увеличивая стоимость ГСМ с 26 до 35 рублей.

02 сентября 2008 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в отношении нижеследующих хозяйствующих субъектов: ИП ... (АЗС «Капитал»), ИП С... (АЗС «Сибнефть»), ИП Л... (АЗС «Лоза»), ИП В... (сеть АЗС), ООО «Юпитер» (АЗС «Юпитер»), ОАО «ГААО-2» (сеть АЗС), выразившиеся в согласованных действиях хозяйствующих субъектов по установлению или поддержанию цен на рынке ГСМ.

Рассмотрение дела на Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы назначено на 26 сентября 2008 года. Но на сегодняшний день (25.09.2008) отдельными владельцами АЗС, в частности ИП К... в антимонопольный орган не представлено ни одного документа по запросам Тывинского УФАС России, попросту данный предприниматель игнорирует федеральный орган. По другим хозяйствующим субъектам как ИП Л..., ИП В..., ИП С..., запрашиваемые документы, сведения представлены не в полном объеме либо без четких обоснований о формировании цен, себестоимости, механизма ценообразования и соответствующих внутренних нормативных правовых актов.

По результатам рассмотрения дела в Тывинском УФАС России 26 сентября Комиссией будет принято обоснованное решение либо Комиссия вынуждена будет отложить рассмотрение дела на определенный срок из-за отсутствия достаточных документальных фактов, представленных или даже не представленных отдельными субъектами.

 

 

 

Руководитель управления О.М.Долгих